Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Слово при вступлении на паству Тамбовскую

 8

II.

СЛОВО

ПРИ ВСТУПЛЕНИИ НА ПАСТВУ ТАМБОВСКУЮ.

Во имя Бога, в Троице покланяемого—Отца и Сына и Св. Духа, приветствую вас, Богом мне вверенная паства, апостольским приветствием,—в желании благодати и мира. Благодать вам и мир да умножатся,—как два источника всякого блага душевного и телесного: да исполняется ум ваш ведением Бога и всякой истины, от Него исходящей, с соответственными тому чувствами и расположениями; сердце ваше да разверзается к братолюбию и всякому благотворению, и все начинания ваши да обращаются ко славе Единого Бога— воздуха благорастворение, земли плодородие и все, ко временному вашему благоденствию потребное, да дарует вам щедродательная милость Божия,—аще благоволит.

О всем сем—непрестанная к Богу грешная молитва моя. Ибо мы уже не чужие друг другу. В час наречения, еще не ведая вас, я уже вступил в общение с вами, дав обет Богу и св. Церкви,—вам принадлежать заботою, трудами и даже сею жизнью. В равное возмездие сотворили, как полагаю по уверенности в Христианской совести вашей, нечто подобное и вы, определив себя на внимание, и, в нужном случае,—на послушание моему немощному слову и делу

 

 

9

по вере в любви. А ныне сей взаимный союз, основанный на взаимном самопожертвовании, освящен приношением бескровной жертвы, пожершемуся за нас Господу, от Коего, ради сего, и да низыдет всякое благословение на наше начавшееся сопребывание. С сей минуты у нас и добро и зло общи, и это не на время только, но и на вечность; ибо сопребывание сие, хотя началось во времени и на время, но запечатлено характером, выходящим за пределы времени, потому что, будучи сопряжено со взаимными обязательствами, свыше определенными, и в день суда оно послужит в оправдание или осуждение наше. В этом довольно, кажется, побуждения к тому, чтоб ходить нам друг пред другом, как пред линем Бога, со всем вниманием и добросердечием, со взаимными благожеланиями, в молитве друг о друге, и во взаимном друг другу содействии, со страхом и трепетом свое спасение содевая.

Думаю, впрочем, что нет нужды раскрывать пред вами взаимные наши обязательные отношения. Вы уже не в первый раз вступаете в них; а мне позвольте напомнить об них себе самому про себя. Об одном только считаю нужным предложить вам с некоторою подробностью на первый раз, именно: начертать образ здравого учения Христианского, которому надобно внимать, яко светильнику, сияющему во тьме человеческих мнений и заблуждений, и которому я буду следовать в моем посильном служении слову истины. Выслушайте, что исповедую, чему учить и веры во что искать буду по долгу пастырства, и но сему судите, кто наш и кто чужд нам, с кем общиться и кого убегать должно, чему следовать и чего удаляться надобно. Не новое что и не свое будет предложено, а то, что издревле предано нам, как св. закон веры и неизменное правило жизни. Так исповедую, что Бог, единый по существу, есть троичен в лицах — Отец, Сын и Дух Святой, и что сии Три не имена суть одного и того же лица, и не названия разных действий того же лица; но три ипостаси единого

 

 

10  

Божества. Так исповедывать заповедала святая Церковь, так и буду учить и таковой веры буду искать от всех по долгу пастырства.

Исповедую, что сей триипостасный Бог всесовершенный, по свободной воле Своей, без всякой внутренней или внешней какой-нибудь необходимости, в шесть дней, единым словом Своим сотворил мир сей, не изливаясь в мир и не сливаясь с ним, а пребывая в Себе целым и неизменным, хотя вездесущ есть ц все исполняет. Так заповедует исповедывать св. Церковь, так и учить буду, и такой веры по долгу буду искать от всех.

Исповедую, что всеблагий Бог, сотворив мир, не оставил его на произвол судьбы и не оковал узами неумолимой какой-то необходимости, как учит неверие и суемудрие; а с тою же свободою и властью, с какою сотворил его, с тою же и правит им и благостынно печется о всякой твари, паче же разумной, все свободно направляя к благим целям Своим, не стесняясь законами естества, которые сами суть не что иное, как выражение Его Же воли, потому всецело подлежат Его свободному распоряжению и изменению там, где сего требует Его беспредельная премудрость. Так исповедывать заповедует святая Церковь,, так буду учить и такой веры буду искать от всех.

Исповедую, что мы, будучи сотворены для всегдашнего общения с Богом и неизменного в Нем блаженства, в прародителях наших, нарушением Его заповеди, отпали от Него, навлекли на себя праведный гнев Его, и подпали временному наказанию и вечному осуждению, и что потому всякое видимое и испытываемое нами зло внутреннее или внешнее, не есть естественное наше состояние, или следствие нашей ограниченности, а есть прямой плод греха,—наказание, только милостию Божией обращаемое в очистительное нам орудие, под условием веры, покаяния и смиренной покорности воле Божией. Так исповедывать заповедует св. Церковь, так буду учить и такой веры буду искать от всех.

 

 

11

Исповедую, что движимый любовью Господь, не терпя, чтоб любимое Его творение—человек, погибал в сем бедственном положении, благоволил низойти на землю, принять на Себя человеческое естество, страданием и смертью удовлетворить правде Божией и, по воскресении, вознестись на небо и, седши одесную Бога и Отца, снова открыть человеку свободный доступ к живому Богообщению.

Исповедую, что все восстановительные Божественные силы, яже к животу и благочестию, положены Господом во св. Его Церкви, как единственной врачебнице нашей, и действуют в ней Духом Святым, чрез св. таинства и другие освятительные учреждения, над всеми с отверстым верою сердцем приступающими к ним и что другого способа к принятию благодатных сил нет и быть не может, что бы ни замышляли и как бы иначе не мечтали одуховляться некоторые мечтательные умы.

Исповедую, что всякому ищущему спасения нужно первее всего покаяться с решимостью не грешить более, хотя бы это стоило жизни; за тем приступить к таинствам для получения благодати, в укрепление слабых на добро своих естественных сил, далее идти посильно путем заповедей Христовых, среди всех освятительных учреждений и молитвоваиий Церкви, существенно необходимых для возгревания в нас духа благодати, под влиянием подвигов самоотвержения к умерщвлению страстей,—пока наконец достигнем в светлую область бесстрастия и чистоты, в сию меру возраста исполнения Христова.

Исповедую, что начавшие сим путем, вступая в общение с Богом, вступают вместе с тем и в общение с невидимым миром—Ангелами и всеми Святыми, прежде их Богу угодившими, и, прибегая к их заступлению, получают благовременную от них помощь,—паче же всех от пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии—всесильной нашей заступницы и ходатайцы.

Исповедую, что за грех первородный душа разлучится

 

 

12

с телом действием смерти, и пребудет в сем разделении до будущего воскресения и суда,—или питаясь надеждою вечного блаженства, если следовала во всем воле Божией, или томясь страхом вечных мук, если противилась заповедям Господним.

Все сие исповедую всею душою, всем сердцем и всем помышлением моим, потому что так исповедывать заповедует св. Церковь.... Так и учить буду и такой веры буду искать от всех....

И вот я намеренно очертил вам все наше исповедание, чтобы возобновить в мысли вашей светлый лик веры нашей,—указал путь, которым заповедано нам идти, и намекнуть на те распутия, на которые уклоняются, иные по недостатку учения, другие по учености, худо направленной. И да избавит вас Господь от сих уклонений! Все изображенное мною не ново! Держитесь сей старой веры, как держались ее отцы наши, и за то оставили нам ясные следы своей богоугодности, от них же есть и так усердно чтимый вами и славимый всею православною Россией Сергий Радонежский, которого ныне память совершается.—Бегайте новин в делах веры и благочестия, и блюдитеся от этих лживых пророков, которые приходят в одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы, — проразумевайте ложь кроющуюся в привлекательных словах льстецов, ищущих растлить вас под видом доброжелательства.

Я разумею всех неправомыслящих и неправоходящих, не но немощи, а по упорству, с желанием привлечь и других на свою сторону,—разумею..,.

Неверующих во Св. Троицу и думающих, что Отец Сын и Св. Дух не суть лица единого Божества, а суть имена одного лица,—

Отвергающих Божественное творчество и промыслительность и думающих, что мир со всеми в нем тварями самослучайно произошел и нравится сам собою,—

 

 

— 13 —

Неверующих в падение человека, и бедственное состояние наше иным образом объясняющих,—

Неверующих во св. Церковь, как единую врачебницу, вмещающую в себе все восстановительные для нас силы, и св. ее таинства и освятительные средства считающих простыми обрядами без внутренней силы,—

Мечтающих освятительную силу Божией благодати получить каким-то сокровенным невидимым способом, а не тем, какой предлагается св. Церковью,—

Непризнающих нужными подвижничества и всех дел самоотвержения, льстя себя ложною надеждою совместить дух Христов с духом мира,—

Чуждающихся общения со Святыми и презорливо отвергающих их ходатайство и заступление, — равно как пагубные действия духов злобы поднебесных, —

Непризнающих духовности души, ее бессмертия, будущего воскресения тел наших и вечного «воздаяния всем нам по делом нашим,—

Явных и тайных нарушителей уставов св. Церкви Божией, не считающих нужным соблюдать посты, исповедоваться, причащаться, не чтущих св. праздников и дней воскресных, или, вместо должного их чествования, предающихся неразумным увеселениям и забавам, —

С дерзким самооправданием, не хранящих чистоты до брака, и верности супружеской по браке,—вымышляя, вместо Богом благословенного, иной какой-то способ сожития,—

Вообще всех увлекающихся и увлекающих неукротимым своеволием в образе мыслей и правилах жизни

Видите теперь, кто наш и кто не наш,—на чьей стороне истина и где ложь.—Уклоняйтесь же от зла и творите благо. Св. Ап. и Ев. Иоанн Богослов, видя пагубу от появления лживых учителей в стаде Христовом,—с одной стороны возбуждал бдительность верующих, указывая на сие появление их, с другой научал разузнавать лживость их учения внутренним духовным помазанием. Находясь

 

 

— 14

несколько в подобных обстоятельствах, и мы обращаем к вам слова того же Апостола: возлюбленные, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть: яко мнози лжепророки изыдоша в мир..., (1 Иоан. 4, 1). Ныне мнози антихристи быша... кои от нас изыдоша, но не веша от нас (1 Иоан 2, 18. 19). Спросите, как узнавать их и их учение?—По начертанию истины, нами предложенному, или по мудрому правилу, предложенному св. Игнатием Богоносцем: держитесь законного пастырства, и никогда не отпадете от истины. Ибо пастыри и учители даны Церкви Пастыреначальником и Главою ее Господом—к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова да не бываем младенцы в лающее я всяким ветром учения во лжи человечестей, в коварстве козней льщения (Ефес. 4, 12, 14).

Бог же Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, да даст вам духа премудрости и откровения к познанию Его просвященна очеса сердца вашего, яко уведети вам, кое. есть упование звания Его, и кое богатство славы достояния Его во святых, и кое преспеющее величество силы Его в нас верующих по действу державы крепости Его (Ефес. 1, 17. 18. 19.) Аминь.

5 Июля, 1859 г.


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.