Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Самый разумный образ поведения в отношении к другим. О молитвенном правиле. Что значит непрестанно молиться. Отчего бывают охлаждения. Заучивание Псалтири доброе дело. Служить Господу можно всем, что случается делать. Что есть «милость мира»

90 (947)

Самый разумный образ поведения в отношении к другим. О молитвенном правиле. Что значит непрестанно молиться. Отчего бывают охлаждения. Заучивание Псалтири доброе дело. Служить Господу можно всем, что случается делать. Что есть «милость мира»

 

Милость Божия буди с вами!

Вот и я провинился пред вами нескорым отвечанием.

Прошу извинения.

Что вы писали о себе по поводу прелестного образа самоотвержения, то добре. Самый разумный образ поведения в отношении к другим — не скрипеть, чтобы все шло как по маслу. Без борьбы нельзя, потому что сюда встревает наше я и, как еж, колючки свои выставляет. Эти колючки и приходится подрезывать или вырывать.

Как вы положили действовать относительно молитвы, добре. Попекитесь так устроиться и навыкнуть. Правило молитвенное есть безопасная ограда молитвы... Молитва есть внутреннее дело, а правило молитвенное внешнее.

Но как без тела человек не полный человек, так и без правила молитвенного молитва не полна. То и другое надо иметь и по силе исполнять. Неотложный закон внутренне молиться, и молиться всегда и везде. Молитвословие же не может быть без определенного времени, места и меры. Определение сих трех составляет правило молитвенное. И тут руководитель — благоразумие: когда, где, сколько стоять на молитве и какие употреблять молитвы... всякий может определять по своим обстоятельствам, — увеличить, умалять, передвигать время и место... все направлять

209

 

 

к тому, чтобы внутренняя молитва совершаема была как следует. Относительно же внутренней молитвы одно правило: непрестанно молиться.

Что значит непрестанно молиться? — Быть непрестанно в молитвенном настроении. Молитвенное настроение есть мысль о Боге и чувство к Богу совместно. Мысль о Боге — мысль о Его вездесущии, что Он везде есть, все видит и все содержит. Чувство к Богу — страх Божий, любовь к Богу, ревностное желание всем угождать Ему одному, с таким же желанием избегать всего Ему неугодного и, главное, предание себя в Его святую волю беспрекословно и принимание всего случающегося, как от руки Его непосредственно. Чувство к Богу может иметь место при всех наших делах, занятиях и обстоятельствах, если оно не ищется только, но уже водружено в сердце.

Мысль может быть отвлекаема разными предметами; но и тут возможен навык не отступать от Бога, а всем заниматься при свете памятования о Боге. Вот об этих двух — о мысли и чувстве к Богу всю заботу и иметь надо. Когда они есть, есть молитва, хотя нет молитвенных слов.

Утреннее молитвословие на то и назначается, чтобы водрузить в сознании и сердце сии две вещи... И с ними потом выходить на дело свое и на делание. Если вы утром восставите сие в

210

 

 

душе, то вы помолились как следует, хоть и не все прочитаете молитвы...

Положим, что вы утром настроились так и вышли на дело. С первого шага начнутся впечатления от дел и вещей и лиц, отбивающие душу от Бога... Как быть? Надо поновлять мысль и чувство... внутренним к Богу обращением ума и сердца. А чтоб это удобнее было — надо навыкнуть какой-либо коротенькой молитовке и повторять ее как только возможно чаще. Всякая коротенькая молитовка идет к сему. Но пригожее всех молитва ко Господу Спасителю: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» Трудитесь навыкать ей, и не отставайте, пока навыкнете... Она, укоренившись, будет непрестанным двигателем и предстояния Богу мыслию и чувством к Нему. Вот вам вся программа молитвенного дела! В книге «Что есть духовная жизнь?..» все это описано. Вы добре делаете, что прочитываете ее. Все там писанное писано к красавице, и изображает дело духовной жизни в настоящем виде. Присмотритесь там, что есть духовное, душевное и телесное, или животное.

Что вы положили прогонять утреннюю сонливость, добре... Придавши себе бодренности в эту пору, и весь день вам легче будет держать себя бодренно.

На случай, когда не можно прочитать всех молитв утром или вечером, выберите из молитв

211

 

 

какие посодержательнее... и читайте... а главное, более заботьтесь водрузить в уме и сердце мысль о Боге с соответственным чувством.

Охлаждения, о коих говорите, бывают или от утомления душевного, или от того, что душа слишком много напиталась тем, что есть душевное (смотрите в книге «Что есть духовная жизнь?..» о сем), или оттого, что слишком много дано телу покоя и всякого довольства, или от самомнения и других страстей, волновавших и занимавших душу. Все такое противно духовной жизни, в коей царица — молитва, засаривает и заграждает ключ молитвенный. Но бывает и по Божиему попущению, и по отстранению благодати. Когда у вас горит душа усердием, это есть действие благодати, Божия к душе прикосновения. Бывает, что, когда долго длится, душа думать станет, какая она мастерица молиться, забывая, что живость молитвенного движения есть не ее дело, а дело благодати Божией, присущей нам. За такое думание благодать отходит и оставляет душу одну... а она сама по себе неподвижна на духовное... вот и охлаждение и леность... Как же быть? Главное, стараться устранять причины такого состояния. И затем действовать так, как вы действуете — исполнять правило, несмотря на разленение, стараясь и мысли собирать, и чувства к Богу воспроизводить. За терпение и смирение

212

 

 

благодать воротится... и тотчас разгонит разленение, как ветер разгоняет мглу.

Заучивание Псалтири — доброе дело. Набирайтесь помышлениями и чувствами молитвенными... Святые отцы всем внушали это. И читать псалмы советовали не на молитвословии только, но и кроме того. И среди дел можно прочитывать, и особенно когда бываете в переходе с одного места на другое. Но для того, как между делами поддерживать мысли о Боге и чувство к Нему, лучше всего навыкнуть короткой молитовке.

Служить Господу можно всем, что случается делать, думать и переиспытать от пробуждения от сна до того, как опять смежатся ко сну очи... Это бывает — деланием всего сообразно с заповедями и во славу Божию, по послушанию к Богу, и удержанием своих мыслей и чувств так, чтобы в них не прорвалось ничего неугодного Богу.

Что вы любите слушать пение в церкви, — тут ничего нет укорного, разве только вы ограничиваетесь одним услаждением, забывая о Боге и всем Божеском. Не услаждение укорно, а то, что забывается при сем Бог и Божие. Если будете мыслию проходить все поемое и читаемое в церкви, то не утомитесь, — а, напротив, почувствуете, когда кончится обедня... как скоро отошла служба.

Прочитывание Евангелия и проч. — добре и предобре... При этом — какой стишок или мысль

213

 

 

западет в душу, останавливайтесь на сем более, и днем почаще вспоминайте... и мысли те расширяйте.

Что есть: «милость мира»? Слышите, что возглашает диакон! — «Станем добре... Святое возношение в мире приносите...» Это приглашение к принесению бескровной жертвы. Жертву совершает священник. Присутствующие должны соответственные тому возыметь чувства... страх Божий, нерассеянную мысль, мир с Богом и со всеми, хвалу и благодарение к Богу... Это жертвы духовные... это и означают слова: «милость мира»... Диакон приглашает к возношению жертвы... Присущие отвечают: да, мы готовы... и приносим «милость мира, жертву хваления». Когда поют: «Достойно и праведно...», — священник вспоминает все Божии благодеяния в творении, промышлении, наипаче в искуплении и в самом позволении приносить жертву... Это воспоминать подобает и всем присущим.

Фраза: «милость мира» по-гречески: «елей мира». Мир точно есть елей для душ и лучшая милость, взаимно нами друг другу оказываемая и Богом нам подаемая.

Спасайтесь!

Благослови вас Господи!

Ваш богомолец Епископ Феофан.

4 ноября 1885 г.

214


Страница сгенерирована за 0.56 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.