13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель
Феофан Затворник, свт Уроки, извлеченные из болезни. Главное в восстановлении сил — спокойствие духа. Лучше, чтоб всегда царил дух смирения глубокого.
49 (694)
Уроки, извлеченные из болезни. Главное в восстановлении сил — спокойствие духа. Лучше, чтоб всегда царил дух смирения глубокого. В «Добротолюбии» — главный магазин духовных научений. Безжалостно отсекайте самоцен мечом смирения и уничижения
Милость Божия буди с вами!
Поболели? — Но слава Богу, что поправляетесь или уже поправились. Слава Богу и за то, что не без пользы перенесли болезнь. Уроки, какие вы извлекли себе из обстоятельств сих, очень многозначительные в жизни и общей, тем паче в духовной. Ничего не ожидать от людей, и все попечение свое возложить на Господа, и еще постоянно ждать смерти... и, веруя, что Господь оставил еще пожить, для очищения грехов, — всю заботу на то обращать. Эти пункты — рычаги духовной жизни и направители.
121
Духовного отца своего не судите строго, не зная наверно, почему он так невнимательно к вам держал себя. — Афонских отцов — спаси Господи! Они хорошо действовали. Брат же ваш и сын... мудреные судьи... как это у них все клеится?
Болезнь была не от образа жизни; следовательно, и менять его не следует по причине болезни. Род пищи в восстановлении сил — побочное дело... Главное — пища свежая (непопорченная), воздух чистый... и больше всего — спокойствие духа. Непокой духа и страсти портят кровь — и существенно вредят здоровью. Пост и вообще постническая жизнь — лучшее средство к хранению здоровья и процветанию его. Немец Гуфеланд написал науку к долголетней жизни, где превозносит постническую жизнь. Научники должны его слушать, а мы других имеем учителей, поважнее этого немца. Молитва вводит дух в Божию область, в коей корень жизни, — а от духа и тело причащается той же жизни... — Дух сокрушен, покаянные чувства и слезы не сокращают силы, а придают их: ибо поставляют душу в отрадное состояние. Вы хорошо сделали, что не поддались их внушениям. Впрочем, в видах скорейшего восстановления здоровья, чтоб пространнее работать Господу, можете без греха немного снизойти к немощам
122
тела,— в сне, труде, стоянии,— и в пище. Это уже после страстной.
Вот лето... можете иногда молоко употреблять, и даже бульон, то же яйца... ездить за город, ибо в городе нет чистого воздуха. Всегда в нем примесь есть... Старцы древние писали, что они сурово относились к телу: не его убить имея в виду, а чрез умерщвление плоти умертвить страсти.
Вы желаете, чтоб сокрушение и слезы никогда не отходили. Лучше желайте, чтоб всегда у вас царил дух смирения глубокого. От него слезы и сокрушенье... от него же и то, что они не надымают... ибо и от них враг ухитряется породить сии зловредные зелия. Бывают и радования духовные вперемежку с сокрушением... Настоящее сокрушение умеет не мешать чистому радованию духовному и с ним дружески уживаться, скрываясь некако под ним. — Теперешнее ваше умиленье и сокрушение — отчасти плод прошедшей или проходящей болезни.
Порождение молитвы во время рукоделья милость Божия, — и молитесь тут же за работою. Жалеете, что молитва Иисусова не бывает непрерывною, — что не произносите непрестанно — это и не требуется... требуется постоянное чувство к Богу, которое может иметь место и при
123
разговоре, и при чтении, и при наблюдении и рассматривании чего-либо... Но как молитва Иисусова, когда вы молитесь ею, бывает в настоящем виде, то продолжайте так действовать, и молитва сия... расширит область свою.
Как по душе пришлись вам мои книжки, то и читайте их... Вон вышли книги, «Моя жизнь во Христе» озаглавлены, о. Иоанна Кронштадтского... одного сорта с моими. Но в них есть многое лучше написанное, чем у меня. Потому не излишне, если встретите их и прочитаете...
Но главный магазин духовных научений в «Добротолюбии». Попросите у афонских отцов дать вам почитать второй том «Добротолюбия». Там говорится все о борьбе со страстями, что крайне нужно добре знать подвизающемуся. Читайте и замечайте признаки, в каких являются страсти... Потом по сим указаниям себя обсуждайте и исправляйте.
А самоцен как у вас? Возьмите меч, или держите всегда, — смирения и уничижения и безжалостно отсекайте, и непрестанно отсекайте главу первому злодею нашему.
Благослови вас Господи!
Благодарю за молитву о мне — и прошу продолжать.
Спасайтесь!
Епископ Феофан.
30 марта 1893 г.
124
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.