Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Слово в день Архистратига Божия Михаила

273

LIV.

В ДЕНЬ АРХИСТРАТИГА БОЖИЯ МИХАИЛА.

Празднуем день Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил. Вы теперь верно все на небе,—в хоре ангелов,—умно предстоите Богу и вместе с ними воздаете честь и славу Сидящему на престоле высоце и превознесенне.

Не возмущу словом моим высокого покоища вашего и не стану низводить вас долу. Пребудьте там. По силе моей и я вознесусь к вам, и займемся вместе размышлением о небожителях.

Там начало настоящей истории человеческого рода,—знаете ли вы это?! Но хоть и знаете, припомним о том вместе. Невидимый мир лучше видимого и ангелы совершеннее человека. Но как тварям, и им нужно было дать заповедь, чтобы испытать склонение их произволения и утвердить их свободу в добре. Заповедь, как полагать должно, дана им тотчас по сотворении их. Мы не можем определить, в чем она состояла; но была такого свойства, что послужила одним на падение, другим на возвышение.... Первый из бесплотных не покорился сему распоряжению Царя всяче-

 

 

— 274 —

ских. Не видел ли он достаточных оснований к тому, чтоб покориться Богоучрежденному порядку, или ему казалось, что можно учредить иной порядок небожительства, по тому или другому, только он возмутился против Бога и Его воли и увлек за собою третью часть низших ангелов.—Напротив того Михаил Архангел остался верным, а по его примеру всем существом предались Божественным распоряжениям и все прочие ангелы, за исключением падших. Правосудный Бог низверг сатану с неба со всеми его приверженцами, употребив орудием к тому Михаила Архангела с другими ангелами, последовавшими его примеру. Михаил Архангел так и изображается—поражающим сатану, попираемого ногами. С тех пор Михаил Архангел есть страж славы Божией и Божественных учреждений, а сатана— богоборец и досадитель Божий.

Я не буду вам изображать, как отверженный и низверженный сатана увлек к преступлению заповеди Божией первозданных человеков, и как чрез них влил яд зла во весь род человеческий и во весь видимый созданный для нас мир. — Это все вы знаете. Хочу только из сказанного сделать одно самое простое применение к нам самим, не бесполезное для нас при настоящем, начинающем преобладать вокруг нас духе.

Сойдите теперь с неба и войдите внутрь себя. И у нас есть равноангельная сила—ум,—царь в голове, как говорят.... И сей царь бывает в нас и для пас—или Михаил Архангел—страж славы Божией и Божественных учреждений, или сатана-богоборец и возмутитель. Поясню вам коротко, как это и когда.

Ум наш законно называется—царь в голове,—только он есть царь не независимый. Ради его мы и разумною тварью именуемся; но не он источник нашей действительной разумности. Бог создал его способным узнавать истину,— но не дал ему силы самому открывать и уразумевать всякую истину. Полнота всякой истины и всякого ведения в Боге.

 

 

— 275 —

Наш разум должен учиться уже у Него Так Бог его создал, так и действовал в отношении к нему.... Прямо по создании является ему, беседует с ним, — жилище ему учреждает, заповедь дает и проч. И так назначение нашего разума или воля Божия, на естество его наложенная, есть, чтоб он учился истице у Бога, принимал смиренно истины, свыше сообщаемые, или вседушно покорялся Богооткровенному учению и всей открытой нам воле Божией. Разум покоряющийся сей напечатленной в существе его заповеди Божией,— хранящий ее и защищающий—есть Михаил Архангел, а разум кичливый и в качении своем отвергающий откровение Божие и проповедующий: не нужно мне откровение Божие, сам все хочу знать,—и сам все узнаю;—такой разум—есть сатана-богоборец.

Бог действительно открыл нам волю Свою и даровал нам спасительные учреждения в Церкви в пособие и руководство нам падшим на пути в царствие небесное. Коротко все это можно изобразить так:—«Бог в Троице покланяемый—Отец, Сын и Св. Дух,—все сотворивший словом, и о всем по частям промышляющий, спасает нас падших и погибающих—в Господе Иисусе Христе благодатию Св. Духа, подаемою чрез таинства, под руководством и охранием св. Церкви, обещая нескончаемо-блаженную жизнь по смерти всем покоряющимся Его воле, и грозя вечными муками непокоривым.» Тут все Богооткровенное учение или вся воля Божия о нас! Разум должен покориться всему сему учению,—смиренно принять его все, и напечатлеть в себе, чтоб оно составляло, так сказать, его самого,—стало в ряд его внутренних неизменных начал, — и эго не только в такой общности, как здесь представлено, но и во всех подробностях или во всех частностях. Разум действительно так поступающий,—напитавший себя сими истинами, ими проникнутый, дорожащий ими и за них ратующий, не щадя сил,—есть Михаил Архангел—страж славы Божией и блюститель Божественных учреждений.—Напротив ра-

 

 

— 276 —

зум, восстающий против сего Богоучрежденного порядка ведения и жизни, хранимого в Церкви Божией и не только не покоряющийся ему, но и стремящийся совсем уничтожить его—есть сагана-богоборец и возмутитель. Предложу вам несколько обращиков сатанинства в уме…

Бог говорит о Себе, что Он троичен в лицах— Отец, Сын и Св. Дух; так исповедует и разум Богопокорный и защищает сию истину. Разум богоборец поперечит сему и напротив учит, что или нет Бога, или если есть, то Он единичен, а не троичен и живет Сам в Себе не занимаясь миром. Так проповедует иной разум, — и хочет поставить на своем, — и за это он есть сатана.

Бог говорит, что мир сотворен словом Его из ничего в шесть дней. Так исповедует и разум Богопокорный и защищает сию истину. А разум богоборец противится сему: мир, говорит, сам собою сотворился и устроился, и хочет поставить на своем;—такой есть сатана.

Бог говорит, что Он о всем до малости промышляет и творит в мире, что хочет. Так исповедует и Богопокорный разум и защищает сию истину. А разум богоборный говорит, что пет промышления Божия, и что все строится само собою по законам, положенным в естестве вещей, которых и сам Бог преодолеть не может. Так говорит и хочет поставить на своем,—и за это он есть сатана.

Бог говорит, что человек пал и по падении спасается Господом Иисусом Христом во св. Церкви и пр. Так исповедует и разум Богопокорный и защищает сию истину. А разум богоборный ничего такого признавать не хочет, не верит ни падению, ни воплощению, ни Богочеловечеству, ни искуплению, ни св. Церкви, ни св. таинствам, ничему святому, ни даже будущей жизни и воздаянию; не верит, — и других хочет увлечь в неверие и богопротивление—и за это он есть сатана.

 

 

— 277 —

Не продолжаю более … Довольно и этих примеров, чтоб вы могли различить сатану от ангела светла.

И простите, что я в нынешний светлый ангельский день омрачил и озловонил души ваши—напоминанием о таких смрадных внушениях сатанинских. Сделал сие для того, чтоб вас не сбил кто с пути, прикрываясь светлым титлом разумности и вооружаясь мнимыми правами разума. Твердо уверьтесь, что разум всегда есть ученик: или ученик Божий,—и тогда приемлет искренно все Богооткровенное учение, содержимое Церковью, или ученик сатанин,—и тогда он с яростью восстает против всего устроения нашего спасения. Напрасно разум кичит и кричит:—я сам все знаю, я знаю иначе, по моим понятиям не так выходит и гироч. Это сатана учит его так напыщаться,—и под сим напыщением прикрывает свою отвратительную личность. А разум и в самом деле думает, что он что-нибудь значит, и начинает шириться, против всего восставать и все разрушать, и не подозревая, что служит орудием сатаны. Ибо только и есть—Божий порядок и сатанин беспорядок... Где нет Божия, там сатанинское. Так вот по этим признакам различайте духи—кто они, и всякого называйте своим именем,—не боясь ошибки или преувеличения.

Не подумайте, что я кого-нибудь из вас подозреваю в таком худом настроении ума. Нет. Питаю в себе уверенность, что все, нынешний день светло празднующие в честь Михаила Архангела и прочих бесплотных сил,—имеют и ум архангельский, т. е., совершенно преданный Богооткровениой истине и Богоучреждениому порядку спасения. Но осмотритесь!—Вы живете в обществе,—многое видите, многое слышите. Не редко, может быть, видимое и слышимое прямо носит печать богоборства.—Не смущайтесь тем и не колеблитесь в истине.—Из того, что ложь и богохульство явно стали возвышать голос свой не следует, что истина перестала быть истиною, и верность Богу потеряла свою цену.— Нет. Это Бог дает вам случай показать свою Ему вер-

 

 

— 278 —

ность и засвидетельствовать твердость убеждения вашего в истине. Стойте и в след за Михаилом Архангелом боритесь за порядок Божий,—и в себе и в других. Не смущайтесь успехом зла,—тем, что растет богоборство, и расширяет свою область.—Скорбите о погибели увлекшихся и увлекающихся, но не бойтесь за истину и целительность Божиих учреждений. Пусть мы сотнями будем считать верных Богу, а богоборцы—своих миллионами. И тогда Богоспасительное ни сколько не умалится в силе, верности и непреложности,— как богоборное в пагубности. Мы и при этом также верно спасемся, как те верно погибнут. Помните Лота, не погибшего в Содоме и Гоморе.—Не говорите с огорчением:—за чем так,—за чем истина покрывается бесславием и подвергается нападению гласному?—Господь крепче нашего любит Свое добро, видит успех злобы,—и однако ж молчит. Покоримся Его изволению.—А другое дело—одно мановение Его,— и все тучи рассеются и воссияет во всем величии свет Солнца правды.—Будет ли так?—Единому Богу ведомо!., не наше дело указывать лучшее всеведущему Промыслителю.—Что могло бы быть,—мы еще можем гадать; но что лучше из могущего быть, куда нам то уразуметь?!. Воинства небесные все наготове стать за Бога и Его порядки. Но если Бог не повелит им действовать,—пред их глазами свяжут самую истину, предадут суду и осудят, когда так нужно. Не скорбеть, конечно, нельзя; но омрачаться скорбью до колебания в истине—преступно.—Помните мучеников. Их не одним голым словом хотели поколебать,—и однако ж не успели.—Мужайтесь же и запасайтесь мужеством на будущее, испрашивая у Архистратига небесных воинств и сил и умения—стоять вседушно за Богоучрежденный порядок нашего спасения,—хотя бы ради того надлежало потерять нам все. Аминь.

8 Ноября, 1860 г.


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.