13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель
Феофан Затворник, свт Существо молитвы в умном предстоянии Господу с чувством. Самое приличное нам чувство есть сокрушение. Страх Божий оживает от памяти о смерти и о суде Божием
64 (899)
Существо молитвы в умном предстоянии Господу с чувством. Самое приличное нам чувство есть сокрушение. Страх Божий оживает от памяти о смерти и о суде Божием
Милость Божия буди с вами!
Существо молитвы в умном предстоянии Господу со взыванием к Нему в чувстве или благодарения, или славословия, или прошения, или сокрушения, или страха, или упования, или другого какого чувства, к Господу относящегося,— так что коль скоро нет какого-либо к Господу чувства, то и молитва не в молитву. Когда кто в чувстве, то ему некогда обращать внимание на внешнее положение как всего тела, так и разных частей его — губ, языка, пальцев, — В сердце надо стоять вниманием, но не пред сердцем, а пред Господом. Если Господа нет во внимании, то и молитвы нет.
Вы много поклонов кладете. Это хорошо; но старайтесь, чтоб при этом было и внимание к Господу, и чувство. Самое приличное нам чувство есть сокрушение: дух сокрушен, — сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит — Это бывает от страха Божия, а страх Божий оживает от памяти о смерти и о суде Божием. Всякий раз, как приступаете к молитве, восстановляйте в себе страх Божий и сокрушение и затем молитесь, не давая ослабеть сим чувствам. Удобнее всего быть в страхе Божием и сокрушении в церкви. Позаботьтесь с сими чувствами всегда быть в церкви. — А потом и дома будете в них... И благо вам!
157
Пересмотрел письмо старцев и их ответ на ваш вопрос, — В письме есть хорошие мысли, их можно иметь во внимании. С чем же не следует соглашаться, я то вычеркнул.
Отвечали ль вы на их ответ? — Если нет, ответьте так: так как ваш прием молитвенный вы не могли оправдать отеческими указаниями, то я отказываюсь следовать вам, боясь попасть на ложный путь: новшества пагубны. Ими враг роет нам яму.
Тому брату юному, которому передали вы прием старческий, скажите, чтоб бросил его. Пусть возбуждает в себе дух сокрушения и смирения и с сими чувствами молится Господу, стоя вниманием в сердце и всегда ходя в присутствии Божием и памяти смертной. Пусть ищет и молится о том, чего искал и что нашел Максим Капсокаливит. Вот прямой путь. У него не видно никаких особых приемов, а была одна жажда того блага, которое получил наконец. Благо то есть духовный огонек и теплота... Но совсем другие от тех, кои порождаются старческими или другими какими приемами. — Когда даст Господь дар тот, тогда все пойдет иначе, и молитва Иисусова иначе будет звучать.
Господь да благословит вас!
Спасайтесь!
Прошу молитв.
Ваш доброхот Епископ Феофан.
7 мая 1888 г.
158
(Вопрос. «Так ли я понимаю о молитве: если я буду о чем-нибудь вас просить, то потребуете ли вы от меня держания ума на губах или на конце языка или перевода дыхания и прочего, разве одного внимания к особе вашей? — Так и Господь мой».)
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.