13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель
Феофан Затворник, свт Об утешениях от св. Причастия, — и др.
61. Об утешениях от св. Причастия, — и др.
Первое слово у вас о добром состоянии после св. Причастия. Слава Богу! Даруй вам Господи больше и больше сродниться с Ним. Но не забывайте, что добрые сии действия св. Причастия всегда суть дело милости Божией. Есть? — и слава Богу! Благодарите Господа, и паче и паче смиряйтесь. С нашей стороны необходимы — труды приготовления, затем вера, страх и трепет при приступании к таинству. Но как ни будь все сие исправно, — ощущение благого действия от св. Причастия не есть необходимый плод их. Это всегда в руке Божией. И как ни милостив Господь, но нередко сокращает руку Свою, или в научение, или в наказание, особенно за недостаток смиренных чувств, и еще особенно за такое помышление: то и то сделаю, и будет мне то и то от принятия св. Таин. Такие пророчества всегда суть вражьи, — и никогда не сбываются. Ибо тут творится грех чуждоприсвоения,— себе и своим трудам приписывание того, что прямо есть милость Божия.
Коротенько поминаете о том, как в жизни пришлось вам пройти огнь и воду. Благодарите Господа.
373
Он навел вас на эту дорогу, и провел ею и привел к тому, что вы теперь. Благодарите, что не допустил вам выступить из той колеи, какая Им намечена для вас и для вашей жизни.
Опять у вас с утра оказался на языке стишок псаломский, и твердился целый день: Взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. — Записывайте их, как я говорил, — и иногда прочитывайте. Выйдет Божия книжка, в душе вашей писанная и вами оттуда в тетрадку переписанная.
Устав свой постнический наладили. Смотрите, не слишком ли трудноват будет. Поблажать себя и льготы позволять не должно; но и тяготы большие вдруг налагать на себя не надо. Тяготы и трудности лучше, начав с малого, понемногу прибавлять. Так, действуя незаметно, можно дойти до таких себя преутруждений, которые будут гораздо значительнее вами намеченных, но которые не будут подавлять. Почему думаю, что нам лучше некоторые труды умерить теперь, и потом понемногу подбавлять их. Устрояйтесь, впрочем, как находите для себя лучшим, — и с духовником потолкуйте. — Еще одно не забудьте: не вязать себя уставом своим, сохраняя за собою всегда свободу действования, — и об одном заботясь, чтоб всегда быть с Господом. Поменьше механизма и формы. Жизнь в движении, — а не в форме закаленной.
Пишете: «Думается, что у меня все идет гадко»,— Лучшего думания, и вернейшего, и придумать нельзя. Так оно и есть. Чего же доброго вы от себя ждете? — Слава Богу, что хоть замечаете это. То еще дурнее будет, если станете все в себе видеть хорошим, — Милости Божии только исповедать надо, что, несмотря на недобротность нашу, Он не отвращает от нас очей Своих, и не забывает иногда малую какую кру-
374
пинку перебросить и нам от обильной трапезы истинных чад Своих.
Пришло мне на мысль передать вам, как одна монахиня ретивая, везде у себя в келье на тех местах, которые невольно встречаются глазам, понаклеила бумажек с изречениями слова Божия или св. отцов. Они содержанием своим возобновляли в ней мысли и чувства, которые почаще иметь во внимании она считала для себя душеполезным. Это сделать и вам, полагаю, будет не бесполезно.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.