Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Путь тех, кои, быв призваны, идут по гласу призвания неуклонно. Как исправляется сердце, заткнутое эгоизмом. Дело молитвы есть дело всех христиан.

14(256)

Путь тех, кои, быв призваны, идут по гласу призвания неуклонно. Как исправляется сердце, заткнутое эгоизмом. Дело молитвы есть дело всех христиан. Как сердце к Богу, так и Бог к сердцу. Как сохранить молитву при многих светских отношениях. Из сердца никогда не должно выходить вниманием. Без покаянных чувств молитва не в молитву. Книги, рекомендуемые для научения молитве   

 

Милость Божия буди с вами!

N... N...

Прошлый раз я, кажется, постановил вам, что Начавший дело Свое в вас, Той и совершит его...

54

 

 

К великому утешению из слов ваших заключаю, что Он и совершает. Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! То, что бывает в вас хорошо. И это обычный путь тех, кои, быв призваны и вняв призванию, идут по гласу призвания неуклонно, не позволяя себе ничего, что было бы противно требованиям Божиим, совестью внушаемым и подтверждаемым. Бог везде есть и коль скоро находит сердце, не противящееся Ему, входит в него и обвеселяет его. Оно и радуется и, к Нему прилепляясь, отстать от Него не хочет. Вообразите себе шар пустой. Воздух там сперт и испортился. Если просверлить маленькую дырочку, то внешний воздух свежий, понемногу втесняясь внутрь, вытеснит прежний попорченный. Если б дать шару чувство, он непременно отозвался бы: ах, как мне теперь хорошо! То же и с нами. Сердце, заткнутое эгоизмом, портится внутри, и дурно-дурно бывает. Обращаемся к Господу, дырочка в нем просверливается трудами по новой жизни, внутреннее нечистое выходит, на место же его входит другое чистое. Это Божеская духовная стихия Сам Господь. Чувствуя это, сердце радуется радостью жизни, почерпаемой от Господа. Господь именуется Посетителем душ... Когда посетит, душа играет.

Вот смысл того, что бывает в вас! Но это не исключительное какое-либо преимущество для

55

 

 

вас одних. Такова общая всем дорога. И сие не от нас, — Божий дар! Если дар, благодарить надо Дарователя и смиряться... Смирение основа всего! Как отойдет смирение, сердце замкнется и все доброе в нем задохнется. Да будет всегда сердце сокрушенно и смиренно. У вас есть это. Не теряйте, а паче и паче развивайте сие чувство... Нормальное к Богу наше отношение есть — болезненное с сокрушением Ему припадание в сердце, с воззваниями: «Имиже веси судьбами спаси мя!» В руки Господни надо положить себя, да творит в нас и с нами, что Его святой воле угодно, только бы спас...

Вот приходит на мысль, правильно ли вы сделали, сбыв с рук хлопоты по имению. Как управлять имениями — есть дело безразличное, только бы хиниею не шло, а все во славу Божию обращалось. Господь внушал: да не отягчают сердца, не объядением только и пьянством, но и печалъми житейскими. Что вы право поступили, свидетельство тому имеете в себе: душа будто крылышки получила... И слава Богу!

Дело молитвы не безмолвников только есть дело, а всех христиан, — и это до самых высших ее степеней. Все степени молитвы Божие суть дело. У Бога же все равны... и смотрит Он только

56

 

 

на сердце. Как сердце к Нему, так и Он к сердцу, чье бы сие сердце ни было. Господь сказал: яко Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут... Это о всех христианах. Апостол же говорит: живот ваш сокровен есть со Христом в Бозе. Младенчество в молитве, как и вообще во всем строе душевном, есть самое лучшее настроение; и берегите его... и просите Господа не допустить потерять вам это чувство. Дети подходят к отцу или матери и ничего не говорят, только увиваются около их, — оттого, что им сладко быть при них... Тако себя имейте, чтоб в простоте сердца всегда увиваться около Господа.

Вопрос: «Должен ли я, при многих светских отношениях, поддерживать молитву или же ею пользоваться только во время келейного правила и в церкви, а в остальное время, если не заглушить, то и не поддерживать ее». — Надо всегда держать молитву... Бог везде есть, и все видит, и очи Его светлейший паче солнца суть. Память об этом надо внедрить в сердце или слить с сознанием. Когда же душа будет держать сознание о сем, то не может не иметь и страха Божия, и благоговеинства пред Ним, с заботою угодить Ему всем — и словом, и мыслию, и движением, и делом. С сим настроением других встречайте, и провожайте, и всякое дело делайте — одни ли вы

57

 

 

или при людях. Убедите себя, что всякою случайностью Бог испытывает вас и, око Свое утвердив на вас, ждет, как-то вы поступите. И поступайте так, как ученик отвечает на экзамене, и притом,— как внешне, так и внутренно. Такое настроение и есть молитвенное, и доставляется только молитвою. Молитва есть ума и сердца к Богу обращение. Когда это есть,— вот и молитва... Трудитесь. Бог даст, что и всех принимать будете, и от Него умом своим отступать не будете. В сем труд... и раздвоения нет. Только разве в начале опытов. Не забудьте, что это главное... и хозяйское радушие к посетителю, и полное внимание, и веселонравие, и при этом память Божия со страхом и благоговеинством. Если б вы сделались не способными к продолжению жизни в свете, — ущерб небольшой... Но молитва, идущая истинным путем, к сему не должна вести. Она только к тому поведет, чтобы всею жизнью своею прославлять Бога, устранив из нее все излишнее, суетное и страсти питающее, и сделав ее молчаливою проповедью о достодолжном, никого, однако ж, не отталкивая и не режа по сердцу, а всех привлекая, и ароматом своей жизни всех располагая к подражанию ей. Потрудитесь это обдумать по своим обстоятельствам и так наладиться. Угрюмая, отталкивающая или брюзгливая жизнь не есть Божия жизнь. Уповаю, что молитва ваша не допустит вас до этого

58

 

 

искажения себя. Однако же необходимо обдумание, опыты... и прошение помощи Божией. Корень всему — смирение и теплота сердечная ко всем. Горение сердца Бог даст. Тогда кто ни встретит вас, всякий почует теплоту сию, и она будет всех вязать к вам и всех вам покорять. Благослови, Господи!..

«Я стал хуже молиться по молитвенникам». Это не ущерб. Хоть никогда не берите в руки молитвенника. Молитвенники — то же, что разговоры, например, французские. Пока не выучился кто выражаться свободно, заучивает разговоры, а когда навыкнет говорить, разговоры забываются. Так и молитвенники. Нужны, пока душа начнет сама молиться, а когда сама уже молится, их можно оставить. Только когда своя молитва нейдет, тогда, чтоб расшевелить ее, надо начать печатными молитвами молиться. И когда расшевелится своя молитва, оставлять их... Так делали великие молитвенники... Читывали, кто псалом один, кто — одну славу... и затем, вошедши в дух молитвенный, оставляли псалмы. Надо знать несколько молитв на память, также несколько псалмов. Но всегда, как молитва есть на сердце, можно молиться и без молитвенника, своим обращением к Богу, с поклонами. Только бы лености, поблажки не было. Ибо тотчас враг подойдет и будто за руку начнет тянуть от моления... Уразумевайте плутни его... Проявление приступа

59

 

 

молитвенного не у всех одинаково. У вас так: «Забил какой-то пульс, в сердце... является позыв в уме творить молитву... в горле чувствуется стеснение... ум скоро отбегает, а в сердце дело продолжается»... Смотрите: что существенное здесь и что случайное? Этот пульс в сердце и стеснение в горле случайности нервные, которые у иных иначе проявляются, например трясением, у других совсем их не бывает. И мне думается, что и, у кого оно бывает, те могут не давать сему хода, как равно могут развить сие до крайности, как, например, в Сибири кто-то падал в конвульсиях. Все это нервное, и может и должно быть пресекаемо. Ибо: «Божие настоящее жизнь нашу расширяет и возвышает», не производя никаких нестройностей или неровностей. Последите сие со вниманием. Существенное же здесь: «Сердце чувствует позыв на молитву»... Тут и теплота должна быть, и с теплотой связанное внимание... Что ум отбегает, это — неправо. Его следует держать и согласить с сердцем или заключить в сердце. Станьте вниманием в сердце при сем и, не исходя оттуда, молитесь там Господу, каким словом хотите, хоть и без слов, одним обращением к Богу — сокрушенным и смиренным. Так и пребывайте там не исходя. Когда есть это движение в сердце и вы одни, — оставляйте все и молитесь, сидя или вставши, только молитесь напряженно там в сердце. Так, пока

60

 

 

испарится чувство. Так написано у кого-то... кажется, у Лествичника. А если при других так случится, то молиться все же надо, но оказательства молитвенности не должно делать. Ведайте, что из сердца никогда не должно выходить вниманием. Но дело в сердце иногда бывает только умное, умом совершаемое, а иногда и сердечное, то есть и начинаемое и продолжаемое с теплым чувством. Се закон не одних отшельников, а всех, кои должны чисто Богу сердцем предстоять и пред лицом Его работать, то есть всем христианам. Ум устает говорить слово молитвы. Молитесь тогда без слов, так повергаясь пред Господом мысленно в сердце и Ему себя предавая... Это и будет собственно молитва, слово же есть только выражение ее... и оно всегда слабее самой молитвы пред Богом.

В церкви хорошо молитесь и не замечаете, как служба идет. Се добре! Если можете, бывайте сколько можно чаще в церкви. Она дом Божий истинный... хоть сложена из кирпичей с известью. Сердце чует, что оно в доме Отца, и сладко ему... Для воспитания молитвы лучше всего ходить в церковь. Дома леность одолевает, а там лености нет места: ибо что ж иначе делать, как не молиться.

Вы справедливо не даете большого веса тому, что у вас бывает... Начатки... куда еще до дела!.. Да и вообще не след слишком заниматься

61

 

 

собою. Отцы святые говорят: «Не меряй себя»... Лучшая себе мера: «ничего нет»... Господи, даждь положит начало благое!.. Господи, имиже веси судьбами, спаси мя! И мысль всякую гоните о мерянии себя, а, задняя забывая, — совсем как бы его не было, в предняя простирайтесь. Враг наводит на то, чтоб мерять себя, чтобы самомнение возбудить и испортить все дело. Всегда говорите себе: «Ничего нет, нечего мерять».

Справедлива также боязнь прельщения... Бывает мысленная прелесть, это — самомнение... бывает внешняя, это — светы, звуки, фигуры какие ни будь... Плюйте на все сие... Вражье есть. Бес явился к одному, и ну кричать: «Христос идет, Христос идет!» Тот сказал ему: «Убирайся, прелесть лукавая! Не пойдет ко мне Христос: ибо я крайне грешен», и бес исчез.

«Кажется, все бы бросили». — Все придет в свое время, если то Богу угодно. Ждите. Но и не желайте сего, а как Господь. Ибо и настоящее ваше пути Божию не противно. Сердечная молитва никогда не преждевременна. Она начало дела. Утверждением ее в сердце дело Божие спеется. Развивать ее надобно, не жалея труда. Бог, видя труд, дает искомое. Настоящая молитва самодельно не бывает: она есть дар Божий. Ищите, и обрящете... Что вы не употребляли художественного способа привития молитвы,— се не

62

 

 

ущерб. Тот способ не неизбежен; и без него можно. Не положение тела — главное, а внутренний строй. Дело все: «стоять вниманием в сердце и к Богу взирать или взывать»,— Я не встречал еще никого, кто бы одобрял тот художественный прием. Преосвященный Игнатий и о. Макарий Оптинский тоже не одобряют его.

Что у вас бывают покаянные чувства в молитве и слезы, это настоящее дело. Без покаянных чувств молитва не в молитву. Так и пишите ее, как не бывшую. Молитва без сих чувств есть то же, что выкидыш мертвый. Так у святых отцов. А слезы раздувайте... Приучитесь голосить над собою, как над мертвым, и с причетами... Ибо главная мысль или место, где следует держать себя мысленно, есть час суда, или тот момент, когда Бог готов произнести: приди, или: отойди! О, Господи, спаси же! И как не плакать, не могши утвердительно сказать, что Он не скажет: отойди?!

Я шел по вашему письму, строка за строкою, и, кажется, что ничего не оставил, о чем либо приходила мысль сказать вам. Разве не разобрал чего? По письму мы с вами братья, но вы старший. Я неразборчиво пишу, а вы еще неразборчивее. Не захотите ли покаяться в этом, — и с плодом покаяния.

Есть ли у вас Исаак Сирианин? Если нет, поспешите приобрести, хорошо и — «Лествицу». Эти

63

 

 

две книги все вам разъяснят. Да и других книг много. Ефрем Сирианин, авва Дорофей, Варсонофий и Иоанн — ответы, «Достопамятные сказания». Думаю, у вас есть они. А если нет, достаньте. Ферапонтов доставит, если отнесетесь.

Поищите преподобного Исихия о трезвении и молитве. Афонцы издали его в русском переводе из «Добротолюбия» особою книжкою. Она вам теперь нужнее бы всего. Почитывайте. Нет ли ее у о. Т...на. Высокопреосвященному Евсевию очень благодарен за память. Будете писать, передайте ему мое глубокое уважение и прошение его святых молитв.

Благослови Господи вас, супругу вашу и деток.

Что дети слабы здоровьем, — ничего. Меньше прыти будет, — ближе к Господу будут. Всяко надо принять, каких Бог дал... И о всем благодарить.

Помолитесь о моем недостоинстве.

Ваш богомол Епископ Феофан.

17 января 1877 г.


Страница сгенерирована за 0.26 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.