13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель
Феофан Затворник, свт О трезвении и умной молитве. Как быть, когда ум начинает блуждать. Как приобрести терпение
109 (8)
О трезвении и умной молитве. Как быть, когда ум начинает блуждать. Как приобрести терпение
Милость Божия буди с вами,
достопочтенный о. Агапий!
Оба письма ваши я получил зараз, приношу благодарность за память и благожелания. Прошу не забывать меня и в молитвах ваших.
Вы наговорили на себя в письме так много, что, не умея поверить тому, я нашел лучшим понимать то в противном смысле, — именно так: когда вы говорите, что не имеете чего-либо, я разумею так сам, что вы то имеете, и говорю: «Слава Богу»...
253
Все немощи, какие вы написали, и у меня есть... Я вижу и стараюсь преодолеть их и уврачевать. Иногда успех бывает, а потом опять старое. Скажу, однако ж, как я поступаю. Главная и у меня с вами забота о трезвении и умной молитве, они вместе идут, и одно без другой не бывает. Умная молитва по форме очень проста и, кажется, очень доступна. Вот: низойдя умом в сердце и уставясь там пред лицом Господа, взывай о том, чего ищешь, взывай: «Господи, даруй мне молитву!» Трезвения ли ищешь, взывай: «Господи, даруй мне трезвенно!» Терпения ли ищешь, взывай: «Господи, даруй мне терпение»... и прочее, и все так...
Лучше всех взываний есть: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!» Творите так и будете иметь умную молитву. Но беда наша в том, что мысли разбегаются, за ними уходит и внимание, и ум начинает блуждать вне и незнать куда уходит. Молитва и пресекается, хоть и стоим на молитве. Как же быть? Не вижу нигде указаний; одно все говорят: когда опомнишься, воротись опять в сердце и начинай опять взывать из сердца, взывай и о том, чтоб ум не убегал вовне. Опять убежит ум, опять вороти его и опять берись взывать — и все так... Что же выйдет? Будет ли конец сему убеганию? Надо бы ему быть, но у нас с вами все не клеится. Мне думается, что если приложить к сему
254
борению самоукорение на себя и прошение у Господа трезвения, то Господь, увидев наше терпеливое искание и искреннее желание трезвения, подаст нам по милости Своей.
Трезвение есть дар благодати, и самому его достигнуть невозможно, а надо только трудиться над исканием его и молить Господа о нем в чаянии Божия присещения. Как искать? Замечаете ли, что, когда есть в сердце чувство, тогда внимание не отходит от сердца: потому заключаю, что если делать так, чтобы приступить к умной молитве не иначе, как наперед возбудив в сердце какое-либо чувство, то внимание не отойдет от сердца, с вниманием будет там ум и умная молитва. Попробуйте так, может быть, дело пойдет на лад.
Какое чувство? Всякое святое. Славословие, благодарение, сокрушение, страх Божий, самоуничижение и прочее... Помолившись так, сядьте и почитайте что духовное — лучше всего о трезвении и молитве. Потом походите и подумайте, а то поговорите с кем все о том же...
А блуждание мыслей как? Когда будет чувство в сердце, они не будут блуждать. Когда кран в самоваре отвернут, вода течет неудержимо, а когда завернешь кран, вода останавливается; так и с мыслями: все текут и текут, завернешь кран, и перестанут. Это завернутие крана есть возбуждение святого чувства в сердце и держание его.
255
Это будет все искание, увидит Господь и даст искомое. Надо облещись в одежду смирения и держать глубокое чувство своего ничтожества и скудости во всем... Когда нет такого чувства, Господь не даст дара трезвения. Больше об этом не умею, что сказать.
Еще жалуетесь на недостаток терпения — терпение никак не водворится в вас; если не будете держать глубокое чувство, что все встречающееся с вами, встречается по воле Божией. Потому встречайте то с полною покорностию воле Божией, как бы Бог стоял пред вами и приказывал вам терпеть. Тут же придет и смирение, и нищета духовная... и все тревоги ваши прекратятся.
Скорое читанье заученных молитв, конечно, нехорошо, а ведь это в вашей же власти. Как заметите это, прекращайте и начинайте читать неспешно.
Мера для читанья молитв по молитвеннику или на память: имейте понимание и сознание читаемого; так читайте, чтобы все читаемое сознаваемо было. Этим и скорость определяйте. Помните вы двадцать четыре молитовки святого Златоуста? Прочитывайте их почаще, прибавьте к ним другие из псалмов или церковных песнопений и тоже затвердите, — и читайте с соответственными мыслями и чувствами. Можно ими и все молитвенное правило заменить, но для вас в этом нужды нет.
256
Что-то вы помянули об отношении своем к монастырю. Вам до него дела нет, там настоятель есть, других начальственных лиц достаточно; как их Бог вразумит, так и делают. Вы же только молитесь: «Помоги им, Господи! Вразуми, укрепи!»
Спасайтесь!
Ваш доброхот Епископ Феофан.
22 сентября 1893 г.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.