Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Слово в пятую неделю великого поста

— 140 —

XXVII.

В ПЯТУЮ НЕДЕЛЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА.

Нынешнее Воскресенье посвящается памяти преп. матери нашея Марии Египетской, и мы уже восхваляли ее вместе с Церковью на Всенощной в пениях и песнях духовных, и помолились ей о помощи нам в трудном деле исправления своей жизни и своего нрава.—Теперь будем учиться у ней сему делу.—Св. Церковь, предлагая нам пример Марии Египетской, хочет внушить: «если хотите каяться и исправлять жизнь свою как должно,—вот как кайтесь и исправляйтесь!— Но так ли поступали вы в продолжении поста сего?—Если так, добро вам А если нет,—вам еще остается две недели, успеете поправить неисправное,—или дополнить опущенное. Только не нерадите.»

Но скажет кто: «Мария Египетская—пример для подражания! — Неужели же всем надо бежать в места необитаемые—с пустыню,—в горы?» Нет не всем. Но всем должно подражать ее трудам в самоисправлении,—ее твердой

 

 

— 141

решимости переменить жизнь и тому, как она дошла до сей решимости. Вот стороны подражаемые! Как дошла преп. Мария до решимости переменить жизнь? Господь довел.—За что? За то, что при всей неудержимости одолевавшей ее страсти, она никак не думала оставаться навсегда в сем горьком рабстве. Она терпела насилие со стороны плоти и врага, действовавшего чрез сию плоть, и поддавалась увлечению, но не предавала себя ему в конец. Господь сжалился над страданием твари и пришел высвободить ее из томивших ее уз.—В этом урок из самой грешной части жизни св. Марии Египетской. Так если кто имеет несчастие состоять в рабстве какой-либо страсти плотской или душевной, возымей, по крайней мере, столько крепости, чтоб не отдаться ей безвозвратно,—не будь подобен тем, кои в нечаяние вложшеся предают себя студодеянию, Страсть точно вяжет человека и как ведомого ведет его на дела удовлетворяющие ей;—но ты и при узах рабства, обнаруживай, по крайней мере, нехотение таких дел — оставайся недовольным ими. Не говори: «ну уж верно так и быть... пусть ее будет, как было, или пусть текут дела, как текли.» Но подобно тому, кто не имея сил противостоять, когда его влекут связанного, по крайней мере упирается ногами; и ты, не смотря на силу страсти тебя влекущей, хоть чем-нибудь показывай ей противление, говори ей: ну уж в последний раз, больше не поддамся; и хоть еще падешь, — опять то же говори и так далее; только говори не языком одним, но и сердцем,—и ко Господу вопий о помощи.—Как тот, кого враг связавши ведет в плен, оставя ему незавязанным уста,— хотя влечется в след его, но имея возможность кричать, кричит, не услышит ли кто и не освободит ли его: так кричи и ты ко Господу: «Господи,—прежде даже не погибну, спаси мя; — Господи,—прежде конца даруй мне покаяться»... И услышан будешь.—:Как дитя повитое, лежащее в колыбели, хотя не может двинуться ни руками, ни ногами, но криком своим берет за сердце мать свою и как ужем

 

 

— 142 —

привлекает ее к себе: — так если будешь вопиять, и ты привлечешь к себе Господа, Который сказал, что скорее мать, забудет дитя свое, нежели Он забудет вопиющих к Нему.

Когда же наконец придет к тебе Господь, внимай тогда, брат,—и не попусти себе—не воспользоваться как следует сим великим к тебе снисхождением Божиим. Ты будешь тогда походить на св. Марию, когда она пред входом ко гробу Господню была поймана судом Божиим.—Как она, пораженная силою невидимою,—долго не раздумывала, а тотчас пришла в сознание, что причиною сего—грех ее,—и тотчас же положила намерение—отстать от сего пагубного греха своего, — и никогда уже не возвращаться на пего... Так надлежит сделать и тебе. Внимай же! Когда сильное ли угрызение совести, или страх суда и смерти, близость ли опасности, как меча над главою, или чувство величия Божия и великой Его благости, — или другое что — поразит глубоко сердце твое и потрясет все составы твои, так что ты будешь чувствовать, что как бы спали с тебя все узы, теснившие тебя дотоле;—знай, что это благодать Божия коснулась тебя и дает тебе свободу вступить на путь добра,— свободу, которой прежде у тебя не доставало. Внимай! минута сия дорога! То, что ты чувствуешь в ту пору, есть дело благодати... Приложи сюда и свое дело, — именно вот что: Скажи: скверно жил я, поблажая страсти... С сих пор не буду... За тем, исповедав и прияв разрешение,—держись положенного обета... Так сделала св. Мария. Не отлагала она намерения переменить жизнь до завтра; нет, а тотчас,—решилась и сделала... Так должно всякому.— Благодать пришедши, точно разрешает узы страсти; но если кто тотчас не решится отстать от дел страстных, то опять заковывается в сии узы.—Когда Ангел явился Петру Апостолу в темнице, узы его спали;., по если б он не пошел потом в след Ангела вон из темницы, а остался в ней, пришел бы страж темничный, заковал бы его сно-

 

 

— 143 —

ва в кандалы,—и запер темницу,., и остался бы св. Петр по прежнему узником. Так снова облегают узы страсти всякого, кто ощутив действие благодати Божией, освобождающей его от страсти, не решается тотчас переменить жизнь свою, а отлагает то до другого времени. Не отлагай же, брат!—Ибо не знаешь,—придет ли еще когда такая благоприятная минута.

Положив твердое намерение исправиться, надо тут же и самым делом начать сие исправление, как сделала св. Мария. Оставив все, укрепись таинствами, напутствованная советами духовного отца,—устремилась она в пустыню заиорданскую—уединением, лощением и молитвою иссушать засеянные и порочною жизнью воспитанные греховные навыки. Берись и ты тотчас за труды и подвиги. Не всем конечно один путь по обращении. Кто удаляется в пустыню,—и живет один; кто идет в обитель,—и спасается в числе братства, кто остается в порядке общей всем семейной и гражданской жизни. Многие уже прошли всеми сими путями,;— и на всех были. спасавшиеся и люди великие. Какой кому избрать,—пусть сам решит по своему настроению, внушению Божией благодати и по совету отца своего духовного. Только ведай, что без труда не исправишься. Борьба великая предлежит всем хотящим победить плоть, воюющую на дух. Чего не вытерпела преп. Мария!,.. И всякому—труд! Надо, как я уже говорил прежде, отстранить все могущее питать страсти; а это стоит труда немалого. Надо делать все, чем может питаться и укрепляться начатая новая жизнь; но и это не бывает без труда. Нужно в истине Божией поучаться,— сколько можно чаще быть под действием таинств с участием в священнодействиях Церкви, бороться со страстьми и творить дела добрые, противоположные страстным навыкам; но и это все—труд. А главное что надо?— никогда не должно оставаться одному... Прилепись к духовному отцу своему, найди единомысленного тебе, углубляйся в советы со. отцев, — и ничего не предпринимай, не сира-

 

 

— 144 —

вившись во всех сих местах.—Не смотри в сем на преп. Марию. — Она жила одна; но ее путь был по особенному Божию избранию.—Нам же лучше держаться общего порядка жизни.—Орел уединенно парит к небесам, и так высоко, что его бывает не видно. —Но то — орел... —И так трудам преп. Марии в самоисправлении, ее постоянству в сем, и неуклонной верности положенному обету—подражай... а в прочем—иди общим путем спасаемых.—Будь только тверд, не позволяй себе расслабляться... и немного потрудившись, не думай, что уже все сделал: ибо конец венчает дело.

Сей блаженный конец преднапиши в уме твоем, — и теки к нему, по Апостолу, задняя забывая, а в предняя простирался, дондеже достигнешь места упокоения от трудов, которое уготовал Господь всем Своим труженикам. Аминь.

20 Марта, 1860.


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.