13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель
Феофан Затворник, свт О навыкновении молитве Иисусовой. Плод молитвы. Страх Божий всегда надо иметь
19(320)
О навыкновении молитве Иисусовой. Плод молитвы. Страх Божий всегда надо иметь
Милость Божия буди с вами!
Желаете навыкнуть молитве Иисусовой по образцу, прописанному в оной книге. (Рукопись афонская: «Искатель непрестанной молитвы». Есть и печатная книга.) Добре! Бог благословит!
72
Урок молитвенный надо исполнять зараз. Начать с меньшей меры. Например: дня два-три но тысяче, потом дня два-три по две тысячи; потом с неделю и более по три тысячи... На трех тысячах можно подолже побыть. После прибавлять по тысяче, если время удобно и прочие службы дозволяют.
Странник (это богомолец — искатель непрестанной молитвы, в той рукописи указанный) ничем не был занят, и к службам не ходил (он доходил от шести до двенадцати тысяч молитв Иисусовых в сутки).
Творить молитву лучше стоя, как отправляется правило. Если ноги уморятся, можно стать на колени... Можно так и положить, чтоб исполнять положенное число молитв то стоя, то на коленах.
Творить молитву: то всю, то первую половину, то вторую. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!» «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго!» «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!»
Только не скоро переменять, а определить или по сотне на каждую, или еще как, но не менее десяти.
Внимание держать в груди, немножко ниже впадинки, что под горлом. Потому, что у вас сердце щемит. А так не станет. Потом теплота отзовется в сердце без щемления. Проговаривать молитвенные слова неспешно, будто нараспев.
73
Поклоны при этом класть по произволу. Если без них лучше идет дело, лучше не класть или изредка класть.
Совершая сию молитву, ко Господу Спасителю обращенную, не надо выпускать из внимания, что Он есть Един от Пресвятой Троицы, нераздельный со Отцом и Святым Духом. Почему при словах тех некако привводить в сознание: благоволение Отца и благодать Духа. Можно это на большой четке...
Не надо ограничиваться одними словами, но при этом освежать созерцание Бога, яко вездесущего, всесодержащего, о всем промышляющего и проч. Лучше всего отбывать сей урок ночью...
Плод молитвы — сосредоточение внимания в сердце и теплота. Это естественное действие. Достигать сего всякому можно. И молитву сию творить всякому, не монаху только, но и мирянину.
Это не есть какое-либо высокое дело, а простое. И молитва Иисусова (одна сама по себе) не чудотворная какая, а, как всякая другая краткая молитва, словесная и, следовательно, внешняя. Но она может перейти в умную и сердечную... все естественным путем. Что от благодати, того надо ждать, а взять того никаким таким способом нельзя.
Что вам писали, что надо прежде страсти очистить, то относится к высокой созерцательной
74
молитве; а это простая молитва... могущая, однако ж, привести к высокой молитве.
Чтоб успешно шло сие занятие, надо всякий раз, приступая к нему, все оставить, чтоб сердце было свободно от всего решительно, чтоб во внимании не торчало; ни лицо, ни дело, ни вещь. Выгнать все надо на это время. Отбывши правило сие, не надо оставлять всей молитвы и во всякое время, а как только свобода, сейчас за нее.
Во время богослужения надо внимать службе... стоя вниманием там же, где и Иисусова молитва творится. А когда что невнятно читают и поют, тогда творить эту молитовку.
Внешние приемы (описаны в пятом томе «Добротолюбия»): сесть на стульце, склонить голову, стеснить дыхание, — можно оставить. Все усилие остановить на сосредоточении внимания в сказанном месте.
Страх Божий всегда надо иметь. Как пред царем и самые близкие не так-то смелы, — так тем паче нам, грешным, пред Господом. Если с Богом запанибрата, то худо... из рук вон. Молиться надо о страхе, и Бог даст.
Благослови вас Господи!
Спасайтесь!
Ваш богомолец Епископ Феофан.
75
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.