Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт По случаю пожаров. Слово четвертое

XLV.

ПО СЛУЧАЮ ПОЖАРОВ.

Слово четвертое (1).

Благодарение Господу! Спокойствие начинает осенять город наш, дома приемлют своих жильцов и течение дел не встречает уже препятствий за отсутствием делателей (2). Покушения огня, после неоднократных неудач, почти превратились, благодаря бдительности блюстителей общественной безопасности—и всегдашних и нарочно на сей случай учрежденных. Нареченные члены (3) теперь беспрепятственнее могут озаботиться залечиванием нанесенных нам ран, сколько позволят то средства. Так,—благодарение Господу!— мы в благих надеждах!

Но все еще не совсем вошли мы в обычный порядок,— все еще остаемся не без страхов и смущений. Как настращанного легкий шорох приводит в испуг, и как на-

(1) 43 неделя. 21 августа. Жители начали убираться в дома. Были небольшие пожары, которые подавлялись в самом начале.

(2) Чиновники стерегли сами дома свои и не являлись на службу.

(3) Назначена комиссия из лиц всех сословий для исследования причин пожаров, и для открытия способов помочь пострадавшим.

 

 

232 —

болевшее место беспокоит болью от легкого к нему прикосновения: так у нас дым из трубы не в обычное время, или нехорошо различенный столп пыли вдали представляется началом грозной беды, и снова оживляет притихшие уже тревоги. С сей стороны можно сказать, что туча еще не рассеялась!

Такое долгое испытание!—И не одна, может быть, из вас душа вопиет от сердца: ослаби нам, Господи, да почием!

Да,—будем усерднее вопиять в молитве, чтоб ослабил нам Господь!—Однако ж и малодушествовать себе не позволим ради того, что не ослабляет так скоро, как бы нам хотелось. Верно, так нужно. Ведь вы не принадлежите к числу Неверов, все относящих к случайностям. Ведь веруете, что все от Господа,—и большое и малое. Приложите же к сей вере и ту успокоительную уверенность, что все, исходящее от Господа, исходит не ко вреду, а ко благу нашему,—что, стало быть, и то, что теперь терпим мы, попущено Господом в наше созидание и спасение... А установившись в сей мысли, ждите благодушно конца, укрепляясь убеждением, что верно не все еще то произошло в нас, что Господь преднамерил произвести в нас.

Женщина, смесивши муки и вложив в смешение квас, ждет, пока вскиснет все смешение. Станет ли она сажать хлебы, если не уверится, что уже вскисло все? — И опять, посадивши в печь хлебы, тотчас ли и вынимает?—Нет;— но ждет, пока они совершенно испекутся. И вот от такого терпеливого ожидания вы получаете хлеб вкусный—и квасный в меру и испеченный как следует. Похвалите ли вы женщину, если она поспешит в чем-либо и тем испортит хлебы?!—Вот и Господь, послав нам беды, влил как бы в нас новую закваску и ждет, пока она проникнет весь состав наш. Или Он вложил нас в пещь, и ждет, пока огнь испытания произведет в нас свое действие. Ждите же и вы. Не мешайте Господу,—и своими воплями не заставляйте

 

 

— 233 —

Его сердоболия поспешить окончанием начатого Им в вас прежде времени, чтоб иначе не выйти вам из-под сих действий недошедшими до предначертанной меры.

Вот и лекарь, приложив пластырь на рану, не тотчас снимает его, а ждет, пока он произведет свое действие. Вы не станете отвергать, что мы все в ранах греховных, и что нам нужны пластыри. Вот они приложены. Дайте же им произвести свое действие. Терпите и не требуйте, чтоб их сорвали поскорее. Пусть вытянут злокачественную материю и затянут пораженное место. Нас врачует премудрый Врач, Которому равного нет. Предадимся же благодушно Его врачевательным на нас действиям!

Не упирайтесь вниманием вашим и чувством на одном настоящем своем состоянии, — скорбном и тяжелом; но более устремляйте очи ума вашего в будущее,—в то благо, которое будет принесено нам скорбью, если будем благодушествовать. Смотрите, — земледелец, посеяв семена с большим трудом, терпеливо ждет, пока они взойдут, возрастут и созреют, молясь, чтоб Господь, в свое время посылал дождь и ведро. беспокоится ли он, когда, в свое время, идет дождь, раздаются громы и упадают молнии?!— Другой скучает от ненастья; а земледелец радуется и веселится, потому что смотрит не на настоящее, а на будущее,— заботится не об удовольствиях лета, а о нуждах зимы,— не о том, что теперь переносит, а о том, что получит за то в последствии. Не будем же и мы сетовать о настоящем бедствии,—а паче благодарить, зная, какое принесет оно благо для души нашей. Время прекращения горя нашего предадим в волю Господа; сами же позаботимся лучше войти в намерения Божии о нас, чтоб не препятствовать действию Его в нас, и тем дать Ему возможность скорее кончить труд Свой над нами. Бог сильнее, чем мы сами, хочет погасить огнь, но ждет, пока сей последний произведет в нас свое дело. Итак, все за нами!

Мы обыкли думать, что Господь отягощает нас, когда

 

 

— 234 —

посылает какое-либо бедствие. А выходит на оборот:— мы утруждаем Господа, поставляя Его в необходимость изобретать для нас какие вразумления. Так пророк Исаия жаловался на народ Иудейский, что много беспокоит Господа своим неверием, упорством и непокоривостью, говоря: вскую Господеви труд даете (гл. 7.)? Это вот что значит: Господь промыслительными действиями Своими образумливал Израильтян,—чтоб не отклонялись от Него своими сердцами, чтоб не оскорбляли Его грехами своими и неправдами, не предавались безумным утехам и не распутничали, не забывали дома Божия и благоговения к нему и в нем, не угнетали невинных, не кривили душою на судах и торгах, не тратили времени в изобретении средств губить время со вредом себе— и проч. и проч... Народ не внимал урокам Божиим. Если б Господь не любил народа, то предал бы его тотчас своей пагубе. Но как Он не хотел, чтоб он погиб, а всячески хотел, чтоб он пришел в разум истины и в любовь к святости;—то и посылал на него, для вразумления, испытание за испытанием, беду за бедою, скорбь за скорбью. И вот о сем-то труде пророк жалуется на народ Божий, говоря: капо Господеви труд даете, т. е. что не исправляетесь, не обращаетесь ко Господу и не начинаете жить свято?... Но для вас все ни во что, как Сам Бог говорит чрез другого пророка (Иер. 3, 9. 10.). Вот и над нами, братия, трудится ныне Господь. Не допустим же, чтоб и на нас падала подобная жалоба. Поспешим догадаться, чего хочет от нас Господь и сделаем то. А чего хочет, сие скажет каждому из нас своя совесть. Аминь.

 


Страница сгенерирована за 0.58 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.