Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Слово на Благовещение

— 145 —

ХХVIII.

НА БЛАГОВЕЩЕНИЕ.

Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию славу.

Какую это радость заповедуется земле благовествовать? — Радость спасения в Господе Иисусе Христе.—Вся земля была в глубоком трауре; и хотя с уверенностью чаяла, но долго долго не видела избавления. Наконец благая весть принесена с неба, возвещена по всей земле, и радостно принята.—Благовествуй же земле сию радость твою великую.

Небеса, приникая к земле, видели только плач, стенание и горе. Но вот просветлел лик сетующей земли,—и как образ совершения сего явил во всей полноте беспредельные Божественные совершенства; то как удержаться и небесам от того, чтоб не хвалить сию Божию славу? Хвалите же небеса Божию славу.

Небеса, кои приглашаются хвалить славу Божию—это мир ангельский; а земля, коей повелевается благовествовать радость велию—это люди... Ангелам—что напоминать о Богохвалении, когда они и так непрестанными гласы взывают:

 

 

— 146 —

свят, свят, свят—Господь Бог Саваоф!—А людям, может быть, неизлишне напоминать: не забывайте, други, о великой радости, единственно-истинной радости, принесенной вам с неба в час благовещения пресвятой Деве Марии.

Когда Архангел в первый раз возвестил преблагословенной Деве: радуйся} тогда, можно сказать, только занималась заря радостного дня, имевшего воссиять в последствии... Но и тогда у пресвятой Девы, уразумевшей силу слов приветственных, сама собою исторглась песнь: душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе, Спасе моем (Лук. 1, 46.). В каких ныне восторженных песнях должна изливать радость свою душа, когда знает,—и Воскресение, и Вознесение, и Сошествие Св. Духа, основание и прославление Церкви Божией на земле, и водворение на небесах Церкви первородных!—Судя по сему, у нас не должно быть нерадующихся; а если так, то что и говорить нам: радуйтесь.—Радующийся радуется—напоминай ему или не напоминай о радости; равно как не имеющий на сердце радости не будет радоваться, сколько ни тверди ему: радуйся— радуйся!—Благодарение Господу! и мы введены в сокровищницу благ небесных и стоим у источника всех радостей и утешений. Если причастились сих благ, то пьем утешения и радуемся; а если не причастились, не можем радоваться, сколько б ни напрягались на то, пока не вкусим тех благ обвеселяющих. Итак смысл воззвания: благовествуй земле радость велию—однозначителен с приглашением: вкусите людие благ, принесенных Господом на землю,—и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто уже не возьмет от вас.

Кто сидел во тьме, томился сею темнотой, и потом изведен на свет: тот не может не чувствовать утешения, что видит свет дневной, радостное солнце и все освящаемое им разнообразие тварей. Он не забудет никогда прежнего томления и минуты, в которую избавлен от него.— И мы по естеству—во тьме: воссиял ли свет Христов в сердцах наших? Созерцает ли око ума нашего Бога в

 

 

— 147 —

Троице покланяемого—сие умное Солнце и все открытые нам тайны Божественного мироправления и искупления,—сей Свет, освящающий все сущее и бывающее!? Помним ли минуту, когда прогнана тьма, и облистал нас свет умный?—Кто может сказать сие, тот радуется... Кто не может: изыди прежде из тьмы, и возрадуешься.

Кто томился в узах, и освобожден: тот помнит хорошо, как пришла к нему весть о свободе,—как отворили узилище, разбили оковы,—и извели его на свободу... и не может не радоваться, потому что вкушает свободу.—Лежат и на нас узы греха, злых обычаев мира и тиранства сатаны.—Помним ли в жизни своей такую минуту, когда, как Ангел, слетало в душу чаяние и желание свободы,—когда вливалась в душу необычайная некая сила,— и с ней спадали одни за другими узы греха, мира и диавола?— С кем было это, тот в области радостной свободы чад Божиих—радуется и веселится... С кем не было... взыщи прежде сей свободы, и начнешь радоваться... и все святые Ангелы возрадуются с тобою.

г Кто лежал в расслаблении покрытый ранами,—и потом исцелен: может ли тот не иметь чувства здравия и ходить не радуяся в крепости и бодрости от присутствия новых сил?—И мы в расслаблении от нерадения, и в ранах от страстей.—Приходил ли к нам Врач душ и телес, и душа наша внимала ли слову Его, как расслабленный: возьми одр твой,—и как больной: се здрав еси\.. Кто сподобился сего, тот не может не петь песней радости, скача и играя; а кто нет,—взыщи прежде Врача—уврачуйся и будешь радоваться.

Кто был в изгнании, или самовольно убегал из дома,— а потом воротился и благосклонно принят; забудет ли тот, как на встречу ему вышел отец его, пал на выю его и облобызал,—как потом обмыли его, одели и учредили пир о возвращении его?.. А помня сие, может ли не утешаться тем непрестанно, пребывая в дому отца своего милостивого?!..

 

 

— 148 —

Бегали и мы из дома Отчего... Помним ли тоску разлучения,—побежденную робость и прогнанный страх возвращения— в покаянии,—милостивое объятие Отчее—в разрешении,—пир —в причащении... и главное—носим ли в глубине сердца своего то убеждение, что мы в дому Отца,—а не в изгнании,—в милости и любви, а не под гневом и клятвою? Если так, дух наш не может не радоваться, хотя бы тело терзали ногтями железными; а если нет,—нет нам радости, хотя бы мы окружили себя всеми утехами мира...

Так, братие, кто вкусил блага, принесенные Господом на землю—т. е. и этот свет ведения,—и сию свободу от уз греха и силу на добро,—и это исцеление ран сердца, и это сыновство Богу:—тот пребывает постоянно в небесной непритворной радости.—Ублажим таковых, а тем, кои чужды сего состояния,—пожелаем внити в радость Господа прямым путем вкушения благ, приносящих истинную радость.

Не льститеся, братие!.. Духовная радость не есть минутное, случайное, принужденное увлечение сердца, а есть отражение постоянного радостного состояния всего существа, преимущественно из отношения его к Богу,—и восприятия от Него помянутых благ.—Можно насильно напрягать свое сердце на радость; но радость будет извергаема из него тотчас, как палка вертикально погружаемая в воду.—Можно на минуту обмануть сердце представлением ему мнимых благ, но это будет не обрадование, а опьянение, кончающееся обычно большим томлением. Блюдитесь же и не обманитесь.—Можете встречать много светов—светов суемудрия,—кои не суть светы ведения, а блуждающие огоньки, подобные тем, кои всегда почти вьются над трупом мертвого... Смотрите и не обманывайтесь.—Есть люди, кои думают, что расширяют круг свободы в не ограничении своих желаний, но кои на деле походят на обезьян, самовольно запутывающих себя в сети.—Не увлекайтесь примером их. Мало ли предлагал мир утех,—будто целений ран сердечных, — но

 

 

— 149

кои больше еще томят и разъедают раны, как миражи водные в пустыне, или соленая вода, разжигающая жажду! Отчуждите себя от них. И князь мира,— дышащий злобою на нас в сердце, всегда с сладкою будто отеческою речью до времени обращается к нам, предлагая довольство и покой. Отриньте обаяния и сего льстеца, обаявающего нас.

Пусть не знает сердце ваше другой радости, кроме радости спасения в Господе Иисусе Христе.—Пречистая Владычица Богородица,—первое радости приятелище, да обрадует всех нас сею радостью,—кого в чувстве действительного спасения., кого в верной надежде получения его,—да воспоет каждый ныне с нею: величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе, Спасе моем. Аминь.

1860.


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.