Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Слово по освящении храма в честь мученика Максимилиана, в Тамбовском Мариинском приюте

51

X.

ПО ОСВЯЩЕНИИ ХРАМА В ЧЕСТЬ МУЧЕНИКА МАКСИМИЛИАНА, В ТАМБОВСКОМ МАРИИНСКОМ ПРИЮТЕ.

Пишется в третьей книге Царств: и сотвори Соломон праздник в той день и весь Израиль с ним (3 Царств. 8, 65). Это было в день освящения построенного им храма! В подобных обстоятельствах находимся ныне и мы. И у нас храм окончен и совершен ныне освящением,—храм, конечно, не столько великолепный совне, как Соломонов, но большею исполненный благодатию внутри.—Законно потому творим ныне праздник духовный и мы, благодарные принося песни Господу—Совершителю сего дела.

Празднуйте же во первых вы, здатели храма сего, и ради благополучного окончания труда вашего, и ради того, что сей дар ваш не отвергнут Щедродавцем Богом, но принят в Его благоволение, засвидетельствованное нынешним Его благодатным присещением сюда.

Да празднуют и учредители сего заведения и попечители о нем, потому что ныне только получило оно окончательное свое образование и стало делом совершенным. Доныне оно было как бы без крова,—ныне оно окроплено особенным

 

 

— 52 —

благодатным покровом. Доныне здесь был приют только для тела,—отныне есть уже приют для души — в храме сем.

Празднуйте и вы—дети, или больше всех вы,—потому что и заведение, и храм—для вас. Празднуйте, радуясь, что милосердый Господь—единый покровитель, попечитель и приютитель сирых,—даровав вам других отцев в сих попечителях ваших,—ныне Сам благоволил приблизиться к вам так осязательно и так близко.

«Благословите ныне Господа и вси раби Господни, стоящий в сем храме Господнем — во дворе сего дому Божия (Пс. 133, 1)!

Но и только ли? Все это, кажется, уже и сделано. Нет ли же еще чего недоконченного? — Есть, — и очень важное. Именно: надобно учредить в сем заведении такой порядок жизни, чтоб при нем наивернее достигалась цель и назначение сего храма.—Храм назначен для детей.—Надобно же сделать, чтобы дети бывали в нем сколько можно чаще.

Послушайте же, дети! — К вам-слово мое! — Вы видели, как здесь простерта была завеса, слышали слова совне: возмите врата, князи, ваша... и внидет Царь славы. Внимали вопросу: кто есть сей Царь славы,—и ответу: Господь сил,— той есть сей Царь славы. Видели затем, как завеса разверзлась—и вниде Царь славы—Господь.—Здесь Он теперь пребывает с нами,—и навсегда пребудет с вами и со всеми приходящими сюда. Ибо Сам сказал: будут очи Мои ту и сердце Мое во вся дни (3 Цар. 9. 3). Чаще же приходите сюда, дети, ко Господу, как к Отцу вашему! — Имеющие родителей дети—утро и вечер являются к ним и принимают от них привет любви и благословение благожеланий.—У вас или совсем нет, или нет с вами здесь ваших отцев и матерей... Сюда приходите к Господу, единому истинному Отцу вашему,—здесь утро и вечер творите Ему детское поклонение, в любви,—и от Него приимете бла-

 

 

— 53 —

гословение и отеческое объятие.—Это не уподобление, а самое дело. Охотно Господь допускал к Себе детей во время земной Своей жизни, запрещал мешать им приходить к Себе,— и когда обступали Его дети, Он благословлял их всех, возлагал руки Свои на них, а иных сверх того брал на руки к Себе.—Но что тогда делал Он видимо, то теперь делает невидимо; тогда прикасался к телу, а теперь прикасается к душе.—Се отныне Оп присущ с вами в храме сем—Он той же во веки Приступите же к Нему с детскою простотой! Он и вас благословит; и вас обымет дланями Своими—невидимо, хотя тем не менее действительно.—И вот замечайте, когда, присутствуя здесь и молясь, вы ощутите особую тишину и мир в себе,—ведайте, что это—Господь приближается к вам. Усугубьте тогда молитву вашу и внимайте себе.—Вот зачинается в душе легкое движение теплоты,—вот теплота растет все более и более,— и в сердце наконец возгорается огнь.—Ведайте, что это— Господь в объятия Свои заключил душу вашу,—лелеет ее и благословляет И душа не знает себя от радости и веселия!

Вот за этим и приходите сюда чаще; ибо с блаженством от обыманий Господних ничто на земле сравниться не может. Приходите же.—Господь готов принять вас; прострите и вы к Нему руки душевные—любовь, молитву, благоговейное желание Господа Не смотрите на то, что вы

малы. Господь есть Бог и вас малых, как и больших.— Подражайте в сем Матери Божией. Ей было только три или четыре года, как родители Ея, Богоотцы Иоаким и Анна,—привели Ее в храм Господень и посвятили Господу.— И там при храме Она прожила потом неисходно до времени обручения своего Иосифу, пребывая преимущественно в церкви Божией, в молитве и в углублении в слово Божие.— И видите, чего сподобилась?—Быть Материю Господа.... Прибегайте же и вы чаще в храм сей и терпеливее пребывай-

 

 

54

те в молитвах ваших,—и вы сподобитесь—не того, конечно, чего сподобилась Матерь Божия,—но много—подобного тому. От Нее ипостасно воплотился Господь,—а в вас невидимо вселится Он благодатию Своею и навсегда пребудет в вас, как сказал: вселюся в них и похожду, Видите, какое великое обетование! Тогда вы сами сделаетесь храмами Богу,—и будете всегда носить Его в сердце своем.—Возжелайте же сего!—Матерь Божия,—Сама всю юность Свою проведшая в храме,—будет вам в том помощницею. Приходите к Ней сюда. Как Матерь верующих, Она будет встречать вас здесь всякой раз, как вы притечете сюда для излияния молитв ваших пред Господом.

Но что же это я все к детям обращаюсь?—Дети идут туда, куда их ведут,—и так идут, как их ведут

Все лежит на вас детоводители.—Примите же на свой труд обязательное для детей и дайте им возможность выполнять то свойственным им образом. Помните слово Господа к тем, кои почему-то не допускали к Нему детей... Оставите детей приходити ко Мне и не браните им, таковых бо есть царствие Божие (Марк. 10, 14). Верите ли, что потребность благочестия жива и сильна у детей, хотя не осмыслена и не введена в Формы? Не заглушайте же сего ростка духовной-спасительной жизни допущением или учреждением для детей такого порядка жизни и занятий, который бы отдалял их от Церкви и отчуждал от нее.—Если допустите это, вы будете убивать душу прежде, чем она достигнет возраста, в котором сама может не бояться за себя, и не страшиться убивающих тело.

Веруете, что с сего дня Господь здесь—особенным Своим благодатным присутствием,—знаете, как Он желает, чтоб дети были приводимы к Нему невозбранно... Приводите же их сюда,—приводите во всякий свободный час. Я не могу представить ни одной основательной мысли, которою можно-б было оправдать отказ в этом детям.—Те, кои

 

 

— 55

в то время хотели-было не допускать детей к Господу, могли представить в свое извинение опасение обеспокоить Господа, или лишить других утешения слышать слово Его... Что вы скажете в свое оправдание?! Уж не то ли, как часто слышится, что высота действий веры выше понятий дитяти?! Но кто не знает, что таинства веры приемлются сердцем?—Если есть сердце у детей, то есть приятелище веры.—Да—есть,—и еще какое?! Такое, которое нам самим ставится в образец. Аще не будете яко дети, не внидете в царствие Божие.—(Матф. 18, 3.) Прибавьте к сему, что атмосфера храма, в котором вместе со всеми его священнодействиями осимволена вся вера наша,—атмосфера сия чиста, небесна, божественна! Кто же способен дышать и оживляться сим воздухом?—Мы ли, избитые падениями, израненные страстями, омраченные суетою, или эти невинные души?! Не браните же им приходить сюда. Они здесь— в настоящей своей среде.—С другой стороны, как всякая другая жизнь возбуждается, развивается и зреет невидимо, сокровенно, неуловимо для наблюдения,—так и жизнь духовная зарождается и спеет тайными путями—глубже нашего сознания. Так в семени, брошенном в недра матери—земли, спит росток.—Скажите, как возбуждается он к жизни? Укажите этих сокровенных возбудителей и пути, какими проникают они к сердцу семени?—Тут участвуют—и солнце с своею теплотой, и земля с влажностью;—но главные ли они здесь деятели, или только проводники других деятелей—никто сего определительно сказать не может.—Вот и мы дышим, и дыханием (в связи с другими условиями) поддерживаем в себе огнь жизни. Кажется, тут ничего особенного нет, кроме механического движения груди,—входа и выхода воздуха... Но между тем, под сим видимым совершается невидимо для нас в течение высших живительных стихий из атмосферы, которые, проходя к исходищам жизни нашей, освежают, питают

 

 

56 —

и усиливают ее.—Такими же невидимыми наитиями возбуждается, развивается и зреет в нас жизни» духовная.—Не приходит царствие Божие с усмотрением, говорит Господь (Лук. 17, 20). Неведомо—как, то объемлет душу веяние любви Божией,—то освежает ее дыхание благоговейного страха Божия, как дыхание утренней прохлады,—то оживляет движение теплоты сердечной;—но при сих только действиях и живем мы духом.—Напрасно потому и в сем отношении хотят ограничить все ведением. Нет... Для образования и укрепления жизни духовной—одно условие: держать ее непрестанно под влиянием действий, в которых сокрыты Божественные силы, чтоб пользоваться их притечением и наитием... Где же—все это? Здесь—в храме... Не браните же детям приходить сюда...

Понимание св. веры и действий ее должно прийти после, как цвет по образовании ствола, чтоб принести потом зрелый плод сознательного благочестия. Ясные понятия о предметах веры благотворны, когда, по образовании своем в душе, они найдут на деле готовую уже жизнь благочестную: ибо тогда они освящают ее сознанием и тем еще более делают ее прочною и несокрушимою.—Но что в сих понятиях, когда они застанут образовавшуюся уже и окрепшую в привычках жизнь совсем им противоположную? Это будет пустоцвет, не могущий дать плода.—Когда понятия в разладе с чувствами, их встречают недоверием, колеблют сомнениями и изгоняют отрицанием. Этого ли хотите от трудов ваших? То есть, хотите ли наперед уже разорять то, что созидать только преднамереваетесь?

Боятся, обыкновенно, утраты времени.—Нередко слышится: много у нас положено, или предположено занятий, и нет свободных часов для того, чтоб ходить в церковь.—Не лучше ли сказать, что не достает не времени, а охоты и расположения?... Будто порядок занятий не в наших руках,—и будто в самом деле где-нибудь на свете есть люди, так за-

 

 

57

нятые, что не только часов, даже минут не имеют свободных? Да и кто требует много времени?... Ненужно.—Определите несколько минут утром и несколько вечером для внятной молитвы с пением,—и довольно.—Но не считайте сего тратою времени. Напротив, будьте уверены, что этою жертвою малого времени вы успорите труд, и, следовательно, много сбережется времени. Ибо что более всего нужно для успеха в каком-бы то ни было обучении? Мирный дух и внимание. Где же взять их? Здесь—у престола Божия. Они нисходят свыше от Бога мира. Пусть здесь утишатся чувства, умиротворятся мысли и освежатся души детей— И они несравненно больше успеют в тот день, нежели когда не побывают здесь.— А благословение Божие разве ненужно для детей?! Приидите же с ними сюда и возьмите его здесь у Господа. Оно расширит их души и сердца и сделает их многовместительным сосудом для всякого обучения.—Не подражайте тем, которые все хотят сделать сами, ни в чем не доверяя и ничего не вверяя Господу. Ибо вековыми опытами уже дознано, что они всуе бдят и всуе труждаются.

Вот что нужно для окончательного совершенства сего заведения, и вот чем надобно завершить вам свои о нем труды и попечения! Надобно завести здесь такой порядок, чтоб дети каждый день бывали в храме и благоговейно припадали здесь к Господу, хвалу Ему воспевая и молитвы Ему воссылая своими детскими устами. Это же нужно и для полноты нынешнего торжества. Храм сей отныне посвящен св. мученику Максимилиану, одному из 7-ми отроков, иже во Ефесе (Августа 4-). Отрок—мученик, без сомнения, потому что с детства воспитал и укрепил в себе дух благочестия, привитая в храмах Бога истинного. Будет ли ему приятно, если он всегда почти будет видеть храм свой пустым, а соседние жилья полными?—А Архистратиг Михаил,—сей служитель Божией славы, страж, защитник и забрало Божией чести, которому нынешний посвящается день, — будет ли доволен, заметив в нас равнодушие к обучению детей воздавать честь и славу

 

 

— 58 —

единому Богу в сем храме?!—Помолимся я е, братия, ко Господу, чтоб начавши в вас сие доброе дело—приют,—Он же и совершил е в похвалу вам за него в день Христов! Аминь.

8 Ноября, 1859 г.


Страница сгенерирована за 0.35 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.