13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель
Феофан Затворник, свт Слово на 2-й день Рождества Христова, в девичьем Вознесенском монастыре
— 323 —
LXIII.
НА 2-Й ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, В ДЕВИЧЬЕМ ВОЗНЕСЕНСКОМ
МОНАСТЫРЕ.
Из всех речений, какими живописуется Рождество Христово и наше отношение к Родшемуся—ближе всего-к вам, сестры, идут след. слова: Христос с небес — срящите. Христос сходит с небес, выходите в сретение!—Говорю так, принаровляясь к притче о десяти девах: ибо и там в полунощи глас бысть: Се жених грядет, исходите во сретение его (Матф. 25, 6.). Разница в том, что там приходит Судия, а здесь Спаситель. Там какими застал Он дев, так и решил их навсегда, — мудрые остались мудрыми, а юродивые—юродивыми, не имея возможности поправить своей участи. А здесь не то; но пусть юродивыми окажутся какие в час сретения,—есть еще время сделаться им мудрыми, равно как и мудрые не лишены опасности попасть в число юродивых. — Тем с. большею осмотрительностью надлежит нам узнать и привести в исполнение,—как достойно сретить рождшегося Господа, нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес.
Когда в какой стране проходит весть, что царь идет,—
— 324 —
все жители той страны приходят в движение и заботливо начинают готовиться—принять царя достойна царя:—исправляют улицы, украшают дома, ^выставляют на вид все, что имеют лучшего, чтоб и царю и всем другим показать, что они находятся не в обыкновенных обстоятельствах. Тоже и у нас. Издали начали мы готовиться к празднику:—кельи поочищены, работы прибраны к стороне, одежды новые пошиты и к столу нечто лишнее заготовлено, так что и свои и сторонние видят, что у нас праздник.— Так для видимости все сделано; но удовольствуется ли этим рождшийся Господь?!—Для нас такая видимость, может быть, и не излишня, — но для Господа не она нужна. Смотрите— как Он родился! в вертепе Младенец повит, лежащь в яслех. Вся слава внутрь. Внутреннее благонастроеиие духа будет и достойным сретением Его, сходящего с небес.— Посмотрите на икону Рождества Христова! Матерь Божия и Иосиф праведный на коленах; между ними предвечный Младенец; окрест пастыри или волхвы. Очи всех устремлены на Него,—в Нем исчезают все и на Нем упокоеваются. Так устройтесь внутренне ивы... Сретьте Господа вместе с пастырями—желанием спасения, вместе с Иосифом и Богоматерью — благоговейным успокоением в Нем, — вместе с волхвами—охотным шествием в след Его,—вместе с ангелами благодарным славословием Ему. Так—
Приходит Спаситель и приносит спасение. Возгревайте же желание спасения.—Вы в обитель вступили по сему именно желанию; но длительность времени, начатки успехов, а может, быть и другие дела могли ослабить или совсем погасить его. Позаботьтесь ныне сильнее возгнести сей огнь в себе. Восставьте мысль о тесноте нашей отовсюду: от дел наших греховных, от страстей и привязанностей, от врага нашего исконного;—приложите к ней другую мысль, что кроме рождшегося Христа Господа нет иного имени под небесем, о нем же можно бы нам спастися. И устремится дух ваш к Господу, как елень на источники. Это и будет значить,
— 325 —
что вы выйдете во сретение Господу и сретите Его желательно, как жаждущая земля сретает дождь.
Приходит Спаситель,—и приносит спасение. Примите же всем сердцем сие принесенное Им на землю устроение спасения—во всей его полноте и подробностях, пи от чего не отказываясь и ни к чему не прилагая кривых толкований. Вы уже и вступили в дело самого строгого исполнения всего нужного ко спасению. Не ослабевайте.—Волхвы, не смотря на неопределенность небесного указания, тотчас поднялись и пошли искать указанного и нашли... Не обманет и вас надежда, не смотря на то, что не видите может быть очевидных успехов вашего искания. Придет время — увидите плод — самое спасение воссиявающим в сердце вашем. Только не отказывайтесь ни от каких внушений Евангельских. Это сердечное восприятие всей воли Христа Спасителя, коею определяется путь спасения, будет тоже, что объятие при первой встрече желанного; как напротив отречение от сего сделает нас подобными тем, о коих написано: во своя прииде, и свои Его не прияша (Иоан. 1, 11.).
Приходит Спаситель и приносит спасение— Спаситель всемощный и всежелательный. Успокойтесь же на счет своего спасения в Нем,—и в Нем едином. Не ищите ничего другого: все у Него и все, что есть у Него, есть ваше. И ум, и сила, и радости, и красота и покой, — и все готово для вас, только приникните к Нему всем устремлением вашего духа... Как пречистая Дева Богородица слагала в сердце своем все глаголы, так сложите их в своем сердце и вы,—и веруйте, не колеблясь, что все до йоты будет так, как написано.
Приходит Спаситель и приносит спасение, готовое для вас, оказавшееся сильным в несчетном множестве спасенных, на небесах уже прославленных. Прославляйте же ныне богатство щедрот и снисхождения Божия. Славьте благодарно Господа и за то, что не бросил Он рода нашего, а устроил ему дивный образ спасения, и за то, что к нам
— 326 —
именно приблизил сие спасение и явил нам образцы спасенных в возбуждение ко спасению нашего духа.—Ангелы велегласно прославили Бога еще только в начатках устрояемого спасения.—Какими устами надо нам прославлять Господа, видя самым делом совершившимися столько дивных дел во спасение наше!.. Пойте же непрестанно: слава в вышних Богу!..
Вот так устройте из сердца вашего ясли рождшемуся Господу, и окружите их сими священными расположениями— желанием спасения, деятельным восприятием всего устроения спасения, успокоением в Господе и благодарным славословием Ему.—Это доставит самое высокое занятие духу вашему в дни сии, освятит праздники ваши и даст вместе возможность самым точным образом исполнить то, что содержится в песни: Христос с небес,—срящите. Аминь.
КОНЕЦ.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.