13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель
Феофан Затворник, свт Надо остерегаться от художества, которое соединяют с молитвой Иисусовой. Главное, что ищется молитвою
77(912)
Надо остерегаться от художества, которое соединяют с молитвой Иисусовой. Главное, что ищется молитвою
Милость Божия буди с вами!
Все, что вы писали в последнем письме (18 февраля), добре написано. Молитва Иисусова, с верою в простоте сердца творимая, всегда душеспасительна. — Вредным может оказаться художество, какое с нею соединяют. От этого остерегать надо... Можно не вдруг на молитву сию налегать, а сначала всякий пусть навыкает молиться от сердца положенными молитвами и молитвами в церкви. Потом, когда заметите, что кто начинает
182
углубляться в молитву, можете предложить ему творить молитву Иисусову непрестанно, и при сем блюсти память Божию со страхом и благоговеинством. Молитва — первое дело. Главное, что ищется молитвою, есть получение того огонька, который дан был Максиму Капсокаливиту... Сей огонек никаким художеством не привлекается, а подается свободно благодатию Божией. Для чего требуется труд молитвенный, как пишет святой Макарий... Хочешь стяжать молитву, говорит он, трудись в молитве... Бог, видя, как ты усердно ищешь молитвы, даст молитву (Слово 1, глава 13). Это путь Максима... Два года бился он от сердца, ища молитвы,— и получил дар молитвенный... Сие преподавайте всем... Но прибавляйте, что дом молитвы — чистое сердце, и совесть спокойная, и ревнование о всякой добродетели, и засеменение их в сердце...
Не смущайтесь, что вас укоряют. За это Бог даст силу вашим урокам. Только смиряйтесь и в простоте сердца все творите.
Старец или брат, который говорил вам: «Утренних и вечерних молитв довольно». Разумеется это для келейного правила, с быванием на всех службах. — Конечно, довольно. Только надобно, чтоб и церковные и домашние молитвы совершаемы были со вниманием и от сердца. Промежутки же все наполнять надо памятью о Боге — со страхом и сокрушением сердца. — Но
183
при всем сем помнить следует, или иметь в виду, последнюю цель — полученье того огонька, который дан был Максиму Капсокаливиту...
Открывать помыслы, как вы знаете по опыту, весьма благотворно. Читать книги тоже хорошо; и это может при случае подать вразумленье. Но там пишутся общие указания; а на частные случаи лучше искать прояснение у живого знатока дела... Пристращаться к чтению дурно. Это не ведет к добру,— и восстановляет некую стену между сердцем и Богом. Развивается при сем любопытство и совопросничество пагубное.
Сумасшествие от молитвы Иисусовой может произойти тогда, когда, творя сию молитву, не отстают от каких-либо грехов и привычек грешных, кои осуждает совесть. При сем внутри происходит глубокий разлад, прогоняющий всякую мирность сердца... Отсюда помутиться может голова и понятия прийти в смятение и запутанность.
Мужайтесь, — и ведите свое дело со страхом и крепким упованием на помощь Божию, всегда готовую. — Когда приходят к вам, нельзя же выгонять их палкой вон. Не за худом и не с худом приходят. Отказать им в слове, когда знаете, что сказать, так же худо, как не подать милостыню, когда есть из чего.
Благослови вас Господи!
Спасайтесь!
184
С душеспасительным постом и забыл вас поздравить. Поздравляю и желаю вам провести его весь достодолжно, чтоб и Светлое Воскресенье встретить радостнее!
Ваш доброхот Епископ Феофан.
4 марта 1890 г.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.