13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель
Феофан Затворник, свт Речь при наречении во Епископа Тамбовского
I.
РЕЧЬ
ПРИ НАРЕЧЕНИИ ВО ЕПИСКОПА ТАМБОВСКОГО.
Святейшие Архипастыри и Отцы!
Благодарю и приемлю, и ни мало вопреки глаголю.
Что другое мог бы я сказать на дело, уже решенное советом вашего Святейшества, и утвержденное Высочайшею волею?—Не подумайте однако ж, что произнося слова сии, я скрываю под ними недуг самоуверенности и самонадеянности Нет. Я знаю бессилие свое, знаю высоту и тяготу возлагаемого на меня служения; но знаю и то, что небезопасно с своими замыслами вмешиваться в устроение пути жизненного, особенно наперекор изволению Божию, верою видимому в определении церковной и предержащей Власти. Потому, в тесноте от обою, при словах сих одно содержу в уме и сердце: буди воля Божия!
Господу ведомы слабости мои,—и однако ж Он попустил состояться избранию и утверждению. Чего ради?—ведомо Ему единому; но есть упование, что Начный и совершит.—Такая уверенность только и успокаивает мятущуюся совесть. Ибо это, доброе, по Апостолу, дело (епископство) издали может быть, и бывает желательно; но когда приходится стать с
— 5 —
— 6 —
ним лицом к лицу, оно поражает страхом, кости сокрушающим.—И невольно исторгается из груди: буди воля Божия!
Частые и неожиданные перемены в моем служении, и в начале и особенно в последнее время, приучили быть безмолвно покорным всякому назначению, подобясь шару, без треска катающемуся туда и сюда, по направлению сообщаемых ему ударов.—И Бог не оставлял Своею помощью.—Пусть теперь неизвестность нового будущего положения и служения более, нежели смущает. Но как и в будущем всем будет править та же десница, которая милостиво хранила в прошедшем: то, с преданностью, повергаясь в руце Бога живого, благонадежно успокаиваюсь в св. воле Его.
И так буди воля Божия,—и благословенно буди Имя Бога, спасающего нас, имиже весть судьбами!
Эти страшливые мысли нисколько однако ж не умаляют чувств благодарности к Вам, Богоизбранные Предстоятели святой Церкви нашей,—за то, что, снисходительно смотря на мое недостоинство, благоволили сопричислить и меня к лику проходящих высшее служение в сей Церкви. Не скрываю, что не чуждо было бы тайным желаниям сердца, если бы, на мою долю выпало такое место, где бы я свободно мог предаться занятиям по сердцу, или, если уже нельзя миновать сего жребия, по крайней мере дана была возможность навыкнуть делам пастырского служения под чьим-нибудь опытным руководством.—Но когда, помышляя о мне более, нежели сколько есмь, Вы указываете мне обширнейшее поприще для деятельности, конечно, в надежде, что множайший плод принесу во спасение свое и других; то не могу без благодарности вспомнить о сем незаслуженном доверии.— Возмогу ли только оправдать надежды Ваши, а паче ожидания и обязательные требования Церкви?—Достанет ли знания, благоразумия, искусства—и руководить спасаемых, и вести порядок дел внешнего управления?—Желание, действовать во благо, есть: когда бы и дела соответствовали сему жела-
— 7 —
нию!—Господь даст благодать и дар духа; но и дух можно угашать бездействием или неправильным действованием.— Да не будет сего,—сыновне прошу, приложите к Вашим благожеланиям, в которых не сомневаюсь, и молитву к Господу, чтоб даруемая Им благодать не тща была и во мне, и Вашим советом научите, как возгревать дар, имеющий сообщаться мне возложением рук Ваших—в похвалу всем нам в день Христов.
29 Мая, 1859 г.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.