Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Слово в четвертую неделю по Пятидесятнице

213

XLI.

В ЧЕТВЕРТУЮ НЕДЕЛЮ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

Как милостив и снисходителен к нам Господь! Сколько делал и делает Он для нас, — и как малого требует! Образом Своим нас украсил, все покорил под ноги наша; когда пали, Сам благоволил прийти к нам и пострадать за нас, и всеми окружил нас спасительными средствами во св. Своей Церкви; всячески руководит нас на пути правды, и сохраняя здесь, царство вечное обещает покорным. Мало ли все это? А сколько требует от нас? — Не больше того, сколько сами мы добровольно отдаем греху-губителю, когда бываем преданы ему. Человечески глаголю, учит Ап. Павел, за немощь плоти вашея, якоже бо представисте уды ваша рабы нечистоте и беззаконию в беззаконие: тако ныне представите уды ваша рабы правде во святыню (Рим. 6, 19.), как слышали вы в нынешнем Апостоле. Т. е., поработайте Господу хоть с таким же усердием, как работали вы греху.

Не думаю, чтоб кто-либо от такого не большего требования стал отказываться. Но может быть не для всякого

 

 

214 —

ясно, в чем именно состоит сие требование. Поясню вам содержание его коротко.

Апостол Павел определяет его словами: — как представляли вы уды ваша рабы нечистоте, так ныне представьте сии уды рабы правде. Уды—это части нашего состава душевно-телесного, или органы нашего тела и способности души. Значит, если перечислить сии органы и способности и показать, как каждая из них может работать Господу в противоположность работе греху,—то само собою объяснится, чего именно требует от нас Господь.

Тело наше имеет следующие отправления: отправления органов чувственных—зрения, слуха, обоняния и проч., отправления движения—рук, ног и всего тела,—труда и отдыха, сна и бодрствования,—отправления питания, употребления пищи и пития,— органы слова, и проч. Душа имеет следующие способности: воображения и памяти,—смысла и рассудка, пожеланий и предприятий, ощущений и эстетических наслаждений и выше всех сих силы духа, обращенные к Богу—Боговидения, совести, Богоуслаждения.

Когда человек работает греху, то работает ему всеми сими отправлениями и способностями, равно когда обращается к Богу, может и должен всеми ими работать правде. Это естественно. Где человек своим сознанием и сердцем, там он всем своим существом. Он походит в своем составе разнообразном на губку и впивает в себя ту влагу, в которую погружает сам себя,—или тлетворный яд греха, или животворные стихии правды Божией. Это вот как:—

Есть у нас чувственные органы—глаза, уши, обоняние и проч. Когда работает человек греху, то все сии органы обращает только на то, что носит печать греха и питает его: глаза смотрят сладострастно, уши любят слышать сладкие речи и песни, обоняние—обонять ароматы, возбуждающие похоть. Отсюда—глазерство, жажда приятных впечатлений, нега кожи и проч. Когда же он отвращается от греха и порабощается правде, тогда глаз воздерживается от виде-

 

 

— 215

ний, ухо от слышаний похотных, и обращается на одно святое и спасительное—видение священных изображений и слышание свящ. песнопений,—и все другие чувства связуются, чтоб от них было сколько можно менее впечатлений и менее развлечений,—и чтоб душа имела более свободы быть одна в себе, самой с возлюбленным Господом. Так чувственные органы порабощаются правде.

Есть у нас отправления движения—рук и ног, потребность труда и отдыха, сна и бодрствования.—Когда работает человек греху, смотрите, какого рода бывают у него движения?..— Он любит гулянья, пляски и танцы, или еще хуже—предан хищению и грабежу, или лености и сонливости; у иного день превращен в ночь, и ночь — в день. Порабощаясь правде, обязуемся двигаться только путями правды: положить меру сну и бодрствованию, труду и отдыху, определить места, куда ходить и за чем ходить;—вместо танцев возлюбить поклоны, вместо беспорядочных гуляний—хождение в храмы и жилища бедности и страданий, — руки приучить работать и подавать милостыню,—отнимать часть сна для молитвы, и проч.

Есть у нас потребность питания или употребления пищи и пития. Работающий греху подвергается многоядению, сладкоядению, пированиям, пьянству и т. п. Порабощаясь правде, надо возлюбить воздержание,—чтоб вкушать пищи и пития в меру,—и по уставу Церкви.

Есть у нас орган слова. У грешников и слова грешны. Отсюда—пустословие, празднословие, пересуды, смехи, шутки, остроты, и даже кощунство. Но кто Господу угождать положил в сердце своем, тот верно исполняет заповедь: слово гнило да не исходит из уст ваших (Ефес. 4, 29.), помня, как много зла от языка.

Так член за членом все тело порабощается правде и становится верным орудием спасения для ищущих Господа.

 

 

216

Справедливо говорят св. Отцы: поработи тело духу,—и увидишь, какой оно друг тебе и сотрудник.

Но как отправления тела, так и способности души все поработить надо правде для полного угождения Богу. Воображение, любящее мечтать и любоваться худыми образами, надо связать трезвением и сосредоточением внимания,—препоясав, как заповедует Апостол, чресла помышлении.—Память, набитую страстными предметами, надо очистить и наполнить воспоминаниями святыми. Ум своевольный и склонный к лживым предположениям—покорить откровенному учению и украсить познаниями истины, чтоб обо всем мыслил и все понимал, как заповедал Господь. Волю своенравную и преданную страстям—подчинить игу заповедей, чтоб и желала и предпринимала только то, что сообразно с волею Божией всесвятою. Сердце, падкое на чувственные красоты — отвлечь от них и образовать в нем вкус только к святому и небесному, чтоб таким образом подготовить его ко вкушению благ небесных.

Так способность за способностью—и душа вся покорится правде. Кто так устроится, тот и душою и телом будет работать Господу,—и соделается верным исполнителем заповеди Апостола—поработить правде все уды свои,—в противоположность порабощения их беззаконию.

Понятно вам теперь, что требуется от нас словами Апостола: якоже представисте уды ваша рабы нечистоте —тако ныне представите уды ваша рабы правде (Рим. 6, 19.).

Не считаю нужным прилагать какое-либо после сего убеждение. Дело так очевидно, что само собою обязывает всякую совесть, возжелавшую искренно Господу работать.—Одно только присовокуплю. Посмотрите на конец, куда приводит грех, и куда приводит правда? Или какой плод того и другой.—Ныне же Апостол указывает, что кончина греховных дел—смерть, плод же правды есть—живот. — Т. е., грех убивает, правда животворит. Видали ль вы, как, когда на каком-либо металле нальют острых кислот, —

 

 

— 217 —

сии кислоты начинают мало по малу разъедать и разлагать составные его части и наконец совсем съедают и твердое кажется тело, так что и угадать нет возможности, что было прежде. Вот точно такое же действие оказывает грех на существо наше. Как яд какой, входя внутрь, разлагает он душу и тело и каждую часть души и тела и тем губит человека. Подобно тому, как в теплицу, полную разнообразных растений и цветов впущенный холод или воздух тлетворный, убивает цветок за цветком, к какому только прикасается: так грех способность за способностью губит в душе, и силу за силою в теле. Кажется довольно побуждения к тому, чтоб убегать греха.

Напротив—как весенняя теплота и влага оживляет все, замиравшее на время зимы: так все убитое грехом оживает в составе существа нашего, когда дух наш обращается к Богу и посвящает себя Богоугождению. Ибо тогда Солнце правды воссиявает в уме,—веяние любви Божественной согревает душу нашу, животворные стихии благодати Божией проникают и освежают все силы души и тела.—Бог есть источник жизни. Предающий себя Господу— един дух есть с Господом и пьет полными устами питие жизни из сего неистощимого источника. Такому только и свойственна истинная жизнь. Или такой только и живет. У прочих только призрак жизни, хотя они обнаруживают многодвижную и будто многостороннюю жизнь.

Господи! посли свет Твой и истину Твою—чтоб могли мы ясно различать пути жизни и смерти, доброе и лукавое, огнь и воду, и, умудряясь во спасение, охотно порабощались правде, свобождшеся от греха: да не царствует грех в мертвеннем теле пашем и чтоб нам не слушать его в похотях его. Аминь.

19 Июня, 1860.


Страница сгенерирована за 0.17 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.