13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель
Феофан Затворник, свт Слово в навечерие Рождества Христова
В НАВЕЧЕРИЕ
РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.
Изъяснение пророчеств о Мессии.
Не обременю внимания вашего долгою речью. Только несколько слов намерен вам в руководство, как бы лучше провести навечерие наступающего праздника. В час события Рождества Христова все небо подвиглось изумлением и радованием, видя начало исполнения предвечных предначертаний, подготовленное откровениями, учреждениями, прообразами, явлениями, пророчествами. Готовящимся торжественно праздновать сие событие нельзя лучше провести последние пред тем часы, как благоговейно размышляя о том, как оно подготовлялось. Итак, когда наступит тишина ночная и улегшиеся заботы дадут свободу уму вашему, погрузите мысль свою в глубину ветхозаветных времен и в бывших тогда откровениях соберите все начертание имевшего быть явления на земле Сына Божия во спасе-
460
ние наше. Я же предложу вам нечто в пособие к тому.
Станете ли вы у входа в вертеп Рождества, чтоб смотреть назад, или у заключенных врат Рая едемского, чтоб устремлять взор вперед,— картина не изменится в существе. Вы увидите, как живописавшие лик Спасителя от простейших черт восходили все к более сложным, от общих — к частным, от многообъятных — к подробнейшим.
Первая черта — спасительное семя жены, имевшее стереть главу змия. Как во мраке ночи, где-либо вдали показавшийся огонек благонадежным указанием пути радует заблудшегося путника, так сие обетование чрез долгий ряд веков спасительно руководило не имевших зде пребывающего града, а грядущего взыскивавших 1). Слышанное прародителями, оно перешло чрез долговечных патриархов, потоп и смешение языков и обновлено в обетованиях Аврааму, Исааку и Иакову — всем одними и теми же словами: благословятся о семени твоем все люди, — благословятся о семени твоем все языцы, — или все концы земли 2). — Вскоре затем патриарх Иаков видит уже нового скиптродержавца - примирителя; далее — ходатай народа Моисей указывает Пророка с заповедью слушать его; а царь
1). Евр. 13, 14.
2). Быт. 12, 3; 18, 18; 22, 18; 26, 4; 28, 14.
461
Давид — Иерея нового, по чину Мелхиседекову. В ряд с сими изречениями шли разительные прообразы.— Вот жертвоприношение сына отцом — в Исааке, союз неба с землею — в лествице Иакова, спасение чрез отверженного и проданного — в Иосифе; далее — купина, горевшая, но не сгоравшая, столп облачный, переход чрез море, услаждение древом горьких вод Мерры, манна, истечение воды из камня, медный змий, все устройство скинии — что суть, как не сень грядущих благ 1), как уверяет Апостол?
Конечно, несмотря на такую общность и таинственность черт в указаниях будущего избавителя, верою просвещенное и согретое сердце способно было ощущать сокрытую в них силу, подобно Аврааму, сквозь сень преобразовательную узревшему день Господень и возрадовавшемуся. Но нельзя было не желать яснейшего истолкования таинственного и подробнейших очертаний для многообъятного. И вот, когда для народа Божия, образовавшегося уже в царство и успевшего войти в славу при Давиде и Соломоне, належала опасность, как бы заботы о благоуспешном порядке дел временного быта не вытеснили из памяти начертание вечного порядка устроения спасения, воздвигается пророк за пророком, и черта за чертою прилагается к изобра-
1). Евр. 10, 1.
462
жению лика и деяний Христа Спасителя; так что все предсказания в совокупности составят полное Евангелие, предписанное в Ветхом Завете. Спросите теперь, кто сей, грядущий избавить нас? — Пророки ответят вам многообразно: Это Сын Божий, Коему говорит Бог: Сын мой ecu ты, аз днесь родих тя 1). Это Господь, седящий одесную Господа, как написано: рече Господь Господеви моему: седи одесную мене 2). Это Бог крепкий, рождающийся, как отроча, чтоб быть Отцем будущего века, как провидит Исаия: отроча родися нам, Сын и дадеся нам, Его же началство бысть на раме Его, и нарицается имя Его: Велика совет Ангел, чуден, советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века 3).
Сей Отец будущего века царствовати будет, как Царь премудрый 4). Ему даны будут все языки в достояние и в одержание ecu концы земли. Царство Его будет царство всех веков, и владычество Его во всяком роде и роде 5).
Но это царство Его — не как другие царства, утверждаемые и расширяемые мечом. Народы сами придут и поклонятся Ему 6). Он устроит дом и исполнит его всем, что питает, утоляет жажду, дает крепость и здравие. И пошлет с высоким проповеданием: идите — пейте, вкушайте 7).
1). Пс. 2, 7.
2). Пс. 109, 1.
3). Ис. 9, 6.
4). Иер. 23, 5.
5). Пс. 144, 13.
6). Пс. 85, 9.
7). Притч. 9, 5.
463
И рекут все народы: пойдем — взыдем в дом Божий, и покажут нам путь, и пойдем по нему 1).
Этот путь будет Новый Завет, не по завету, который завещан прежде дому Израилеву. В сем завете говорит Господь: дам законы моя в мысли их и на сердцах их напишу я 2). И дам им сердце ино, и дух нов дам им, и исторгну каменное сердце от плоти их, и дам им сердце плотяно, яко да в заповедех моих ходят и оправдания моя сохранят и сотворят я. И будут ми в люди, и Аз буду им в Бога 3).
Но прежде чем совершится все сие, Ему Самому надлежит пройти путь уничижения, родиться в безвестности, прожить среди всяких противлений, понесть страшные страсти и умереть, как изображают святой Давид и пророк Исаия. Сей грехи наши понесет и о нас будет болезновать. Он язвен будет за грехи наша и мучен за беззакония наша. Это Господь предаст его грех ради наших 4).
А вот и вся история пути, коим пройдет Он по земле!
Родится Он от Девы, Которая во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему Еммануил, еже есть сказаемо с нами Бог 5). — Родится в Вифлееме, ибо из него изыдет старейшина, еже
1). Мих. 4, 2.
2). Иер. 31, 33.
3). Иез. 11, 19-20.
4). Пс. 21; Ис. 53.
5). Ис. 7, 14.
464
быти в Князя во Израили, исход Коего из начала от дний века 1). Сюда приидут к нему с дарами царие аравийстии 2), приидут носяще злато, и диван, и камень честен 3). Потом глас в Раме слышан будет, плач и рыдание и вопль мног. Рахиль восплачет о чадах своих и не захочет утешиться, яко не суть 4). Далее — воззван будет Сын сей из Египта 5) и поселится в Назарете, яко да Назорей наречется 6).
Приближится время открытого действования Его среди людей. И вот пошлется Ангел пред лицом Его — уготовить путь Ему, и весь Израиль услышит глас вопиющего в пустыне: уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Его 7).— Затем внезапу приидет и Сам Господь, Его же ищем, и Ангел завета, Его же хощем. И почиет на Нем Дух Господень 8),— о Коем он потом засвидетельствует, говоря: Дух Господень на мне, егоже ради помаза мя благовестити нищим посла мя... проповедати лето Господне приятно 9).
В первый раз свет проповеди Его воссияет для седящих во тьме и сени смертней в Галилее, около Иордана и Тивериадского моря, в пределах Завулоних и Неффалимлих 10).
1). Мих. 5, 2.
2). Пс. 71, 10.
3). См.: Мф. 2, 11.
4). Иер. 31, 15.
5). Ос. 11, 1.
6). Суд. 13, 5; Мф. 2, 23.
7). Ис. 40, 3; Мал. 3,1.
8). Ис. 11,2.
9). Ис. 61, 1-2.
10). Мф. 4, 13.
465
Затем три с половиною лета 1) благовествуя, будет врачевать всякие болезни, исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленникам отпущение и слепым прозрение 2). Тогда отверзутся очи слепых и уши глухих услышат,. Тогда скочит хромой, яко елень, и ясен будет язык гугнивых 3). Укрепятся руки ослабленные и колени расслабленные 4). Он трости сокрушенны не преломит и льна курящася не угасит; но о славе имени Божия ревность будет снедать душу его 5).
Всуе, однако ж, будет простирать он руце свои весь день к людем непокаряющимся и противуглаголющим, которые ходят не путем истинным, а вслед грехов своих 6). По сих пророческому внушению внемля, возрадуется дщи Сионя и воспроповедует дщи Иерусалимля, видя Царя своего кроткого грядущим к себе на жребяти 7). И из уст младенец и ссущих совершится Ему хвала 8). Но царие земстии и князи соберутся на Господа и на Христа Его 9). Один из ядущих с ним хлеб возвеличит на него запинание 10), и продаст за три десять сребренников — цену оцененного 11). Тогда врази Его скажут и стрегущии душу Его совещают глаголюще: Бог оставил есть Его, пожените и имите его, яко несть избавляяй 12)...
1). Дан. 9.
2). Ис. 61, 1.
3). Ис. 35, 5-6.
4). Ис. 35, 3.
5). Ис. 42, 3
6). Ис. 65, 2.
7). Зах. 9,9.
8). Пс. 8, 3.
9). Пс. 2, 2.
10). Пс. 40, 10.
11). Зах. 11, 12.
12). Пс. 70, 10-11.
466
Так взят будет Пастырь, и разыдутся овцы стада. Посмотрит Он одесную, и не будет того, кто бы узнал Его 1). Восстанут свидетели неправедные, и солжет неправда себе 2).
Но той не отверзет уст своих. Яко овча на заколение поведется и яко ягнец прямо стригущего его безгласен, тако не отверзет уст своих 3). Враги поскрежещут нань зубами своими, а он не воспротивится и не воспротивоглаголет. Плещи своя вдаст на раны и ланите на заушение, и лица своего не отвратит от студа заплеваний 4). Чрез древо предадут его смерти 5), ископают руце его и нозе его, и изочтут вся кости его; разделят ризы его себе, и об одежде его метнут жребий 6). Дадут в снедь ему желчь и в жажду напоят его оцта 7). Вси видящии его поругаются ему и, покивая главою, возглаголют устами: упова на Господа, да избавит его, да спасет его, яко хощет его 8).
Так Христос Старейшина — Святый святых – умрет 9). Но кость не сокрушится от Него, хотя будут прободены ребра Его 10). Душа же Его не будет оставлена во аде, и плоти Его не дано будет видеть нетления 11). В день третий воскреснет и живым явится Он пред всеми 12). Где ти, смерте, жало, где ти, аде, победа 13)?
1). Пс. 141, 5.
2). Пс. 26, 12.
3). Ис. 53, 7.
4). Ис. 50, 5.
5). Иер. 11, 19.
6). Пс. 21, 18-20.
7). Пс. 68, 22.
8). Пс. 21, 8-10.
9). Дан. 9, 26.
10). Исх. 12, 46; Чис. 9, 1; Зах. 12, 10.
11). Пс. 15, 10.
12). Ос. 6, 2.
13). Ос. 13, 14.
467
Taк Господь на земле явится и с человеки поживет. Потом на высоту обратится паки: взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубном 1). Возмут врага князи свои и возмутся врата вечная, а впадет Царь славы 2). И рече наконец Господь Господеви: седи одесную Мене дондеже положу враги твоя подножие ног твоих 3).
Здесь кончим собрание пророчеств, ходя дело Христа Спасителя сим не кончилось и прозрение простиралось до конца веков!
Так ясно и подробно провидели святые Божии весь путь, коим имел пройти на земле Господь в тридцатитрехлетнее пребывание Свое на ней!
И сими-то помышлениями займите себя ныне, чтоб напитать тем и возгреть веру свою. Зерцало Евангелия — пророчества, Евангелие же для пророчеств есть тело созерцаемого в них образа. Одно в другом — двойное удостоверение! Образ в зеркале можно бы еще заподозрить — не призрак ли то? Но когда осязается стоящее пред ним тело, тогда взаимное соответствие и образа, и тела рождает непоколебимое убеждение в истине ведения. И вот почему пророческие предсказания суть воистину светильник, сияющий в темном месте. Нельзя сказать, что они темны. Они прикровенны, но ясны и вразуми-
1). Пс. 46, 6.
2). Пс. 23, 7-9.
3). Пс. 109, 1.
468
тельны. Как в семени знающие дело видят все дерево, так при виде младенца Иисуса все изострившие свое умное зрение посредством пророческого света тотчас уразумели в Нем Господа. Таковы: Захария, Симеон, Анна Пророчица, Пресвятая Богородица и все, чаявшие избавления. Неверие некоторых не умаляет силы и значения приготовительных к явлению Господа сказаний. Неверие не от недостатка силы в слове, а от грубости и оплотенения душ. Как тогда, так и теперь причина неверия одна погружение в плоть и навык к плотским воззрениям на вещи. Как ясно светит свет Христов! — а они не видят его. Кто погрузится глубоко в воду, да еще мутную, как увидит солнце, хотя бы оно самым ярким светило светом?! Вот от сего-то и возникни прежде, ищущий истину, — и ясно увидишь свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир! Аминь.
24 декабря 1863 г.
468
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.