13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель
Феофан Затворник, свт По случаю пожаров. Слово третье
XLIV.
ПО СЛУЧАЮ ПОЖАРОВ.
Слово третье (1).
Бывали ль вы, братия, когда-нибудь в рабочей резчика или скульптора? —Если бывали, верно заметили, как такого рода художники, начертав в уме образ того, что преднамерены выделать, приступают потом к делу, разными к разным Приемам приспособленными орудиями, обсекая, вырезывая и окончательно отделывая часть за частью, пока взятое вещество не примет вида., сходного с тем невещественным образом, какой носят они в уме своем. Мне пришли на мысль эти работы, по случаю нынешнего праздника
(1) 16 августа. Страхи продолжались по-прежнему.
— 227 —
Нерукотворенного образа Господа и Спасителя нашего и вместе по случаю стеснительного положения, в которое поставили нас пожары. Сличив одно с другим, нахожу, что последние в руках промысла Божия суть то же, что действия резца и других орудий в руках художника, что чрез посредство их Господь хочет отпечатлеть в нас помышление, какое предначертал Он о нас в уме Своем. Отсюда, к немалому нашему утешению, заключаю: настоящее наше горестное положение означает, что Господь, как художник, промыслительно взял нас в руки Свои, как необделанное, годное однако ж к обделке вещество,—и вот бедами, как ударами молота, одно за другим отсекает в нас все излишнее и противное тому образу, в который Он хочет возвести нас.
В самом деле, что мы в руках Божиих, как не вещество, обделываемое по Его о нас преднамерениям?! Апостол Павел, объясняя, как из одной и той же утробы, в одно и то же время рождены Иаков благословенный и Исав отверженный, вот что говорит: темже убо, о человече, ты кто еси против отвещаяй Богови? Еда речет здание создавшему е, почто мя сотворил еси тако? Или не имать власти скудельник на брении, от тогожде смещения сотворити ов убо сосуд в честь, ов же не в честь (Рим. 9, 20. 21.). Не очевидно ли, что в руках Божиих каждый человек, или человеческая в каждом природа, есть тоже, что глина в руках горшечника, и что как сей последний из глины выделывает какие ему угодно сосуды,—так Бог про мыслительными Своими действиями каждого человека возводит в такое состояние, к какому находит его способным?
Не останавливайтесь на недоумении:—где же свобода наша, и где правда Божия? — Премудрый Господь всегда умеет согласить такого рода действия и с нашею свободою и с Своим правосудием. Позаботимся лучше исправить недальновидное наше заключение о свойстве образовательных и воспи-
— 228 —
тательных действий промысла Божия. Мы обыкли говорить, когда постигает нас какое-либо горе: оставил нас Бог, забыл, бросил. А по указанному учению апостольскому выходит совсем наоборот, — что это-то и означает, что Господь обратил на нас очи Свои,—и что с сего времени начинает действовать на нас с особенною заботливостью и попечительностью,—как буквально толкует в другом месте тот же Апостол: его же любит, говорит, Господь наказует: биет же всякого сына, его же приемлет. Аще наказание терпите, яко сыновом обретается вам Бог (Евр. 12, 6. 7.). Наказание есть и действие, боль причиняющее, и обучение или образование. Приложите это к нам, и вы сами скажете то же, что я прежде сказал,—что настоящим нашим положением биет нас Господь: но биение сие означает, что Он попечительно взял нас в руки Свои и хочет, по особенной Своей любви к нам, возвести нас в благолепный некий образ. Вот истинный смысл настоящего промыслительного о нас действия Божия!
Вперите же в него умные очи ваши, и пейте из него, как из обильного источника сладкую воду сердечных утешений!
Итак—не унывать нам ныне должно, или убивать себя горем, а радоваться особенному Божию избранию и благодарить за оное Господа, и не столько горе иметь в виду, сколько заботиться о том, чтоб показать себя достойными такого благого о нас промышления Божия,—чтоб иначе не раскаялся Господь, что взялся за нас, предполагая нас способными к выполнению Его целей, — и опять не. бросил исчезать в безвестности, как никуда негожих, издающих только треск и пыль—беспокойные и бесполезные.
В сих чувствах, предадим себя всецело промыслительному Божию на нас действию—без прекословий, без упорства, и самочиния,—да творит с нами и из нас, что Его святой воле угодно. Как мрамор спокойно стоит под ударами скульптора, как глина гибко укладывается в формы
— 229 —
по намерению скудельника, и как всякое другое вещество покорствует художнику: так благопокорно и смиренно надлежит предаться и нам художественному действию Божественного о нас попечения, — в благонадежной вере, что столь премудрый и столь могущественный Художник сделает из нас не что-нибудь, а нечто великое.
Д сей вере будем благодушно ждать и терпеть, пока выполнит над нами Господь все преднамеренное о нас.
Не с одного удара выходит красивая статуя из рук художника. Нужно время и время, — пока выкажется голова, туловище, оконечности, и потом далее образуются мелкие подробности каждой части. Не будем же скучать, что длится испытание! Если длится, значит, что еще не вся мысль Божия выразилась в нас,—что, потому, если бы теперь прекратил Он Свои действия на нас, мы вышли бы из Его рук произведением недоконченным. А этого Он не хочет. Потерпим же благодушно.
Конечно больно терпеть; ибо мы — создание живое, чувствующее: но будем подкреплять свое благодушие представлением той духовной красоты, до которой возведет нас претерпеваемое испытание. Ибо вот что пишет Апостол: аще наказание терпите, яко сыновом обретается вам Бог. Видите, в какой чин возводит нас скорбями сими Господь! Велико ли же то, что придется нам потерпеть ради сего! Сыновство Богу — что может с сим сравниться? Потому вообразите себе живее сие будущее совершенство, и растворяйте тем горечь, настоящего положения. Ибо всякое наказание в настоящее время не мнится радость быти, но печаль: последи же плод мирен наученным тем воздаст правды (Евр. 12, 11.).
Можно бы указать, какие именно черты настоящими нашими обстоятельствами хочет отпечатлеть в нас Божественное промышление. Но думаю, что это всякому само собою представляется с первого раза. Кто не видит, например, что Господь хочет внушить нам: не надейтесь на богатство
— 230 —
и не прилепляйтесь к нему, — потому что оно ничтожно и исчезает, как прах. Не надейтесь на князи и на сыны человеческие,—потому что в них нет спасения. Видите, какова сила их? Все отступились, и оставили всякого самому себе. Не надейтесь на свою расторопность и предусмотрительность. Под руками и пред глазами у вас загорится беда,—и вы ничего не сможете сделать против нее. Не мечтайте землю превратить в рай и знайте, что как день сменяется ночью и ночь днем, так радость горем и горе радостью. Не скупитесь, и поспешите скорее перевести все имение ваше в небесные сокровищницы чрез милостыню; ибо вот все мгновенно пропало и даром.
И много подобных уроков начертано перстом промысла Божия в постигших нас бедствиях. Они очевидны сами собою, как я сказал; потому нечего много о них рассуждать. Но вот что считаю нужным заметить: сии внушения печатлеются в сердце и оставляются в нем действительною чертою не по закону необходимости, а по закону разумной свободы. Мрамор, например, под резцом художника превращается в такую или другую статую, без всякого с его стороны участия. Нравственные же черты от действий промысла Божия печатлеются в сердце нашем не необходимо, а под условием свободного их восприятия. Точно,—мы вещество в руках Божиих вседейственных; но, чтоб нам образоваться но намерениям Божиим, надобно восприять внушения Божии сознанием, добровольно провести их к сердцу, и начертать в воле, как закон. И вот нам заключительный урок от испытания, в коем находимся: внимать, поучаться, склоняться на внушения и обращать их в закон себе, или, что то же, в живую черту духа. Чем более внушений переведем таким образом в закон себе, тем более будет в нас черт образа, который хочет воспроизвести в нас все-строящий Художник. Чем больше таких черт, тем ближе к концу художественные действия
— 231 —
образования нас промыслом Божиим,—тем скорее конец стеснительному положению нашему.
Сами видите, к чему все сие обязывает нас. Поспешим же воспользоваться указаниями Божиими! Поспешим поступить по прописанной программе,—и скоро выйдем из уз работных в свободу чад Божиих. Не пропустим случая и милость Божию заслужить и обогатиться совершенствами духовными,—чтоб после не жалеть, что в руках было добро и упущено по неразумению. Господь да умудрит всех нас во спасение! Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.