13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель
Феофан Затворник, свт Что главное в молитве. Чего следует искать в молитве. Чувство покаяния — дверь в Царствие. Что такое молитва без слов
108(6)
Что главное в молитве. Чего следует искать в молитве. Чувство покаяния — дверь в Царствие. Что такое молитва без слов
Милость Божия буди с вами!
Вот и добре! — Благослови вас Господи быть так, как написали. И совсем забудьте и кончик носа, и губки свои святые. А будьте исполнителями правила, Филофеем Синайским изреченного: «С утра стань у сердца и именем Иисуса бей ратников». В молитве что много заботиться о словах и произношении их? Все должно быть поглощено чувством к Богу — или сокрушением, или благодарением, или славословием, или прошением чего потребного для души и для тела и для внешнего положения с верою и упованием. Такие чувства и подобные им да порождают вопль к Богу, и сей вопль будет настоящею молитвою,— и, скажу, единою истинною, — Прежде начала молитвословия надо оживлять сии чувства размышлением, напряжением внутренним на
247
них и молитвою о них; а потом и весь день пребывать с ними. И будет сие непрестанная молитва. Искание у Господа с верою и упованием и сокрушением всякое благо духовное исторгает из рук Божиих и молитву испросит достодолжную. Имейте в мысли Максима Капсокаливита. Вопиял он от всей души и от всего помышления своего, и Господь даровал ему... И это дарование стало для него источником духовной жизни. Сего ищите и о сем вопийте. Не сласти ищите духовной, а того, чтобы со страхом и трепетом стоять пред Господом, Божеское Ему воздавая поклонение. Буди вам сие по богатству милости Господней!
Говоря о состоянии вашей молитвы, на третьем месте полагаете недоброе состояние, которое изображаете так: «Бывает так стеснительно, что ни ум, ни сердце не могут произносить молитвенных слов, а, как бы умученные и убитые, в неподвижном стоянии внутри, в чувстве своего ничтожества и покаяния». Не умею понять, почему вы такое состояние называете недобрым?
Стоять внутри неподвижно и, конечно, пред Господом есть хорошее состояние.
Если при этом имеется еще чувство своего ничтожества и покаяния, то и лучше и желать ничего нельзя. Дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
248
Чувство ничтожества — мытарев глас спасительный; чувство покаяния — дверь в Царствие. Если таковым именно ваше состояние бывает, то им нечего тяготиться; а надо развивать чувство ничтожества и покаяния и разогревать до пламенности. Может быть, вы неточно описали его, а судя по вашим словам, его не следует считать худым. Во всяком случае, не надо при сем обращаться за помощью к устам и концу языка.
Ничем вещественным и телесным духовного добыть нельзя.
Скорее, следует обращаться к богомыслию и размышлять о Божиих свойствах, делах и таинствах. Если это трудно, читайте какие-либо молитвы на память, или какой-либо псалом, или свою слагайте молитву по состоянию своему: ибо Господь близ. И это вернее направит ваше состояние, если оно действительно не хорошо.
Далее пишете: «Я имел некоторое сомнение, думая, что умная молитва выше устной пред Богом», но мое предыдущее письмо уверило вас в противном. Так говорить нельзя без каких-либо оснований. Я же не помню, какое течение мыслей привело меня к тому, чтобы сказать так. Повторяю вам положение молитвы. Молитва есть ума и сердца возношение к Богу, или вопль из сердца к Богу. Сие возношение и сей вопль могут иметь место в душе и исторгаться из сердца без слов,
249
то есть не облекаясь в слова, или, как обычнее, они облекаются в слова и ими выражаются. В первом случае молитва бывает бессловесная, а во втором — словесная. Такое слово, молитву выражающее, бывает или внутреннее, там в сердце образующееся, или не внутреннее только, но и внешнее, языком и гортанию произносимое. Первое есть умное, мысленное, а второе — устное,— Словесная молитва бывает еще своя, своим словом изрекаемая, или чужая, заученная, или по молитвеннику читаемая. Всякая словесная молитва, внутренним или устным, своим или чужим словом выражаемая, — одинаковой есть цены пред Богом, коль скоро выражает молитвенные чувства и мысли к Богу или сопровождается ими. Внутреннее слово свое всегда исходит из сердца и ума, потому молитва внутренним словом своим всегда есть молитва настоящая. Молитва же заученным словом может не сопровождаться соответственными мыслями и чувствами и потому не быть молитвою, а только звуком молитвенным. — По сим определениям извольте различать, когда умная молитва может быть ниже устной.
Во-первых, это может быть только с словесною молитвою, не своим, а чужим, заученным словом мысленно произносимою, и, во-вторых, когда при сем в душе не имеется соответственных молитвенных чувств.
250
Прилагаю ответы на ваши вопросы:
1. На литургии побыть в церкви довольно на одной, и ее, как и вечернее правило, келейно молитвою заменить можно. О последнем, кажется, надо испросить разрешение у настоятеля. Да и о первом, если у вас положено, чтоб лица, вам подобные, бывали на всяком собрании церковном.
2. Скоро ли лучше или не скоро молитвословить? Вопрос этот у вас самих решен. Вы говорите: «Стараюсь всякое молитвенное слово доводить до чувства и чувствую от сего большую пользу». — Старайтесь и всегда так делать — и вопрос — скоро или медленно — совсем не родится.
3. «Люблю читать, но и молитву ради чтения оставлять сомневаюсь». — Молитва выше чтения; потому оставлять молитву ради чтения незаконно,— Чтоб сии духовные делания одно другому не мешали, надо точно определить молитвенное келейное правило мерою и числом и всегда исполнять его в настоящем молитвенном духе, не оставляя, не умаляя и не ускоряя исполнения его ни ради чего... Еще: за чтением ли или за другим каким делом найдет молитвенный дух, оставлять надо всякое дело и молиться. Можно это и сидя или ходя, но лучше стать на обычное место и класть поклоны, пока душа насытится. Главное наше дело — к Богу приближение, которое бывает преимущественно в молитве. Молитве потому все должно уступить.
251
4. «Что такое молитва без слов?» — Есть неподвижное пребывание в молитвенных чувствах к Богу, не произнося ни в уме, ни устами никаких слов. Это высшая степень молитвы. Непрестанною молитвою может быть только такая молитва. То, что вы назвали недобрым состоянием молитвы, близко подходит к этому.
Да будет дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно... и будет молитва в душе...
О. А-лу. Что вы, после хлопот по смотрению за постройками, беретесь за чтение, это хорошо, когда мысли разбрелись и душа опустела. Чтение собирает их и займет душу Божественными предметами. Но потом надо отдать долг и молитве.— Молитесь усерднее и собраннее в церкви. Укрепившись тем, будьте в памяти о Боге и о Его присутствии с соответственными чувствами и во все время надзора за постройками. Молитва, таким образом, не будет подавляема, а разве только немного пресекаема... и добре будет... Определите время для молитвы келейной и исправляйте его неотложно. Прочие затем дела келейные распределите как знаете, включив в сей порядок и чтение.
О избираемых в настоятели. Кто же может смело сказать, что он гож для настоятельства? Потому лучше с этой стороны и не смотреть на дело избрания в настоятели. А надлежит смотреть на него, как на назначение послушания,—
252
пусть принимают сие как назначение в монастыре на привратничество, водовозничество, хлебопечение и всякое вообще монастырское послушание. И исполняют его всеусердно, со всяким рассмотрением и вниманием. Сказать, что негож, и попросить, чтоб уволили от сего, нет греха. Но упорничать не должно. Вот все, что требовалось разъяснить вам.
Извольте исполнить мою покорнейшую просьбу: перепишите сие письмо и все прежние письма и копии пришлите, чтоб мне знать, что написано вам, — Память у меня слаба.
Благослови вас Господи!
Спасайтесь!
Ваш доброхот Епископ Феофан.
6 июня 1888 г.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.