13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель
Феофан Затворник, свт То пагуба, когда кто скажет о себе, что во всем прав, и каяться не в чем. Изображение души, истинно спасающейся в Господе. В молитве Иисусовой углубляйтесь, сколько сил есть
57 (770)
То пагуба, когда кто скажет о себе, что во всем прав, и каяться не в чем. Изображение души, истинно спасающейся в Господе. В молитве Иисусовой углубляйтесь, сколько сил есть
Милость Божия буди с вами!
И прекрасно! Так и надо. Вы себя хорошенечко браните и чествуйте самыми непривлека-
142
тельными именами. Так и следует. То уж пагуба, когда кто скажет о себе, что во всем прав, и каяться не в чем. Прекрасно, прекрасно! Извольте так продолжать и более и более углубляться в самоосуждение. Только смотрите строго, первое: не словами только самоосудительно (а сердце самодовольно), и второе: при всем сознании своего непотребства не теряйте упования спасения в Господе Иисусе Христе. Это последнее значительнее первого. Надо так себя чувствовать, как чувствует утопающий на море, который ухватился и лег на доску, сильную его поднимать и носить над бездной. Он постоянно чувствует, что готов погибнуть, но вместе чувствует под собой спасительную доску. Это есть настоящее изображение всякой души, истинно спасающейся в Господе. Она чувствует, что сама по себе гибнет; но вместе чувствует, что есть спасение Господом,— веры ради в Него. Извольте восстановить в себе это чувство, если оно слабо. Ибо в этом сущность христианства личного, то есть во всякой душе живущего.
В молитве Иисусовой углубляйтесь сколько сил есть. Она соберет вас, даст ощутить силу в Господе и сделает, что вы неотступно с Ним будете и когда одна, и когда при людях, и когда хозяйничаете, и когда читаете или молитесь. Только силу этой молитвы полагайте не в повторении слов известных, а в обращении ума и сердца к Господу при сих словах. То и другое вместе.
143
Уединяться вам нет разрешения. Извольте жить, как жили, только во всем со страхом Божиим, во славу Господа, в простоте сердца.
Беседы, заведенные по вечерам, — дело хорошее. Скажу пример. Одна красавица (семьдесят два года) (говорили об ней) имела обычай, когда кто придет к ней из монахов или священников, развертывать книгу и говорить: ну-тка, прочитай да расскажи, что тут такое, — я как-то в толк не возьму. И слушала, что тот говорил. И не сморгнет, хоть бы тот врал, ибо все дело понимала ясно. Извольте дух смирения при сем хранить. И поменьше командовать... Побольше прошений о вразумлении; египетские старцы, когда вели беседы, всегда обращались прежде всего за разрешением к тем, которые были послабее, для воодушевления их и побуждения побольше заняться делом.
Извините, что не скоро ответил. Все леность! Вы не знаете, сколько у меня лености... Ой! ой! Я называю ее моей благоверной, которая взяла меня в руки и пикнуть не дает.
Всех вам благ от Господа желаю.
Молите Бога о мне. И всех ваших прошу помолиться о моей грешности.
Ваш богомолец Епископ Феофан.
С постом!
Душеспасительно провести желаю.
13 февраля 1873 г.
144
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.