Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Слово в день Петра и Павла

В ДЕНЬ ПЕТРА И ПАВЛА.

Петр и Павел чему учат значением имен своих и изменением прежних.

Празднуя ныне в честь святых апостолов Петра и Павла, от сих апостолов надо нам принять и приличное дню наставление, чтоб не праздно праздновать, а в празднестве учиться люботрудному христианскому житию. У святых апостолов все поучительно: пример их жизни, и труды в проповеди Евангельской, и паче всего их Богодухновенные писания, которые и предлагаются нам каждогодно в чтениях церковных. Может, кто хочет, почерпать себе наставления и в сем обильном, но глубоком источнике. Я же ныне хочу вместе с вами остановиться вниманием на том, что более просто и близко к нам, именно на именах святых первоверховных апостолов, и из них взять себе и вам урок на нынешний день. Прошу послушать.

И, во-первых, вникните в значение имен сих святых апостолов. Что значат имена Петр и Павел, и зачем так устроено Господом, что они

575

 

 

сочетаны в едином празднестве? Петр значит камень — и указывает на твердость, прочность и непоколебимость. Павел значит малый — и указывает на невысокое о себе мнение, на самоуничижение и смирение. Петр и Павел вместе учат нас, что нам надлежит быть твердыми в вере и христианском житии и вместе смиренными и самоуничиженными, и указывают на то, что нельзя быть твердыми, не будучи смиренными, и, напротив, чем кто смиреннее, тем тверже и непоколебимее в христианской вере и жизни. Как строящий дом углубляет прежде основание, так в христианстве прежде надо углубиться самоуничижением, чтоб твердо основаться в нем и потом на нем уже созидать себе дом спасения, по указанию Господа, Который есть основание нашего спасения,— такое, что иного никтоже может положити, и Который, однако же, будучи превыше всяческих, смирил Себя, послушлив быв далее до смерти, смерти же крестной. Так, смирение есть самое прочное основание христианской веры и добродетели. Почему бы так? — Потому, что без Божией благодати мы ничего доброго не можем ни помыслить, ни сделать, а благодать Божия не подается самоуверенным и надеющимся на свои силы. На кого, говорит Господь, воззрю, токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих. Подобно тому, как дождь скатывается с горных мест и обильно орошает

576

 

 

места низменные, так смирение привлекает к себе обильную Божию благодать; а гордость и самонадеянность отталкивают ее. Таков закон правды Божией, что Бог гордым противится, смиренным же дает благодать. Не считаю нужным пояснять вам, братие, к чему сие обязывает нас, когда то само собою видно.

Обратите, во-вторых, внимание на изменение апостольских имен. Петр прежде именовался Симоном, а Павел Савлом. Господь изменил их имена и Симона наименовал Петром, а Савла Павлом. Сие изменение имен означает существенное изменение и в душах самих апостолов, ибо Бог нарекает имена не как-нибудь, но так, что сим наречением и самое дело не только означает, но и производит. Свет, например, не прежде получил бытие, как и имя. То же надобно сказать о воздухе, земле и всякой другой твари. То же и у апостолов; имена их изменены, конечно, потому, что произошло в них самих изменение, предшествовало ли сие изменение наречению или произведено им. Так, братие, и все мы, христиане, получаем новое имя чрез существенное в нас изменение. Рождаемся мы, как и все люди, от ветхого Адама, и по сему Адаму перстному и сами именуемся и бываем перстными, яков и тот перстный. Но потом возрождаемся в

577

 

 

новом Адаме, Господе нашем Иисусе Христе, — и по Сему Адаму Небесному именуемся и бываем небесными, яко и Он Небесный. Христианин именем Христовым и украшается ради того, что от Христа Господа приемлет новую жизнь. Аще кто во Христе, нова тварь 1). Совершается сие в Таинствах Святых, и совершается чрез слово. Вместе с словом: «крещается раб Божий» умирает ветхий и рождается новый человек; вместе с словом: «печать дара Духа Святого» нисходят и впечатлеваются в существе нашем новые благодатные силы. Как первоначально Бог, нарекая не сущие, давал им существование, так и здесь — тайнодейственное слово таинственно производит то, что намеревает. Помышляя о сем, что речем, братие? — Речей: благодарение Господу о неисповедимом Его даре.

Но и только ли? — О нет. Но по имени нашему да будет и житие наше. Как Христос, воскресши, уже не умирает, так и мы, возродившись к новой жизни, в обновлении жизни ходити начнем 2). Бог Превечный еще прежде сложения мира нарек нас во усыновление Себе Иисусом Христом 3). Но, нарекши так, Он тогда же избрал, или определил, нас в Нем к тому, чтобы быть нам святыми и непорочными пред Ним в любви. Итак, братие, звания небесного причастницы,

1). 2 Кор. 5, 17.  

2). Рим. 6, 4.  

3). Еф. 1, 4-5.

578

 

 

ходите достойно звания, в неже званы бысте 1), чтоб иначе на кого-либо и из нас не пал укор: имя имаши, яко жив, а мертв ecu 2). Имя одно не на пользу нам. Надо к имени приложить дело. Иудеи величали себя чадами Авраама и гордились тем; но Господь что сказал им? — Вы отца вашего диавола есте 3). Так и мы на деле то, какими видит нас Господь, хотя и не желает бы иногда видеть таковыми. Имя наше — христиане, а на деле, может быть, иной из нас язычник, иной невер по образу мыслей и жизни. Таковым и видит его Бог, и таковым сокровенно называет, хотя внешне остается на нем то же имя, не в оправдание, конечно, а в укор. Поревнуем же быть таковыми, каковыми желает нас всех видеть Бог в Господе нашем Иисусе Христе, то есть святыми и непорочными в любви, какими и нарек Он нас в Нем прежде сложения мира. А для сего на ком лежит служение, служи; на ком учение учи; кто начальник начальствуй со тщанием; кто имеет достаток — подавай в простоте; между собою будем жить в любви нелицемерной, ненавидя зло и прилепляясь благому, тщанием будем неленивы, будем духом гореть, Господеви работая в домашних и церковных молитвах. — Вообще, по Апостолу, не веку сему будем сообразоваться, но преобразоваться

1). Еф. 4, 1.

2). Апок. 3, 1.

3). Ин. 8, 44.

579

 

 

обновлением ума, искушая, что есть воля Божия, благая, и угодная, и совершенная 1).

Если так устроимся в житии своем и устоим в нем, преодолевая все препятствия, и внутренние, и внешние, то смотрите, какие великие обетования возвещает нам Господь: побеждающему дам ясти от манны сокровенным, и дам ему камень бел, и на камени имя ново написано, егоже никтоже весть, токмо приемляй 2). — Далее: побеждали, той облечется в ризы белыя; и не имам отмыти имене его от книг животных, и исповем имя его пред Отцем Моим и пред Ангелы Его 3). Наконец: побеждающего сотворю столпа в церкви Бога Моего и боле не иметь изыти ктому: и напишу на нем имя Бога Моего, и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, сходящего с небес от Бога Моего, и имя Мое новое 4). Что может быть выше сего? Имеяй убо уши слышати, да слышит. Аминь.

29 июня 1861 г.

1). Рим. 12, 2.

2). Апок. 2, 17.

3). Апок. 3, 5.

4). Апок. 3, 12.

580


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.