Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Жизнь пр. Венедикта

587

УСТАВ

ПРЕПОДОБНОГО ВЕНЕДИКТА

 

Жизнь пр. Венедикта.

Жизнь пр. Венедикта написана св. Григорием Двоесловом и составляет вторую книгу его собеседований о жизни италийских отцев.

«Был, говорит он, муж достопочтенной жизни, по имени и благодати Венедикт (что значит—«Благословенный»), который от самого отрочества хранил чистоту сердца. Чистотой нравов он возвышался над летами и не подчинял души своей никакой страсти; но будучи еще на сей земле, презрел мир с его прелестями, как бесплотный, хотя по обстоятельствам мог бы свободно наслаждаться его благами.

Пр. Венедикт происходил от благородных родителей, из области Нурсил, а в Риме был отдан для обучения свободным наукам. Но когда он понял, что от науки многие впадают в пороки, тотчас вышел из училища, дабы по изучении наук и самому после не впасть в пропасть.

Итак, презревши занятие науками, он оставил дом и родительское наследие и, положив угождать единому Богу, искал крова святой обители. Впрочем, хотя он не изучил наук, но явился мудрецом и не будучи ученым» (Стр. 77.78).

Сначала он подвизался в какой-то местности, называемой Енфиде, где вместе с ним жили и другие ревнители о спасении; но потом, бегая славы, укрылся он в пустын-

 

 

588

ном место, Субиако, в расстоянии от Рима на сорок миль. Вместо кельи служила ему натуральная пещера, в скале над озером, образовавшимся из ключей, вытекавших из гор. Инок Роман, из недалекой от того места обители, указавший ему это место и облекший его в иноческое одеяние, доставлял ему хлеб в урочное время; и кроме сего инока никто не знал о пребывании пр. Венедикта.

Но потом Богу угодно было дать о нем знать одному священнику путем откровения; после него увидели его пастухи, и весть о нем скоро разошлась по всем окрестным местам. Это привлекало к нему посетителей, искавших слова назидания, а потом и учеников, желавших подвизаться вместе с ним, и под его руководством.

На некоторое время пр. Венедикт оставлял свое уединилище, будучи упрошен братией одного монастыря быть им отцом и руководителем по смерти их настоятеля. Но как он повел дело управления с надлежащею строгостью, то скоро стал тягостью для монахов, привыкших прежде к вольностям и они задумали извести его ядом. Увидев это из того, что поднесенный ему с обычным питьем сосуд расселся под крестным знамением, он оставил эту обитель и удалился в свое любимое пустынное место.

Тогда стали собираться в нему ученики, желавшие посвящать жизнь свою на служение единому всемогущему Богу, в большом количестве, так что пр. Венедикт построил для них двенадцать монастырей, поместив в каждом по двенадцати иноков, под настоятельством более опытных из своих последователей. При себе оставил он очень немногих, которых за лучшее признавал образовать в своем присутствии.

Слава пр. Венедикта росла, привлекая к нему все большее и большее число учеников,—и обители полнели иноками. Это возбудило зависть соседнего священника Флоренция и он начал строить козни. Уступая ему, пр. Венедикт с немногими монахами удалился из того места, и поселился

 

 

589

на горе Кассино, на одном изгибе или уступе ее, просторном, и устроил там монастырь, который стал главным из его монастырей. На устроение его со внутренней и внешней стороны обращены были все усилия пр. Венедикта. Здесь наиболее просиял он славою чудотворений, исцелениями больных, изгнаниями бесов, воскрешениями мертвых, прозрением в сокровенные помышления сердец и пророчеством, хотя все это являл он в прежних обителях.

Рассказав о многих таких явлениях силы Божией через пр. Венедикта, св. Григорий заключает сказание свое такими словами: «Хотелось бы и еще многое рассказать об атом достоуважаемом отце, но опускаю... Впрочем не хочу скрыть того, что св. муж, прославившийся столькими чудесами, сиял также и светом учения, ибо он написал для монахов правила, отличающиеся определенностью и изяществом речи. Если кто хочет подробнее узнать его обычаи и жизнь, может в этом начертании правил найти все способы его учительства: потому что св. муж никак не мог учить иначе, нежели как сам жил» (Кн. 2, гл. 36).

Время кончины его было ему открыто, и он сказал об этом некоторым из своих учеников. За шесть дней до смерти своей он повелел открыть для себя гробницу. Потом стала мучить его лихорадка. Чрез несколько дней слабость ею усилилась; на шестой день он велел ученикам нести себя в храм; там приготовился в смерти приобщением Тела и Крови Господних и, опираясь слабыми членами своими на руки учеников, встал с воздетыми к небу руками и испустил последний вздох в словах молитвы—(Гл. 37).

Похоронен он был в храме св. Иоанна Крестителя, который сам построил на месте разрушенного им капища Аполлонова. В самом начале устроения здесь обители пр. Венедикт разорил сие капище и на месте его построил храм св. Иоанну Предтече (Гл. 8). В нем то он и похоронен был.

 

 

590

Св. церковь чтит память пр. Венедикта 14-го марта. Родился он около 480 года, а скончался около 549 г.—Время процветания его совпадало со временем нашествия Тотиллы на Римскую область.

Устав пр. Венедикта, в издании Св. Отцев Migne находится в 66-м томе латинской Патрологии, откуда и заимствуется он в настоящем переводе.


Страница сгенерирована за 0.19 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.