Поиск авторов по алфавиту

Автор:Без автора

Правило св. Отцев — Серапиона, Макария, Пафнутия и других 34 старцев

4.

Уставные иноческие правила других св. Отцов подвижников

 

1. ТРИ НЕБОЛЬШИЕ СБОРНИКА ПРАВИЛ СВ. ОТЦЕВ.

Между уставом пр. Пахомия и уставом Св. Василия должны занять место следующие три небольшие сборника правил для иноков, начертанных великими Отцами на общем совещании. Их сохранил Венедикт Анианский в своем сборнике правил св. Отцев. (Patrol. Lat. t. 103, стр. 435).

 

а)

Правило св. Отцев, Серапиона, Макария, Пафнутия и других 34 старцев.

1. Сошедшись вместе для спасительного совещания, мы просили Господа нашего в теплой молите, да ниспослет Он нам Духа Святаго, Который бы научил нас, какое правило жизни, или какой устав положить нам для братий.

2. Пр. Серапион сказал: «милости Господни исполнь земля» (Пс. 32, 5), и многие полки ревнителей стремятся к совершеннешей жизни. Но поелику по неудобствам пустыни и по причине страшных бывающих там от врага привидений и нападений, жить братьям по одиночке крайне затруднительно; то находим наилучшим, чтоб они собирались воедино и жили в послушании одному опытнейшему старцу, следуя его заповедям, как внушениям Духа Святаго. Не наши это слова; не и Писание ли тоже подтверждает, говоря: «се что добро, или что красно, но еже житии братии вкупе» (Пс. 132,1),—и еще: «Бог вселяет единомысленные в дом» (Пс. 67, 7)?

 

 

195

3. Итак, постановляем, чтоб братья многие собирались в одну обитель и жили совокупно, в единодушии и взаимной любви. Как соблюсти сие единодушие и любовь, — при помощи Божией укажем и это.

4. Постановляем, чтобы над всеми собравшимися воедино братьями, начальствовал один старец, от совета и повеления которого уклоняться никто не должен; но как самому Господу, так да повинуются ему все со всякою радостью, по слову Апостола: «повинуйтеся наставником вашим: тии бо бдят о душах ваших» (Евр. 13, 17). Да помышляют также таковые, единодушно желающие подвизаться в деле Божием, что повиновением Авраам угодил Богу и «друг Божий наречеся» (Иак. 2, 23); чрез повиновение Апостолы сподобились быть свидетелями Господу, среди народов и племен земных; и Сам Господь наш, с горнего неба нисшедший в дольняя, говорит: «снидох с небесе не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца» (Ин. 6, 38). Да соблюдается убо такими свидетельствами подтверждаемое послушание со всем усердием.

5. Пр. Макарий сказал: о совокупном житии, о единодушии и послушании сказано; теперь с помощью Божией покажем каковы должны быть начальствующие отцы. Должно вам, отцы настоятели, являть себя такими, какими желает вам быть Апостол, говоря: «яко быти вам образ верующим» (1 Сол. 1, 7). Должно вам и теплотой любви и строгостью власти возводить души братий от земного к небесному, всячески назидая их, как говорит тот же Апостол: «обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением» (2 Тим. 4, 2), и в другом месте: «что хощете? С палицею ли прииду к вам, или с любовию и духом кротости?» (1 Кор. 4, 21). Настоятель с рассуждением должен определить в какой мере являть к каждому отеческое расположение любви и в какой—строгость власти, помня слово Господа, Который говорит: «в нюже меру мерите, возмерится вам» (Мф. 7, 2).

 

 

196

6. Когда собираются братия на молитву, никто не смей начинать петь псалом без приказания настоятельствующего отца. И всегда должно держать тот порядок, чтобы ни в чем не упреждать Аввы монастыря, ни в стоянии, ни в пении, по слову Соломона: «на месте сильных не стани» (Прит. 25, 6);—и слову Господа: «не сяди на преднем месте» (Лук. 14, 8. 9); и слову Апостола, который говорит: «не высокомудрствуй, но бойся» (Рим. 11, 20). Если он замедлит почему-либо, надлежит известить его, и потом поступить так, как он прикажет.

7. Покажем вам и то, как должно испытывать тех, которые, оставляя мир, желают вступить в обитель. Надо, чтоб они прежде всего обнажились от всех стяжаний века сего. Пусть и бедный кто приходит, есть и у него стяжания, от которых должен он обнажиться. Это те, на которые Премудрость указывает у Сираха, говоря: «убога горда и богата лжива ненавидит душа моя» (—25, 4). И в другом месте говорится: «ты смирил еси, яко язвена, гордаго» (Пс. 88, 11). Итак, настоятельствующему Авве должно со всем вниманием держать такое правило: когда кто приходит из мира, первее всего пусть сложит с себя бремя гордости и по испытании да будет принят. Для сего, пусть с неделю протерпит за вратами монастыря: никому из братий не входить с ним в общение, и никакой ласки ему не оказывать, напротив обращаться с ним будто с презрением и неприязнью. Если несмотря на все это, пребудет он, толкая в двери, не отказать ему во входе в обитель. Принимая, однако ж, такого, Авва настоятельствующий пусть покажет ему, как живут братия, и каким порядкам должен он подчиняться. Если кто из богатых и имеющих большие стяжания желает отречься от мира, пусть прежде исполнить волю Божию и прямую заповедь Господа, в нему относящуюся, которую изрек Он богатому юноше: «иди, продаждь имение твое, и даждь нищим и иди в след Мене, взем крест» (Мр. 10, 21).

 

 

197

Авва настоятельствующий должен убедить его, чтоб ничего себе не оставлял, кроме креста Христова, который взем и да последует Господу. Если желает он внести какую часть в монастырь, да ведает, что это не дает ему никакого преимущества в обители. Если из рабов своих приведет кого-либо в монастырь, пусть не имеет его более, как раба, но как брата,—да во всем будет совершен человек тот.

8. Когда приходят странники, никто не должен выходить к ним, кроме того, кому вверено попечение о странноприимнице. Никому из приходящих не должно давать целование мира, пока не повидает его Авва: тогда, по совершении вместе молитвы, своим порядком, следует давать и целование мира. Никому из братий непозволительно заводить разговор с приходящим; и заботы ни у кого не должно быть расспрашивать его, откуда и зачем пришел, или куда идет, кроме Аввы, и тех, кому он прикажет. Когда братия пойдут в трапезу в должный час, брату страннику не следует позволять кушать с ними: пусть покушает с Аввою для большего назидания. Ничьего слова не должен он слышать, кроме Божия, которое почитать для него по книге, или слов Аввы, или тех, кому он велит поговорить с ним, и притом о чем-либо божественном.

9. Пр. Пафнутий сказал: много полезного для спасения души изречено уже, братие; но не должно умолчать и о том. какого порядка должно держаться относительно подкрепления себя пищей. В сем отношении, братия должны держаться такого порядка, чтобы никогда не принимать пищи раньше девяти часов, исключая дня Господня, и дней Пятидесятницы. В день же Господень ничего не должно делать, а весь его посвящать Богу, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных.

10. Заповедуем также братиям, — время от первого часа до часа третьего посвящать Богу; от третьего часа до девятого работать, что кому прикажет Авва, без роптания,

 

 

198

помня слово Апостола: «вся творите без роптания» (Фил. 2, 14), и боясь страшного на таковых изречения: «не ропщите, якоже нецыи от них ропташа и погибоша от всегубителя» (1 Кор. 10, 10). Смотреть за работами пусть определяет Авва одного, — и все должны его слушаться.

11. Если кто из братий, посту прилежа и трудолюбно занимаясь рукоделием, по примеру Апостола, который говорит о себе: «своими руками делали мы, да не отягчим кого из вас» (1 Кор. 4),—если кто из таковых заболит, Авва должен позаботиться помочь ему в этой немощи. Кто напротив немоществует духом, тот да преутруждает себя более; подражая Апостолу, как он умерщвлял и порабощал тело свое (1 Кор. 9, 27). Надобно, однако ж, и то наблюдать, чтоб ни в чем не творил он воли своей.

12. Если братство велико, настоятельствующий Авва должен учредить недельных, и установить череду, в которой братия должны следовать одни за другими в служении; определить также должен и то, как должен поступать тот, кто содержит келарню братскую. На эту должность надо избрать такого, который силен бы был препобеждать все искушения чревоугодия и по евангельскому слову раздавал бы праведно братиям своим житомерие, всячески стараясь избегать и того приговора, который заслужил Иуда т. е. что он изначала тать бе. Приставленный к сему делу, да ревнует услышать: «служивший добре, степень себе добр снискивают, и многое дерзновение в вepе» (1 Тим. 3, 13). Все, служащие по монастырю братия, должны содержать в мысли, что в монастыре сосуды, орудия и все прочее суть вещи священные. Если кто из братий будет небрежно обходиться с этими вещами, да ведает, что часть его будет с тем царем, который с наложницами своими пил из освященных сосудов дома Божия и какое заслужил отмщение (Дан. 5). Все эти правила надо

 

 

199

строго соблюдать и почаще перечитывать вслух братий, чтоб по неведению не впадали в погрешности.

13. Другой пр. Maкapий сказал: сама истина свидетельствует, что «при устех двою и триех свидетелей станет всяк глагол» (Мф. 18, 16). Этим подтверждаются изреченные уже правила благочестия; но не следует умолчать и о том, как обители должны сохранять между собою твердый мир. Для сего не следует принимать братий из другого монастыря, без воли настоятельствующего в нем Аввы; даже и на глаза такого не принимать, потому что он, по слову Апостола, «веры отверглся есть и невернаго ropший есть» (1 Тим. 5). Если он упросит своего Авву дать ему позволение вступить в другой монастырь, то Авва его пусть напишет сведение о нем к Авве обители, куда он желает пустить; в таком случай принять его. Без согласия же Аввы, нигде не следует принимать чужого брата. И брат этот, принят будучи законно, сколько найдет в другом монастыре братий, столько да имеет над собою и старших себя. Не следует смотреть на то, чем он был прежде, а то испытать, каков начал быть теперь. Если он имеет что-нибудь, вещи ли или книги, да не будет более владетелем их, чтоб явиться здесь в совершенстве, какого не имел в прежнем месте. Когда братия сходятся для беседы о предметах Писания, не следует такому говорить что-либо, если не повелит Авва.

14. Когда кто из служителей алтаря приходит посетить обитель, принять его со всею почтительностью. Жить же в монастыре не позволять никакому клирику, кроме падающих в грех и ищущих врачевством смирения исцелить язву греховную.

15. При исправлении братий, по качеству вины, должна быть и эпитимия. Держаться в сем отношении такого порядка. Кто попразднословит, тому повелеваем три дня быть в отлучении от сообщества братий; никто пусть не входит с ним в общение и не говорит с ним. Кто замечен,

 

 

200

что заводит шутки и раздражает на смех, «яже неподобная», по слову Апостола (Еф. 5, 4); того повелеваем, в продолжение двух недель держать во имя Господне под смирительною епитимиею, по заповеди Апостола, «не примешатися, если кто братом именуясь, бесчинничает» (1 Кор. 5, 11) «не как врага его имея, но как брата наказуя» (2 Сол. 3, 15), как он же говорит в другом месте: «братие, аще и впадет человек в никое прегрешение, вы, духовнии, исправляйте таковаго духом кротости» (Гал. 6).

16. Вам, настоятельствующие Аввы, паче всего вменяется в обязанность не иметь лицеприятия, но всех любить равною любовью. Такое уравнение угодно Богу, как говорить Пророк: «аще во истину правду любите, правая судите сынове человчестии» (Пс. 57, 2). Ваше дело также внимательно смотреть за падающими и всячески стараться врачевать их мудрыми мерами исправления. Ведомо да будет вам, что кто оставляет погрешающего без исправления, тот ответит за него своим лицом. Будьте для всех верными и благими наставниками; обличайте неспокойных; болезнуйте о немощных: будьте терпеливы ко всем. Скольких приобретете вы для Господа, за стольких и награду получите, от праведного мздовоздаятеля.

Этих правил достаточно для вас, братие, и соблюдая их, вы пребудете безукоризненными пред Богом.


Страница сгенерирована за 0.41 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.