13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель
Феофан Затворник, свт О поклонах. О чтении псалмов. Не молитва одна нужна, но и ревность о спасении сильная
73 (908)
О поклонах. О чтении псалмов. Не молитва одна нужна, но и ревность о спасении сильная
Милость Божия буди с вами!
Полюбились вам поклоны... И добре. Но не забывайте, что под поклонами должны идти молитва от сердца, — от сердца славословить Бога, от сердца благодарить, от сердца просить, своим ли словом, — что лучше, или заученным, только чтоб всюду было сердце...
Если хотите, чтоб псалмы не развлекали, прочитайте толкование их и уясните смысл их... Потом, никогда много не читайте... и читайте неспешно, вдумываясь в каждое слово. Когда разогреется от сего сердце, можно оставить псалмы... Помните сказание о некоем старце, что он только одну «славу» прочитывал, а потом уходил в сердце и созерцание... и так молился.
О поклонах, — поясные ли класть или земные,— что толковать? Но так хорошо, как вы делаете: десять поясных и один земной... Можно свободно класть, когда в пояс, когда до земли.
Поклоны поклонами, а главное — жизнь исправная. Исправная жизнь идет со страхом и трепетом, от памяти Божией, не отходящей и всякий шаг сопровождающей. Отсюда трезвенность. Но
174
вперед всего — ревность о спасении, сильная и безжалостная.
Четвертый том «Добротолюбия» весь обращен к киновитам, и там не толкуется о молитве. Том пятый — о безмолвниках более, и там — о молитве. Но во всем «Добротолюбии» никаких моих пояснений нет: всё отеческие писания.
Мне думается, что вам не следует отталкивать брата из ученых. Но что знаете, то сказывайте ему в простоте, а чего не знаете, о том говорите: не знаю. Будет ли что из этого или не будет, это можно не иметь во внимании. Пост — спасительное дело, и служение литургий — благотворно. — Что скажут про Ν, если ничего не выйдет или выйдет худое... N за это не ответчик. Как Бог благословит. Бог любит тружеников, только б они смиренны были и о себе много не думали. Истинно доброго ничего не можем мы делать без Господа и благодати Его.
Вопрос монахини о Ν 1), решен первыми словами: «Молиться иногда словами, иногда умом»,— Только пояснить надо, что и умом нельзя молиться без слов, только слова сии не слышатся, а там, внутри, в сердце, мысленно произносятся. Сказать это лучше так: молись иногда словами
1). Речь идет о приписке, в которой сообщалось, что отвечал некий старец на вопрос монахини: «Как лучше молиться — устами или умом?»
175
звучными, а иногда беззвучными, неслышными. Заботиться надо только о том, чтоб и звучная и беззвучная молитва исходили из сердца.
Прочее, тут прибавленное, — прибаутки, именно: «Закрыв глаза, сжав уста и зубы, выговаривай слова молитвы, не касаясь языком зубов... придерживай дыхание... чрез ноздренное дыхание это еще лучше...» Сии и подобные приложения никуда не гожи... Когда из сердца молитва, тогда все забывается. А неопытные прочитают это и станут так делать и верить, что это-то и есть настоящая молитва.
Вопрос, верно, относился к молитве Иисусовой,— Сколько нагородили прибаутков о святой сей молитве?!! — А дело просто: веруешь ли, что Господь Иисус Христос есть единый Спаситель твой? Если веруешь, взывай к Нему: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». А мудрецы мудреные про веру забыли, а все внимание остановили на словах; тут у них пошли сказки и про язык, и про губы, и про дыхание, и про голову с бородою, и про сидение.
Не молитва одна нужна, но и ревность о спасении сильная... Когда есть сия ревность, она уж научит, как быть. И совесть чистою блюсти надо: это — главное...
Благослови вас Господи! Спасайтесь!
Ваш доброхот Епископ Феофан.
15 октября 1889 г.
176
Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.