Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Чувство, что душу тянет к Богу, и есть непрестанная молитва. Вывод из всего «Добротолюбия»

37 (539)

Чувство, что душу тянет к Богу, и есть непрестанная молитва. Вывод из всего «Добротолюбия» 

 

Милость Божия буди с вами!

Д... М...

Виноват я пред вами много. Прошу извинить и простить. Все думалось, что успею написать в следующую почту... то есть чрез неделю... А недели все летели, и вот сколько их пролетело.

Буду снова читать ваши письма и писать по поводу их, что Бог на сердце положит. Первое не отвеченное от 4 октября... Мое было к вам от 11 октября. Но это не ответное на ваше, а встречное случайно... В этом письме вы поздравляете меня с именинами,— но 11 октября я не именинник в этот день. Мои именины 12 марта, Феофана

101

 

 

Сигрианского Исповедника. Затем поминаете, что молитва все при вас и не позволяет думать и говорить много о суете, но все боретесь с ленью и усталостью. Слава Богу! Благодарите Его за молитву, ибо все от Него... и просите силы для борьбы с противностями добру. Второе письмо от 25 октября. Это, вероятно, ответ на мое от 11 октября, ибо первые строки наши содержат благодарение за письмо. Потом о себе говорите: «Слава Богу, что мне еще не приходило на мысль ценить себя», то есть что у вас нет самоцена... Это очень хорошо... И блюдите себя в этом состоянии. Но смотрите... самоцен лукав, как бес... Да вразумит вас Господь! Вы пишете, что самоцена у вас нет потому, что душа ваша вся стремится славословить Господа, и вы чувствуете, как ее тянет к Нему всем существом. Это весьма хорошее состояние нормальное... Чувство, что душу тянет к Господу, есть сокровенная молитва, и оно одно может заменить молитвословия... Ибо оно-то и есть непрестанная молитва!

Вам вывод из всего «Добротолюбия». Всякий вздох посвящать чистой молитве и зорко смотреть, откуда враг направляет свои стрелы, и соответственно тому действовать... Сей вывод настоящий... Извольте быть так. У Анастасия Синайского это составляет первый пункт его аскетических наставлений. Сестрам вы все же

102

 

 

напоминаете о делах духовных, несмотря на их холодность к сему. Так и следует: какие-либо не внимают, а какие с усердием слушают и в сердце добрые намерения полагают. Рукоделие со бдением молитвенным мешать не следует. Всему свое время... Когда в свое время занимаетесь рукоделием, тогда руки пусть работают, а душа молится... Но когда вы на молитве... все члены должны участвовать в сем... Желаете поминать родителей моих! Благодарствую! Родитель мой — иерей Василий, а матушка — Татьяна. Последнее ваше письмо от 13 декабря. Благодарю за поздравление с праздником, которые теперь уже текут, а не ожидаются. Поздравляю вас и всю обитель вашу... Даруй Господи всем вам вкусить от благ, принесенных на землю воплотившимся ради нашего спасения Сыном Божиим. С сестрами хоть строго вы поступили, но справедливо! Когда уже очень утомитесь, то лежите и молитесь... дух храня спокойный... То, что у вас бывает, что тянет к Господу... блюдите... С этим можно и одним жить и спасаться.

Благослови вас Господи!

Спасайтесь!

Епископ Феофан.

Р. S. Посылаю книгу: древние иноческие уставы!

3 января 1893 г.

103


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.