13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель
Феофан Затворник, свт Слово на Благовещение
НА БЛАГОВЕЩЕНИЕ.
Урок от благовещения; взойди в обрадованное состояние — и благовествуй, земле, радость велию.
Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу. 1). Какую это радость заповедуется земле благовествовать? — Радость спасения в Господе Иисусе Христе. — Вся земля была в глубоком трауре, и хотя с уверенностью чаяла, но долго-долго не видела избавления. Наконец благая весть принесена с неба, возвещена по всей земле и радостно принята. — Благовествуй же, земле, сию радость твою великую.
Небеса, приникая к земле, видели только плач, стенание и горе. Но вот просветлел лик сетующей земли — и как образ совершения сего явил во всей полноте беспредельные Божественные совершенства, то как удержаться и небесам от того, чтоб не хвалить сию Божию славу? Хвалите же, небеса, Божию славу.
1). Припев 9-й песни Канона Благовещению.
636
Небеса, кои приглашаются хвалить славу Божию, — это мир Ангельский; а земля, коей повелевается благовествовать радость велию — это люди... Ангелам что напоминать о Богохвалении, когда они и так непрестанными гласы взывают: свят, свят, свят Господь Бог Саваоф! — А людям, может быть, неизлишне напоминать: не забывайте, друга, о великой радости, единственно-истинной радости, принесенной нам с неба в час Благовещения Пресвятой Деве Марии.
Когда Архангел в первый раз возвестил Преблагословенной Деве: радуйся,— тогда, можно сказать, только занималась заря радостного дня, имевшего воссиять впоследствии... Но и тогда у Пресвятой Девы, уразумевшей силу слов приветственных, сама собою исторглась песнь: величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем 1). В каких ныне восторженных песнях должна изливать радость свою душа, когда знает и Воскресение, и Вознесение, и Сошествие Святого Духа, основание и прославление Церкви Божией на земле, и водворение на небесах Церкви первородных! — Судя по сему, у нас не должно быть нерадующихся; а если так, то что и говорить нам: радуйтесь. Радующийся радуется, напоминай ему или не напоминай о радости; равно как не имеющий на
1). Лк. 1, 46-47.
637
сердце радости не будет радоваться, сколько ни тверди ему: радуйся, радуйся! Благодарение Господу! И мы введены в сокровищницу благ небесных и стоим у источника всех радостей и утешений. Если причастились сих благ, то пьем утешения и радуемся, а если не причастились, не можем радоваться, сколько бы ни напрягались на то, пока не вкусим тех благ обвеселяющих. Итак, смысл воззвания: благовествуй, земле, радость велию,— однозначителен с приглашением: вкусите, людие, благ, принесенных Господом на землю, — и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто уже не возьмет от вас.
Кто сидел во тьме, томился сею темнотой и потом изведен на свет, тот не может не чувствовать утешения, что видит свет дневной, радостное солнце и все освещаемое им разнообразие тварей. Он не забудет никогда прежнего томления и минуты, в которую избавлен от него. И мы по естеству — во тьме: воссиял ли свет Христов в сердцах наших? Созерцает ли око ума нашего Бога, в Троице поклоняемого, — сие умное Солнце, и все открытые нам тайны Божественного мироправления и искупления, — сей Свет, освещающий все сущее и бывающее?! Помним ли минуту, когда прогнана тьма и облистал нас Свет умный? — Кто может сказать сие, тот радуется... кто не может: изыди прежде из тьмы, и возрадуешься.
638
Кто томился в узах и освобожден, тот помнит хорошо, как пришла к нему весть о свободе, как отворили узилище, разбили оковы и извели его на свободу... и не может не радоваться, потому что вкушает свободу. Лежат и на нас узы греха, злых обычаев мира и тиранство сатаны. Помним ли в жизни своей такую минуту, когда, как Ангел, слетало в душу чаяние и желание свободы, когда вливалась в душу необычайная некая сила и с ней спадали одни за другими узы греха, мира и диавола? С кем было это, тот в области свободы чад Божиих — радуется и веселится... с кем не было... взыщи прежде сей свободы, и начнешь радоваться... и все святые Ангелы возрадуются с тобою.
Кто лежал в расслаблении, покрытый ранами, и потом исцелен, может ли тот не иметь чувства здравия и ходить, не радуясь в крепости и бодрости от присутствия новых сил? И мы в расслаблении от нерадения, и в ранах от страстей. Приходил ли к нам Врач душ и телес, и душа наша внимала ли слову Его, как расслабленный: возьми одр твой, — и как больной: се здрав ecu!..1). Кто сподобился сего, тот не может не петь песней радости, скача и играя, а кто нет — взыщи прежде Врача, уврачуйся, и будешь радоваться.
1). Ин. 5, 8, 14.
639
Кто был в изгнании или самовольно убегал из дома, а потом воротился и благосклонно принят, забудет ли тот, как навстречу ему вышел отец его, пал на выю его и облобызал, как потом обмыли его, одели и учредили пир о возвращении его?.. А помня сие, может ли не утешаться тем непрестанно, пребывая в дому отца своего милостивого?!.. Бегали и мы из дома Отчего... Помним ли тоску разлучения, побежденную робость и прогнанный страх возвращения — в покаянии, милостивое объятие Отчее — в разрешении, пир — в причащении... и главное — носим ли в глубине сердца своего то убеждение, что мы в доме Отца, а не в изгнании, в милости и любви, а не под гневом и клятвою? Если так, дух наш не может не радоваться, хотя бы тело терзали ногтьми железными, а если нет — нет нам радости, хотя бы мы окружили себя всеми утехами мира...
Так, братие, кто вкусил блага, принесенные Господом на землю, то есть и этот свет ведения, и сию свободу от уз греха и силу на добро, и это исцеление ран сердца, и это сыновство Богу,— тот пребывает постоянно в небесной непритворной радости.
Ублажим таковых; а тем, кои чужды сего состояния, пожелаем внити в радость Господа прямым путем вкушения благ, приносящих истинную радость.
640
Не льститеся, братие!.. Духовная радость не есть минутное, случайное, принужденное увлечение сердца, а есть отражение постоянного радостного состояния всего существа, преимущественно из отношения его к Богу и восприятия от него помянутых благ. Можно насильно напрягать свое сердце на радость, но радость будет извергаема из него тотчас, как палка, вертикально погружаемая в воду. Можно на минуту обмануть сердце представлением ему мнимых благ, но это будет не обрадование, а опьянение, кончающееся обычно большим томлением. Блюдитесь же и не обманитесь.— Можете встречать много светов — светов суемудрия, кои не суть светы ведения, а блуждающие огоньки, подобные тем, кои всегда почти вьются над трупом мертвого... Смотрите и не обманывайтесь. Есть люди, кои думают, что расширяют круг свободы в неограничении своих желаний, но кои на деле походят на обезьян, самовольно запутывающих себя в сети. Не увлекайтесь примером их. Мало ли предлагал мир утех, будто целений ран сердечных, но кои больше еще томят и разъедают раны, как миражи водные в пустыне или соленая вода, разжигающая жажду! Отчуждите себя от них. И князь мира, дышащий злобою на нас в сердце, всегда с сладкою, будто отеческою речью до времени обращается к нам, предлагая довольство и покой. Отриньте обаяния и сего льстеца, обаявающего нас.
641
Пусть не знает сердце ваше другой радости, кроме радости спасения в Господе Иисусе Христе. Пречистая Владычица Богородица — первое радости приятелище, да обрадует всех нас сею радостью — кого в чувстве действительного спасения, кого в верной надежде получения его, да воспоет каждый ныне с Нею: величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Аминь.
1860 г.
642
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.