13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель
Феофан Затворник, свт Слово на Покров Пресвятой Богородицы
НЕБЕСНЫЙ НАД НАМИ
ПОКРОВ СВЯТЫХ,
И
УРОКИ ОТ ЛИЦА ИХ ВО ДНИ
ПРАЗДНОСТВЕННОГО
ЧЕСТВОВАНИЯ ИХ
На Покров
Пресвятой Богородицы.
Небесный над нами простерт покров святых: как сподобиться милостей их?
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы преутешительное и преотрадное умным очам нашим открывает зрелище! — Открывает небо и там Владычицу Богородицу, о нас ко Господу ходатайствующую и вслед себя увлекающую к тому же ходатайству и весь сонм святых, сильных дерзновением пред Господом; за ними же открывает и Самого Господа всяческих, внемлющего ходатайству сему и на него преклоняющегося. Преотрадно сие! Ибо из сего ходатайства Пресвятой Богородицы со всеми святыми и преклонения Господа к нам составляется небесный многомилостивый покров над нами, преисполненный благодатей, всегда готовых обильно излиться на нас.
Внемлем сему, братие! Покров сей непрерывно простерт над нами, и мы непрестанно состоим под ним. Мы окружены нуждами душевными
489
и телесными, а там - всякая помощь, всякое благо и всякий дар. Прострем руки — и примем дар, отверзем сердце и уста — и исполнимся благ, воззовем — и привлечем помощь. Но, хотя и готово нам оттоле всякое даяние, надо, однако ж, нам и со своей стороны приготовить вместилище для принятия его, привлечь и приять. Вместилище для принятия — сердце жаждущее, ищущее, сила привлекающая — слезная уповательная молитва, руки приемлющие — сыновнее дерзновение со смирением. Если так настроимся, будет между нами и покровом небесным непрестанное общение. Мы будем тогда земля жаждущая, а тот — облако орошающее и напояющее. И, если б действительно было так, были бы во всем совершенны и ни в чем же лишены. Нет сего последнего — верно, оттого, что нет первого. Иначе понять нельзя, как еще есть между нами лишенные чего-либо, когда и все-промыслительная благость объемлет нас, и ходатайство о нас есть непрестанное на небе, — когда Ангелов Хранителей имеем и соименных святых ходатаев — попечителей?! — Не от чего другого сие, как от того, что дара небесного принять или не во что, или нечем, или не за что. Поясню вам сие — духовное — тем, что бывает в видимых явлениях. Когда собираются облака на небе и покрывают все видимое нами небо, они бывают полны световым веществом, ко-
490
торое называют электричеством. Вещество сие любообщительно, и, как только есть где готовность принять его, оно тотчас исходит и явно бывает и там — на небе, и здесь — на земле. Привлекают его предметы высокие, острые, чистые; проводит влажность, течение воздуха. Когда есть что из сего в земных вещах и в такой силе, что способно привлечь его, оно нисходит на землю, а когда нет, не нисходит,— и облака проходят так. Точь-в-точь то же бывает и в духовной жизни. Покров небесный простерт, как облако, над нами и исполнен небесных благодатей — любообщительных, готовых тотчас низойти, если есть между нами лица, привлекающие и способные принять, такие, то есть, лица, кои по свойствам своим духовным подобны предметам вещественным, привлекающим из облаков свет. Вот сии свойства! Что в вещественном — высота, то в духовном — смирение, ибо оно у Господа высоко; что там острота, то здесь устремление ума на небо; что там чистота, то здесь искренность желания небесных вещей; что там течение воздуха, то здесь движение святых чувств и помышлений; что там влажность, то здесь сокрушенное и слезящее сердце; что там теплота, то здесь горение духа, уповательною молитвою согретого. Кто исполнен сих чувств и расположений, тот не может не привлечь из простертого над нами покрова небесного желаемой
491
и искомой благодати. — Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам 1).
Так всегда и бывало, что, когда или целый сонм людей, или одно какое лицо, в чувстве нужды духовной или телесной, смиренно обращалось к Богу со слезною, сокрушенною, уповательною, неотступною молитвою, — небесная помощь и заступление не замедляли. Назначат пост, соберутся все в храм, молятся день и ночь, и услышаны бывают; или один кто запрется в храмину, затеплит лампаду и начинает вопиять к Щедродавцу: О Господи, спаси! Владычице, помози! — и помощь приходит. На всенощных, когда во время литии часто поют: Господи, помилуй, — это взято с того, что в нуждах народных все падали ниц и в слезах непрестанно взывали: Господи, помилуй! — и встать не хотели от силы и теплоты уповательного прибегания к Господу. При таких-то болезненных воплях и покров Пресвятой Богородицы явлен, и всякая другая народная или частная помощь чрез Пресвятую Богородицу или других святых бывает только при этом. Так-то, чтоб получить благодать свыше, надо смиренно припадать и болезненно вопиять. Ничто так не лишает нас небесной помощи, как самоуверенность, надежда на людей и хорошую обстановку внешнюю. Все сие и по-
1). Мф. 7, 7.
492
добное ведет к забвению Бога и свидетельствует о нем. Богозабвением недугующий предпринимает ли что, всегда опирается на средства, какие полагает в себе, или нужде какой подвергается, избыть от нее чает пособиями, какие видит вокруг себя, а к Богу не обращается. Вы не увидите его ни в церкви, ни дома на молитве. А когда так, какой ожидать ему помощи свыше! — вот он и оставляется себе самому и своим способам. А человек что есть, и что есть все, чем он обладать может? — Трость сокрушенная, трава, пар. Жить, надеясь только на себя, то же, что идти по тинистому месту. То и дело будешь погружаться в чину неудобств и препятствий, кои вяжут и не дают двинуться вперед. Уповающего же на Господа милость обыдет, милость, знаменующаяся благоуспешностью и скорою во всем помощью.
Но чтоб так было, не тогда только надо возгревать привлекающие небесный покров расположения, когда застигнет нужда какая или беда, а иметь их надобно постоянно в сердце своем, чтоб и быть постоянно под покровом небесным. Дома утром и вечером молиться, и так почасту обращаться умом своим к Господу и всем святым, в церковь Божию ходить, как только есть возможность, особенно в воскресные и праздничные дни, среду и пятницу поститься, и тем паче соблюдать все большие посты, равно как и
493
прочие молитвословия церковные исполнять. Всем сим свидетельствуется, что мы на себя не полагаемся и всего чаем с неба — от Господа, и установлено все сие затем, чтоб возбуждать и укреплять в нас такое расположение. — Кто дома не молится и в церковь нейдет, значит, не чувствует нужды в небесном покрове; не чувствует нужды — не ищет его; не ищет — лишается его. Чем больше таковых, тем хуже для дома, града и веси, для области и государства, ибо чем их больше, тем больше сокращается покров небесный, или совлачается и сдвигается с тех мест. Где церкви пусты и народ начинает чуждаться церкви и всего церковного, там жди или скорого вразумления бедами, или совершенного оставления Божия. Избави нас, Господи, от сего!
Я нарочно свел на это речь мою, чтоб и вам сказать: не ослабевайте в ревности посещать храмы Божии. Ныне ведь праздник большой, а вчера вас в церкви было не так много. Если под этакий праздник мало, то под воскресенье еще меньше, а в простой день и совсем никого. Театр или зрелище какое, в какой день ни будь, всегда битком набиты, а церковь оставляется и в большой праздник! Как это не извинительно! Вечер ведь: какие дела? — Верно, никаких; так время пропадает; а если и есть какое дело,— ночь твоя; эти же два часа отдай на молитву. Помощь свыше придет неожиданно и спорость
494
в делах подаст. Я знал одного человека многодельного, который уверял, что если когда не поленится сходить в церковь, то кончал в час и в два дело, на которое в другое время употреблял часов пять и более. Так и в будни бы ходить в церковь надобно, а не только в дни праздничные и воскресные. Церкви у нас — с раннего утра до вечера — непрестанно отворяются, с приглашением на молитву, — и все бывают пусты. Кто-кто зайдет, а жителей у нас десятки тысяч. Что же, все довольны?! Никто ни в чем нужды не имеет и никакой беды не чает?! - Когда бы так! И когда бы не пал на нас укор Пророка: уты, утолсте, разшире; и забы Бога, сотворшаго его 1).
В других местах и в будни много бывает народа в церкви, в воскресенье же и праздники и не протиснешься. А у нас что?! Одуховились мы или устарели в христианстве?! Но старость есть возраст молитвенный, а одуховление и знаменуется прилежною молитвою. — Скажешь: дома помолюсь. — Нет, не пойдешь в церковь, и дома не помолишься, ибо леность, которая не пускает тебя в церковь, с тобою остается; а если и помолишься — не помолишься так, как помолился бы в церкви. Уж не стали ль мы охладевать к церкви Божией, и охладевать оттого, что и к
1). Втор. 32, 15.
495
вере святой хладными становимся! Ах, братие, осмотритесь! В церковь не сходить раз-два — нехорошо, но все еще не велика беда. Но когда сердце к вере начинает хладеть, тут подходит беда смертная! В смертный час тело охладевает; и душа, когда хладеет, значит — замирать духовно начинает. И эта холодность такого рода, что, не останови - тотчас захватит всю душу и заморит жизнь ее. Остережемся же, братие, и если есть в нас признаки такой беды, поспешим отвратить ее возгреянием в себе духа молитвенного, покров небесный на нас привлекающего и всякую благодать из него извлекающего.
Владычице Богородице! покрой нас честным твоим покровом и избавь нас от всякого зла, — и телесного, паче же душевного, — моляще Сына Твоего Христа, Бога нашего, спастися душам нашим. Аминь.
1 октября 1864 г.
496
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.