13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель
Феофан Затворник, свт Слово в 25 неделю по Пятидесятнице
— 279 —
LV.
В 25 НЕДЕЛЮ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.
Прошлый год с этого Воскресенья начал я вам объяснять, в чем состоит путь, ведущий ко спасению, и в несколько бесед мы дошли с вами,—если припомните, до следующего определения: «узнай и сердцем содержи все, чему учит св. Церковь, и, приемля Божественные силы чрез таинства и возгревая их чрез все другие священнодействия и молитвования Церкви, иди неуклонно путем заповедей, предписанных нам Господом Иисусом Христом, под руководством законных Пастырей, и несомненно достигнешь царствия небесного и спасешься.» Я нарочно повторял тогда несколько раз это правило, как повторяю и теперь, с тем, чтобы вы легче могли утвердить его в своей памяти.—Но при всем том я не думал сказать вам что-либо новое, а хотел только порадовать вас возведши до сознания, что все, чем мы чаем угодить Богу и душу свою спасти, есть действительно, Богом нам дарованный, единственный путь ко спасению, а обрадовавши—возбудить живейшую ревность идти сим, имен-
— 280 —
но, а не другим путем—без колебания, без отставания и без блуждения.
Теперь что остается? Остается идти. Пойдемте же, — чтоб иначе к нам не относился укор Спасителя к Иудеям за то, что они не хотели воспользоваться указаниями Иоанна Предтечи: он бе светильник горя и светя, говорил Спаситель, вы же восхотесте возрадоватися в час светения его (Иоан. 5, 35.). Т. е., Иоанн Предтеча указывал им путь жизни в Христе Спасителе, а они не последовали совету его. Что тогда было, то может быть и теперь и во всякое время.—Можно стоять при пути спасения, колеблясь недоумениями,—точно ли этот путь есть единственный путь,—и нет ли другого поудобнее и попривольнее. Можно и веря в истину и неотменность пути сего спать при нем в беспечности или отлагать самое шествие день ото дня.—Можно стоять и дивиться на всех мимоходящих путем тем, не двигаясь с места, или вступать на него и опять сходить,—вступать и сходить. Как жаль, имея так верным получение вечного спасения, в день распределения участи всех, оказаться лишенным его!
Не думаю, чтоб кто-нибудь из вас принадлежал к какому из сих классу. Избави вас, Господи!.. Но можно еще вот в каком состоянии находиться:—думать, что идешь, а между тем нейти; можно двигаться, не подаваясь вперед, подобно мулу, поворачивающему рушальное колесо. На это и прошу обратить внимание.
И здесь может быть не один случай. Укажу вам главный. Это бывает тогда, когда кто останавливается на одном внешнем, не обращая внимания на внутреннее настроение сердца,—между тем как поступательное движение в царствие совершается не иначе, как в сердце и сердцем. Оно похоже на восхождение воздухоплавательного шара вверх. Впускают в сей шар высшую легчайшую стихию,—и он поднимается к верху сам собою. То же и в деле шествия ко спасению. Приемлет кто небесные Божественные стихии серд-
— 281 —
цем, подобонастроенным к тому,—и восходит духовно к небу—в духовных совершенствах. И чем более приемлет тех, тем выше поднимается, идя прямым путем в царствие небесное. Так, все в сердце,—а иной, не имея ничего в сердце, и только делая дела внешние, неизбежные при сем, может думать, что он идет в царствие,—тогда как на деле нейдет.
Итак ревнуя о спасении, все внимание должно обращать на устроение сердца или на впечатление в нем истинно-Христианских чувств и расположений, хотя при пособии всего того видимого устроения, которое необходимо входит в состав спасительного пути. Не должно напр. ограничиваться одним знанием символа и даже всего катехизиса; а надо сердцем приять и сердцем возлюбить всякую изреченную там истину; не должно довольствоваться одним внешним участием в молитвованиях Церкви, а надо и умно в сердце возноситься к Богу; не должно останавливаться на одном доброделании, телом совершаемом, но надо воспитать в себе еще добрые чувства и расположения,—и проч. Ибо чего нет в сердце, того и на деле нет.—Если нет веры в сердце, то ее совсем нет, хотя бы кто писался православным.—Если нет воздыханий в сердце, нет их и совсем, хотя бы кто воздух колебал или и бил себя в перси.—Если нет страха Божия в сердце, нет его и совсем, хотя бы кто видом казался исполненным благоговения.—Если нет чистоты и отрешенности в сердце, нет их и совсем, хотя бы кто чист был телом и ничего не имел из благ мира. —Если не бывает человек сердцем в храме, нет его здесь и совсем, хотя бы он тут стоял телом. Так, все надо совершать сердцем.—Сердцем любить, сердцем смиряться, сердцем к Богу приближаться, сердцем прощать, сердцем сокрушаться, сердцем молиться, сердцем благословлять и проч. и проч... Ибо каков кто в сердце, таковым зрит его Бог с высоты Своего престола, и соответственно тому принимает его. Каин и Авель приносили
— 282 —
жертвы вместе; по Бог призре на Авеля и на дары его; на Каина же и на дары его не внять (Быт. 2, 4-. 5.). Мытарь и Фарисей молились вместе в церкви; но мытарь принят, а Фарисей отвержен. Где причина таких отличий? В настроении сердца. Почему Бог и требует словами Премудрого: даждь ми сыне, твое сердце (Притч. 23, 26.). И пророк Давид влагает нам в уста такую молитву: сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей (Псал. 50, 12.).
Каково должно быть настроение сердца, свойственное Христианину, идущему незаблудно путем спасения, это я по временам буду объяснять вам мало по малу, хотя в главных чертах. Аминь.
13 Ноября, 1860 г.
Страница сгенерирована за 0.17 секунд !
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.