13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель
Феофан Затворник, свт По случаю пожаров. Слово девятое
— 252 —
L.
ПО СЛУЧАЮ ПОЖАРОВ.
Слово девятое (1).
По возвращении моем, я надеялся найти вас вполне успокоенными и в первое мое служение праздновать вместе с вами совершенное прекращение всех ваших бед; но вот не удостоен такого утешения!—Много видел я страждущих в других городах и весях, и чаял облегчить сердце некоторою /Хотя отрадою, увидев начатки вашего успокоения и оправления; но вот опять подновлены улегшиеся-было страхи и тревоги! Посему прилично нам ныне жаловаться словами пророка: доколе, Господи, взываем, и Ты не слышишь?— Вопием к Тебе обидимы, и не избавляешь?—Вскую являешь очам нашим одни труды и болезни и даешь видеть одни беды и несчастия (Аввак. 1, 2. 3.)?
И добро бы одно настоящее наше было так мало утешительно!— Вот и будущее наше омрачается засухою. Увы нам, братия, яко беда от беды приидет, как говорит другой пророк (Иоиль 1, 15.). Окружил нас Господь карами и испытаниями, так что позади нас огнь потребляла и впереди поле пагубы (Иоиль 2, 3.), и мы стали похожи на человека, который убежал от льва, но напал на медведицу;— от ней вскочил в дом, и здесь усекнут змием, когда оперся о стену (Амос. 5, 9.).
Что же нам делать и куда обратиться?! Где искать облегчения и какое врачевство приложить к ранам своим?—Ничего не остается нам делать, как обратясь ко Господу в слезах взывать: Боже, милостив буди нам грешным!
Будем подражать в сем древним пророкам, которые, являясь в народе Божием, во время общественных бедствий,
(*) Первая служба по возвращении из епархии. — 17 неделя. 18 сентября. За день был пожар. Засуха беспокоила жителей опасениями за посев. Посему назначен крестный ход на поля—для молебствия.
— 253 —
то утешали его, то укоряли и располагали к покаянию, то просто предавались слезам: плакали сами и все призывали к плачу. У люте, у люте! Отмщения Твоя приспеша, взывал Михей (7, 4.). Плачьте теперь. На всех стогнах да будет плач, и на всех путех да слышится: увы люте, увы люте,—приглашал Амос (гл. 5, 16.). А пророк Иоиль так оглашал всех:—плачьте все, как плачет невеста по муже девственне, препоясавшись во вретище. Плачися земля, яко опустеша поля, плачите села по пшенице и ячмене, плачьте жрецы, плачьте земледелатели... плачь каждый, взывая ко Господу: увы мне, увы мне, увы мне (гл. 1.)!
Сделаем и мы то же. Падем пред Господом и будем плакать, ничего не прибавляя, кроме мытарева слова: Боже, милостив буди нам грешным!—Будем так беседовать к Нему в сердечном сокрушении:
Никакого права не предъявляем мы на милости; мы, не стоим их; ибо грешны всем—и словом, и делом, и помышлением, и всеми чувствами. Каемся и молимся: Боже, милостив буди нам грешным!
Если Твое всевидящее око видит окаменение сердца нашего и слабость решимости на исправление, — Сам посли сокрушение и укрепи храмлющую волю нашу. Но, Боже, милостив буди нам грешным!
Не присвояем себе скорого избавления, не дерзаем намечать—завтра, чрез неделю или год; но, предаваясь всецело в волю Твою, об одном молим: Боже, милостив буди нам грешным!
Мы и ничего не смеем проглаголать пред Тобою, а только болим, до того, что тронуться нельзя,—и в болезни сей плача, как дети, взываем: Боже, милостив буди нам грешным!
Мы слабы. Не допусти нам, Господи, пасть под тяжестью бед. Дай крепость сердцу нашему, осени нас благонадежием, да не поразит духа нашего отчаяние,—и, Боже, милостив буди нам грешным!
— 254 —
Так сокрушенно моляся, приложим к плачу еще неотступность моления. Вот и Сирофиникиянка, поминаемая в нынешнем Евангелии, получила просимое ради неотступности, украшенной смирением. Господь уже сказал-было ей: поди, ты не наша. Но потом был побежден неотступностью ее моления. Будем и о себе вопиять неотступно, и верно получим милость. Тот, Кто Сам располагал к терпению в молитве примером неправедного судии, умоленного неотступностью вдовицы, уступит неотступности нашей и ущедрит нас.
Ах, братие, неужели же нас одних бросил Господь в конец,—на попрание всякому мимоходящему, и не возвратит нам милостей Своих!? — Нет, — милостив Господь! — не унывайте духом, восклоните главы ваши, возникните к благонадежно! Еще мало,—Грядый приидет и не закоснит помочь нам. Как ангелу, в видении пророка Захарии, вопрошавшему Господа,—доколе не имать помиловати Иерусалим и грады Иудовы, когда вся земля покойна,—Господь Вседержитель отвечал глаголы добры и словеса утешна (Захар. гл. 1.): так, верно, есть у Господа и для нас глаголы добры. Конечно, нет у нас пророка, который бы передал нам от Господа какие утешные словеса: еще прелиятися имут грады благими; но мы имеем слово Самого Господа, — что Он не до конца гневается и не в век враждует,—что уповающего на Господа милость обыдет и что сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
Обратитесь ко Мне, говорит Господь, и обращуся к вам,—и не утвержду лица Моею на вас, яко милостив есмь, и не прогневаюсь на вы во веки (Иер. 3, 12.). Обратимся к Нему в сокрушении и смирении покаянном, в уповании несомненном, в молитвах неотступных. Призовем на помощь Владычицу, скорую помощницу и заступницу. Призовем всех Святых, ко всем будем припадать слезно,— чтоб общим голосом умоленный Господь скоро преложил гнев Свой на милость, и возвратил нам покой, безопасность. и довольство.
— 255 —
Другого прибежища нам нет! — Взывайте неотступно: Боже, милостив буди нам грешным!—И обратит Он к нам отеческое сердце Свое и «скоро помилует! (1) Амине.
(1) Вечером того же дня пошел дождь, — и продолжался долгое время. Жители успокоились.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.