Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Слово на освящение храма в Темниковском девичьем монастыре

— 32 —

VI.

НА ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА В ТЕМНИКОВСКОМ ДЕВИЧЬЕМ МОНАСТЫРЕ.

Так ныне завершились труды ваши и ваши заботы об устроении благопотребного вам другого храма.—Благодарение Господу и о сем даре!—Говорю—даре: ибо хотя и вам не мало было дела, но что могли вы сделать, если б не Господь! В нечаянных пособиях, да и во всем другом не осязалиль вы сами близкой, благодеющей руки Его? Исповедуя же дар, что воздадим Господеви—Благодателю? Воздадим должное, по намерению Его, употребление дара, именно:—

1) Храм устроен не для того, чтоб быть только внешним—пустым свидетелем благочестия, но для того, чтоб быть всегда полну теми, для кого назначается. А это налагает на вас обязанность неопустительно бывать в сем храме на всех положенных уставом службах. Дав обет работать Господу в трудах подвижнических и молитвенных, вы, конечно, и не намерены поблажать своей в сем отношении лености. Но да не искусят вас какие-нибудь благовидные прилоги... Обычные у подобных вам тружениц. Да не искусит вас, во 1-х, позыв—опустит ту или другую Божественную службу,—по нужде закончить требуемую работу. Помните, что работы не бывают благопоспешны,

 

 

33 —

когда нет на них благословения Божия, а сие благословение надо привлечь и низвести с неба... Чем же и где? Молитвою во храме. Когда испрошено благословение, то один час заменит труд целого дня; тогда как без него все рвется и путается,—и день проходит даром. На это вы сами уже, думаю, имеете не мало опытов. Не делайтесь же сами себе наветницами!—

Да не искусит вас, во 2-х, льстивое помышление — остаться в кельи, когда другие идут в храм—из желания поусерднее помолиться уединенно от других... Разве нет для уединенной молитвы другого времени, кроме часов, назначенных для общей молитвы? Тогда и молитесь — одни. А на общую, уставом положенную службу, всегда надо ходить... Тут в собрании молитва бывает теплее и усерднее и всегда плодотворнее. Где два или три собрани во имя Мое, (Мф. 18, 20.) говорит Господь, там и Аз посреде... а где Господь, там всякое духовное благо... Как жаль, что иные сами себя лишают сего сокровища! Не бывает ли и так, что иные, оставшись в кельи, и общую молитву пропускают, и дома не успевают помолиться, и таким образом делают два зла—порядок нарушают и себе вред причиняют... Потому—не лучше ли однажды навсегда — положить себе за правило: никогда не поблажать таковому помыслу?

Да не искушает вас, в 3-х, и та поблажка, по которой приходят в церковь не к началу служб, или выходят прежде окончания их. — Помните, что всякая служба есть одно целое,—и только в целом своем составе совершенную доставляет пользу. Как пища тогда только и вкусна, когда она имеет все приправы, так и служба тогда только удовлетворяет вполне духовный вкус, когда прослушается вся сполна. След. кто пропускает начало ее или не достаивает ее до конца, тот и трудится, и сам же себя лишает плода трудов, или одною рукою созидает, а дру-

 

 

— 34 —

гою—разоряет. И так создав, украсив и освятив храм сей, и ходите в иего неопустительно, отвергая всякие пустые предлоги,— и это первое.

2) И в храм ходить надобно не кое-как, а как должно. Ибо можно всегда ходить во храм,—не на похвалу однако ж, а на осуждение себе—ходить и никакой от того не получать пользы духовной. Все сюда относящееся можно совместить в след. правилах: с первым ударом колокола надо бросить всякое дело и готовить душу свою к церковной молитве: пропитыванием: Богородице, Дево, радуйся.., или: Царю небесный.., Отче наш.., или другой какой-либо молитвы; подходя ко храму, у порога его надо оставить все заботы и попечения о делах, чего бы они ни касались, чтоб невозмущенною мыслию войти внутрь. Вступая в церковь, надо облечься, как одеждою, благоговением, помня, к кому приходим,—и к кому намерены обращаться в молитве; в храме заняв место свое — лучше всего всегда одно и то же,—надобно собрать мысли во едино и стать умом пред лице Господа вездесущего, принося Ему благоговейное поклонение телом и духом в сердце сокрушенном и смиренное припадание; после сего—надо с мыслию неразвлеченною следить за всем что действуется — что поется и читается в церкви,—и это до самого конца службы. Вот и все! Поступая так, не будем скучать в церкви, — озираться туда и сюда и заводить разговоры, и не будем желать, чтоб скорее кончилась служба. Ибо тогда переходя от одного молитвенного чувства к другому,—и от одного благоговейного помышления к другому, мы будем походить на тех, кои в саду благоуханном переходят от одной группы цветов к другой; в следствие чего духовная теплота—плод внимательной молитвы,—исполнит сердце наше невыразимою сладостью, которая не дает заметить телесного в стоянии труда,—и соделает краткою всякую службу.—Напротив невнимательный к тому, что совершается в церкви,—мечтает

 

 

— 35 —

о пустых вещах и делах; — но и сим делам не помогает, и время молитвенное губит по-пустому,—сам себя разстроивает и лишает плода молитвы—готового, который сам, так сказать, дается в его руки... Да избавит вас Господь от греха сего!

3) Пользуясь, таким образом, как следует—службами церковными, мы мало-по малу будем достигать и того главного, чего ради даются нам сии видимые храмы, — именно непрестанной, в сердце совершаемой умно, молитвы Богу, которая соделывает сердце наше храмом Богу нерукотворенным... Заповедь о сей молитве преподана нам св. Апостолами; о пей была вся забота и у всех святых подвижников... И нам будет стыдно,—если, устроив сей храм вещественный, не позаботимся об устроении храма невещественного... для которого собственно и существует вещественный. Что пользы иметь орудие и не уметь им делать то, для чего оно устрояется?.. Кто неопустительно бывает на всех службах и слушает их как должно, — тому легко достигнуть сего неоцененного блага духовного... Не много еще нужно приложить ему к сему труду неопустительного хождения в храм, именно—приложить заботу о том, чтоб сохранить неугаснувшею теплоту сердца, возбужденную в храме, — чрез хранение внимания, которым была осенена здесь душа. А для сего — возлюбить уединенное сидение в кельях (исключая нужных работ),—частое поклонение Господу пред иконами... прочитывание по временам слова Божия, отеческих писаний,—а главное—приобрести навык творить непрестанно краткую, но сильную молитву: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя... По мере таких трудов душа все более и более будет осеняться благодатным присутствием Божиим, которое и ум возведет к Богу и сердце исполнит сладостными воздыханиями: что и есть непрестанная молитва.

Сего дара Божия, как воздаяния за ваш труд, паче все-

 

 

— 36 —

го желаю вам... Создав храм сей и украсив, да созиждетеся и сами в жилище Божие духом—в храм духовен— возносити жертвы благоприятные Богови Иисус-Христом... (1 Петр. 2, 4—5.) Аминь.

17 Августа, 1859 г.


Страница сгенерирована за 0.17 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.