Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Лучшее врачевство для наших немощей — не иметь праздного времени. Все надо мерять последнею целию. Назначение коротеньких молитовок. Что составляет внутреннюю религиозную жизнь. Благодать ничего не дает человеку, если человек сам не трудится

91 (957)

Лучшее врачевство для наших немощей — не иметь праздного времени. Все надо мерять последнею целью. Назначение коротеньких молитовок. Что составляет внутреннюю религиозную жизнь. Благодать ничего не дает человеку, если человек сам не трудится   

 

Милость Божия буди с вами!

Я получил и ваше октябрьское письмо и все собирался писать... Хорошо, что вы написали снова. Я с удовольствием вам пишу, но теперь собралось несколько дел...

Ваше описание порядка жизни вашей приятно читать... Самое лучшее врачевство для наших немощей не иметь праздного времени.

Танцевали... Небо не обрушилось на вас?! Стало быть, это терпимо в каком-либо смысле... Но что вы приложили к сему относительно прав молодости, не знаю, может ли то твердо стоять. Молодость может ли сказать смерти: не подходи! А она может прийти во время танцев... и все решить... ибо она все решает... Душа явится с танцев на тот свет, Кто там, спросят? Танцорка! Ну, ее вон туда бросьте. Вы меряете юность юностью... Так нельзя. Надо мерять все последнею целью. Зачем живем? Чтобы приготовиться к жизни вечной... Как вместите вы сюда танцы?! и многое другое.

Бывать в обществе хорошо. Тут наука самопознания... Но все же выбор надо делать... То общество, где вы бываете, хорошо, как пишете... И слава Богу.

Что вы не умеете сладить с короткою молитовкою, ничего. Придет со временем. Частые ваши обращения к Богу во время дня, при

215

 

 

всяком деле и после дела, — очень хорошее дело. — Это часть общего правила — ходить пред Богом. То же назначение имеют и коротенькие молитвы... В них священным словом выражается то, что вы выражаете своим. — Другое же высшее назначение короткой молитовки есть углубление мысли и чувства к Богу. То, что у вас есть — эти воззвания, — при первом впечатлении разлетается; кроме того, несмотря на воззвания... мысли толкутся в голове... как комары... Чтобы пресечь эту толкотню, надо связать ум одною мыслию, или мыслию о Едином... Пособие к сему — короткая молитовка. С помощью ее ум упрощается, объединяется и прививает или развивает чувство к Богу... Когда придет сие чувство,— душа утвердится сознанием в Боге... и все начнет делать по-Божьему. С короткою молитвою надо держать мысль о Боге и внимание к Нему... А ограничиваться одними словами... медь звенящая.

Дневник хорошее дело... Но у вас одна сторона хорошая. Следовало бы более замечать своих немощей... А то вы выйдете фанфаронка.

«Долго молиться не умею», — А как же апостол заповедал: непрестанно молитеся?! Память о Боге со страхом Божиим, любовь к Богу с упованием и преданность в волю Богу составляют

216

 

 

внутреннюю религиозную жизнь... У кого она в движении... тот всегда с Богом... И ему не скучно молиться долго-долго. У вас есть зародыш сего в том, как вы при всяком случае обращаетесь к Богу за помощью, и потом благодарите. Развивайте сие... шире и шире.

Ваши недоумения о мыслях «Невидимой брани» зависят от того, что вы смотрите на тамошние уроки не с той точки зрения... В «Невидимой брани» имеется в виду человек, борющийся со страстями и напрягающийся все худое из себя изгнать и все доброе укрепить... Когда он установится в добре и крепок станет, тогда многие из правил или иной вид приимут, или отложатся. В период борения закон: все, что может приводить в движение кроющееся в нас зло, мало ли то или велико, должно быть устраняемо от внимания, и тем паче от чувства... равным образом должно поступать и с тем, что ослабляет делания, способствующие укреплению добра. Просмотрите с сею мыслию ваши заметки, — и сами увидите, с какой стороны они несостоятельны... То, что пишется в сей книге не для одних монахов идет, а ко всем относится, кто хочет очистить свое сердце. В виду имеется не внешнее положение, а душа.

Что-то вы заметили про самодеятельность... Все доброе созидается в нас взаимодействием свободы и благодати... Обще это так выражается: начни трудиться над чем-нибудь и трудись...

217

 

 

Увидит Бог, что искренно желаешь искомого, и даст то... Хочешь приобрести молитву, трудись в молитве,— и Господь даст молитву... Хочешь избавиться от гневливости, трудись над сим, и Бог, видя твое усердие, даст тебе безгневие... Человек сам собою ничего не созиждет в себе доброго, если не придет благодать; и благодать не дает ничего человеку, если человек сам не трудится... Заучите сей пунктик.

Больше не буду ныне писать. Посылаю вам книжки об отречении от мира.

Спасайтесь!

Благослови вас Господи!

Ваш доброхот Епископ Феофан.

27 января 1888 г.


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.