13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель
Феофан Затворник, свт Все жизненные обстоятельства надо предать Богу. Больше всего избегайте, чтобы молитву не обратить в одну форму. Упражнение для образования непрестанной молитвы. Объяснение 101-го псалма
111 (337)
Все жизненные обстоятельства надо предать Богу. Больше всего избегайте, чтобы молитву не обратить в одну форму. Упражнение для образования непрестанной молитвы. Объяснение 101-го псалма
Милость Божия буди с вами!
У вас опять старая туга: да как же быть и как устроиться? Небезосновательная тревога; но что же и сделаешь? Все Богу предать. — Буди Его святая воля. Верно, для вас такая участь есть самая лучшая! И примите ее с благодарностию. Одна душа не бедна. Разделывайтесь поскорее с этим имением, а там видно будет, что
258
предпринять. Может быть, так все устроится, что на вашу долю выпадет безбедное существование... Тогда и рукой махнуть. Где-нибудь уголок да дело и труд о спасении души — и все тут.
Время поста настало — и вот широкое приложение трудам молитвенным. Трудитесь; но все же с разумом. Больше всего избегайте того, чтобы молитву свою не обратить в одну форму, или в обычай молитвословия. Всякий раз, как приступаете к молитве, заставляйте душу свою саму молиться, молиться то есть своим словом и своим чувством и мыслию. И это всякий раз — так, чтобы читательная молитва приходила как придаток, как подмога, а не как главное дело. — Весь труд поставьте, или обратите, на то, чтобы непрестанно ходить пред Богом, с мыслию о Боге, о Его вездесущии и всеведении. И почасту из сердца к Нему обращайте взывания. Такого рода упражнение образует наконец непрестанную молитву, в сердце умом совершенную. Ее и поставьте целью, которой добиваться надо. Иные для этого употребляют и механический способ творения молитвы Иисусовой. Можно и вам это делать. Делайте так. Ум свой из головы свесть в сердце и стать там вниманием, и говорить: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную»,— как бы сливать прямо в сердце. При этом немного стеснять дыхание и тело все
259
держать в напряжении. Можно делать это и сидя, но лучше стоя. Произносить молитву неспешно, как бы пережевывая всякое слово. Вниманием надо стать над левым сосцем внутри. Творить молитву как правило молитвенное, — А то и днем все говорить ее, стоя вниманием так же. Затем вниманием не исходите из сердца, что бы вы ни делали. Читаете ли, идете ли, работаете ли все там будьте. — Вот и закон! Когда начнет показываться горение сердца, тогда начнется и внутренняя жизнь! И все тут!
101-й псалом, о коем спрашиваете, как идет к обстоятельствам вашим! Молитва нищего. Это всякий скорбный, и стесненный, и бедствующий! До 12-го стиха изображаются чувства скорбящего. Затем — мысль переходит — на восстановление будто Иерусалима, после плена вавилонского.— Толковники так разумеют, что мысли псалма можно прилагать ко всякому скорбящему — ко грешной душе, обращающейся к Богу, к народу иудейскому, чающему избавления от плена вавилонского, и к созданию Церкви Христовой. Как хотите, так и толкуйте частные места. А 6-й стих... от гласа воздыхания прильпе кость моя, плоти моей. — Так сильна скорбь и воздыхания от ней, что кожа присохла к костям от истощения.
13-й стих — Ты же, Господи... — сам по себе понятен. Тут поворот на другие мысли обнадеживающие. Все течет, только Бог неизменен и
260
слово Его, — Иудеи, в плену бывшие, и утешались тем. Все пропало, как бы говорилось, и мы истощены,— но Ты, наш Господи, вовек пребываешь... и слово Твое исполнится... — обетование о восстановлении Иерусалима и возвращении из плена. — Душа грешная — при сем слове, каясь, тоже может воодушевлять себя надеждою, что Господь и ее, разоренную грехом, вознаградит и созиждет... Тоже и языческое человечество могло обращаться с упованием ко Господу, что наконец и оно будет призвано к боговедению... и все народы с царями славить станут Господа Иисуса Христа (стих 23).
«Ущедрить» — значит — завалить щедротами, или щедрыми дарами. Щедрость и из любви слово «ущедрить» может значить — следовательно, стих ущедрят персть — значит любят персть. Пророк говорит: и камни, и самый прах Сиона или Иерусалима — дорог израильтянам, — Ты воскрес — воскресши, то есть восставши, пробудившись, внимание обратив, — как в 19-м и 20-м стихах. — Вы же все к себе прилагайте, или ко внешнему своему состоянию или больше к душе. Берите всякий стих отдельно и, подумавши, определите, что он может значить для вас. — А что непонятно, спрашивайте, буду отвечать. Самому же толковать, не догадаешься, что именно нужно,— а все подряд и все мысли.
261
Спаси вас Господь и помилуй. Спасительный пост даруй вам Господь провесть душеспасительно. Навыкайте молитве, как я прописал.
Всех вам благ от Господа желаю.
Ваш богомолец Епископ Феофан.
11 марта.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.