13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель
Феофан Затворник, свт На новоначальных не следует налагать молитвы Иисусовой. Основное в научении молитве Иисусовой. Чего должно искать молитвою
85(929)
На новоначальных не следует налагать молитвы Иисусовой. Основное в научении молитве Иисусовой. Чего должно искать молитвою
Милость Божия буди с вами!
Долго я не отвечал вам. Виноват! — А между тем у вас предлагались очень важные вопросы,— Первый о молитве Иисусовой, — Я думаю, что старцы хорошо делают, не налагая на новоначальных правило молитвы сей. Надо подождать, пока начавший дело потрудится в молитве церковной и домашней; и только внушить ему, чтоб молился всегда от сердца с памятованием о вездесущем Боге, Коему молится, и с пониманием молитвенных слов, веруя, что Господь близ есть, внимает молитве его и готов исполнить прошение его, если он как следует молится... Подолже подержать его в сем порядке. Потом, когда он привыкнет внимательно молиться сим образом, передать ему и правило молитвы Иисусовой.
197
В творении молитвы сей учить учащихся, чтоб не ограничивались заучением одних слов, а чтоб всегда при сем Господа имели пред умными очами своими и, к Нему обращая слова молитвы, так держали себя, как держали бы себя, если б стояли пред государем и просили его о чем-либо, — Да будет дух сокрушен и сердце сокрушенно и смиренно.
Тот послушник, что писал на сердце молитву Иисусову, видно, всю силу молитвы полагал в словах. Пусть навыкает ходить в присутствии Божием и всякое дело послушания совершает наилучшим образом, ведая, что Господь смотрит на него... и за хорошее исполнение послушания готовит ему награду, а за небрежное (лишь бы с рук долой) — или ничего, или что-нибудь наказательное... Сим образом привыкнет он молиться умно и собранно.
То, чего должно искать молитвою, это есть водружение в сердце тихого, но теплого, чувства к Богу неотходного; восторгов же и особенных движений не домогаться, а когда Бог пошлет особенные молитвенные чувства, благодарить за них, а не присвоить себе, и не жалеть, когда отойдут, как бы о потере какой великой, а всегда от них смиренно нисходить к тихому чувству к Господу.
Второй — о разрешении. Хорошо делаете, что сокрушающегося разрешаете прямо, не налагая
198
епитимии; но говорите ему: брате, сохрани сей дух сокрушен и подновляй его, когда ослабевает,— А тому, кто холодно исповедуется, тому, разрешив его, скажите: брате, позаботься стяжать и утвердить в себе дух сокрушен, а для сего клади по три земных поклона в церкви или дома, с молитвою: дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно даруй мне, Господи!
Благослови вас Господи!
20 сентября 1891 г.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.