13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель
Феофан Затворник, свт Слово в неделю всех святых
В НЕДЕЛЮ ВСЕХ СВЯТЫХ.
Небожители образовались для неба на земле, в Церкви Божией. Живи по духу Церкви — и ты будешь принят в среду их.
Всех святых воспоминает Святая Церковь вслед за Пятидесятницею — во свидетельство и указание плодов сошедшего на землю Святого Духа. Неплодна была земля святостью. Благодатию же Духа Святого напоенная, обильно начала плодоприносить ее, во утешение Домовладыки всякой твари. Как вода живая и здоровая, где ни протечет, везде возбуждает растительность по роду земли и страны, так благодать Духа, куда ни проходила, везде восставляла Господу людей, совершенных в разуме и добросердечии. Четырьмя потоками текла вода из рая земного и напаяла всю вселенную. Во все четыре страны святые апостолы, сосуды Святого Духа, принесли обильные потоки благодати Его, напоили жаждущие души и возрастили в них всякого рода добродетели.
503
Все сии одухотворенные, внушениям Духа последовавшие и в путях Его ходившие, как новонасаждения масличные, перенесены и пересаждены с земли на небо и там составляют прекрасный рай небесный, в коем почивает Триипостасный Бог. Во главе всех Пречистая Владычица Богородица, за нею святые апостолы и пророки, далее святые мученики, пастыри и учители, девственники и девственницы, преподобные отцы и матери и все другие лики святых. Сей-то рай духовный живописует нам ныне святая Церковь, — да обоняет всяк по силе своей благоухание его и желанием да возжелает достигнуть того, чтоб удостоиться и самому быть пересаждену в блаженную страну ту.
Как у домовитого хозяина, кроме сада настоящего, бывают еще рассадники и теплицы, где возращаются у него разные дерева и цветы для большого сада, так и Господь благоволил устроить. Настоящий его сад духовный — на небе и состоит из всех святых — чистых и совершенных. Подращаются же и подготовляются для того сада духовные леторасли — в земной Его теплице, или рассаднике святой Божией Церкви. Тут у Него приставлены садовники, которые ходят за дающими росток душами, поливают их, обрезывают, окапывают и охраняют. Те,
504
кои успевают подрасти и окрепнуть, пересаждаются в небесный сад. Те, кои не подрастают и не поддаются действиям возращающим, как безжизненные и сухие, извергаются вон.
Такова и наша участь! Или будем пересаждены в небесный сад, или извержены вон, как негодные. Мы уже в теплице Божией, в животворном рассаднике — святой Церкви. Благодать Духа Святого всесторонне и разновидно объемлет нас. И воды напояющей, и света освещающего, и теплоты согревающей много вокруг нас. Можно сказать о нас словом Пророка: мы древо, насажденное при исходищах вод.
Древо, насажденное при исходищах вод, плод свой даст во время свое, и лист его не отпадает. Оно вечно юно и плодоносно. Так всегда с древом. Но не всегда так с нами! Древо не свободно, — и непременно растет, цветет и плодоносит, когда окружено тем, что благоприятствует растительности. А душа свободна и, несмотря на то, что окружена всем благоприятствующим духовному ее расцветанию и ращению, может оставаться сухою, безжизненною и бесплодною, потому что все то может не принять и воспротивиться тому. Свободою своею она отверзает в себе вход духовным влияниям, кои, вошедши, производят в ней духовное ращение, и свободою
505
своею она так может замкнуться в себе, что не даст входа в себя никакому действию духовному — и, оставаясь отдельною от источника духовною оживления, будет иссыхать, чахнуть и замирать.
Так в Церкви Божией все готово к оживлению нашему и соделанию нас цветоносными и плодоносными. Но соделываются действительно таковыми только те, кои свободно приемлют все, что заповедал Господь во Святой Своей Церкви, и самоохотно желательным сердцем подчиняются тому. Хочешь быть духовно растущим, восприими все заповедуемое и содержимое Церковью. Заповедуется догмат - приими догмат, как бы он ни был выше меры твоих человеческих соображений. Дается заповедь — подчинись ей, как бы ни была она противна твоим личным настроениям. Учреждены службы Божии — участвуй в них и их порядку и времени подчиняй свое занятие и дела житейские. Дано духовное отечество и руководство — не чуждайся его и, как огня, бегай самоуправства и самочиния в духовных занятиях своих и подвигах. И во всем так: назначен пост — постись; велят говеть говей; велят исповедаться и причаститься исповедайся и причастись, и прочее.
Кто так самоохотно всему покоряется, тот ставит себя в положение обильно напояемого живительным потоком благодати Святого Духа.
506
В Церкви Божией все исполнено силы Божией, и чего ни коснись, отвсюду получишь сию силу Божию, только касайся с верою, без размышления, самоохотно. Те, кои всю жизнь свою устрояют но указанию Святой Церкви и ничего не позволяют себе делать противного внушениям ее, находятся под постоянным притоком Божественных сил. И они-то суть воистину древа, насажденные при исходищах вод. Исполняясь сил духовных, они растут, крепнут, совершенствуются и по окончании земного поприща, подобно древам, подросшим в рассаднике, пересаждаются в небесный рай. Напротив, холодные к Церкви, чуждающиеся ее, поблажающие своенравию ума своего и своих желаний, порабощенные бездейственному совопросничеству, заключают все входы свои и, не приемля оживляющих действий Духа, замирают и иссыхают, и сами себя готовят в пожжение. Вокруг их все цветет, а они сохнут, хоть думают, что они только и живут. Они в себе хотят найти источник оживления и вместо того находят умерщвление. Не хочу, говорит, верить; что сам узнаю, то и признаю истинным, — и впадает в ложь и заблуждение. Не хочу подчиняться писаным заповедям; природа — мне закон, - и впадает в похоти различные и страсти бесчестия. Не хочу подчиняться стороннему руководству; я и сам разум имею, — и исполняет собою приговор Премудрого: имже несть
507
управления, падают аки листвие. Не хочу подчиняться чинам Церкви, мне некогда, и они излишни, и время свое тратит на пустые обычаи мира, растлевающие. Так и во всем,— И бывает уделом сих самоумников и самоуправников своенравных ложь, заблуждение, страсти и похоти злые, а наградою безотрадно-томительное, присножаждущее состояние духа неудовлетворенного. Они осязательно сохнут и чахнут, хоть живительные источники — тут же, вокруг них.
Вот две участи пребывающих в рассаднике Церкви Христовой! Церковь действительно возращает для вечной жизни покоряющихся ей, а непокоривые иссыхают, как хворост и терны. Сие ведая, поревнуем первым, отвращаясь от нрава последних,— и Господь благодатию Своею несомненно восприимет нас в небесный рай, в сожительство Святых Своих, их же молитвами и да сподобит Он сего всех нас. Аминь.
14 июня 1864 г.
508
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.