13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель
Феофан Затворник, свт Искать должно живого осязаемого общения с Господом. Умная молитва есть стояние умом пред Господом с воздыханием Ему. Душа согревается от памяти о Господе. Празднословие — самое разорительное дело
61 (896)
Искать должно живого осязаемого общения с Господом. Умная молитва есть стояние умом пред Господом с воздыханием Ему. Душа согревается от памяти о Господе. Празднословие — самое разорительное дело
Милость Божия буди с вами!
Ищите, и обрящете, обетовал Господь. Вы ищете, и будьте уверены, что найдете.
Чего искать должно? Живого осязаемого общения с Господом. Дает сие благодать Божия, но нам необходимо и самим трудиться о том. Куда
149
же обращать труд? — На то, чтоб всегда памятовать о Господе, яко близ и даже в сердце сущем. Чтобы в сем успеть, советуется навыкнуть молитве Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя»,— повторяя ее непрестанно с мыслию о Господе, яко сущем в сердце или близ сердца. Стань вниманием в сердце пред лицом Господа и говори: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»,— Все дело в этом и есть, и по существу дела больше ничего не требуется.
Все, что кроме этого придумывается, придумывается в пособие к сему, главному. Старцы 1) говорят: держи внимание в сердце или на конце языка и руку держи у груди; старица говорит: вообрази распятого Господа и, как к живому, Ему говори твою молитовку. Если для них это помощно, пусть себе делают, только пусть не считают этого главным делом. Другие делали так: сядет на маленькое стульце, что под ноги подставляют, прижмет голову к груди, пригнется к коленам и дышит: одну половину молитвы говорит, вдыхая воздух, а другую выдыхая... Трудясь так, навыкают молитве, а потом и другим советуют то же... И пусть, только б не считали, что в этом все дело и есть. Но это все и подобное сему — не дело, а приделки. Дело: стать
1). Разумеются не древние старцы, а новые, писавшие тому же иноку наставление от своего разумения.
150
умом в сердце пред лицом Господа и говорить Ему молитву. При сем ведая, что умная молитва есть стояние умом пред Господом с воздыханием к Нему, а молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя...» — есть словесная, внешняя молитва.
Сим способом память Божия утвердится в уме, и лик Божий будет в душе, как солнце. Положи холодную вещь на солнце, она согреется. Так согреется и душа от памяти о Господе, Который есть умное солнце. А что потом будет, после увидишь.
Первый труд — навык повторять непрестанно молитву Иисусову... И начинайте, все твердите и твердите, но все и с мыслию о Господе.
И все тут...
Где сердце? Где отзывается и чувствуется печаль, радость, гнев и проч.,— там сердце. Там и вниманием стойте... Сердце телесное есть мускулистый серчак — мясо... но чувствует не мясо, а душа, для чувства которой мясное сердце служит только орудием, как мозг служит орудием для ума.
Старцев не осуждайте. — Верно они начинают держанием внимания на конце языка, а потом переходят к сердцу. Но и пусть их; только б не почитали этого умным деланием, равно как говорения молитвы Иисусовой. То и другое есть
151
внешнее дело, телесное... Умное дело — одно: умом и сердцем к Господу возноситься.
Воображение распятого Господа есть ли существенное дело? — Нет, и оно тоже — помощное, а не главное. Старица правду говорит, что для удержания ума от блуждания хорошо воображать предмет образно... Это можно... Но к одному образу привязываться нет резонов. Господь теперь во славе, седит одесную,— и все святые окрест Его. — И так можно воображать. Но лучше без образов обойтись, ибо воображение — грубая сила. Лучше в одной вере стоять, что Господь близ, чем воображать, — Старица привыкла, и образ распятого Господа слился у нее с сердечною молитвою, в которой все дело. — Что старица углубляется в молитву до забвения всего, это, истинно, и есть милость Божия, ради ее смирения, без коего не дано было бы сие...
Она не в прелести, а в истине.
Не можете отстать от празднословия. — Празднословие — самое разорительное дело. Равное ему зло, когда прогуливаются, не соблюдая чувств... Успеху в молитве то и другое очень мешает... Когда начнет утверждаться в сердце молитва Иисусова, тогда язык свяжется... Его свяжет благоговейнство пред присущим Господом.
Ведайте также, что надо так вести дела свои, чтоб совесть ни в чем не осуждала, и, если
152
осуждает, надо тотчас умиротворить ее покаянием. И тело надо облегчить малоястием, и малоспанием, и преутруждением...
Благослови вас Господи!
Спасайтесь!
Ваш доброхот Епископ Феофан.
Р. S. Есть ли у вас книга «Невидимая брань»? Там подробно изложено дело молитвы... Извольте читать и вникать.
22 октября 1887 г.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.