Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Слово в Неделю тринадцатую по Пятидесятнице. Признаки любви к Господу, и как преуспеть в ней?

В НЕДЕЛЮ ТРИНАДЦАТУЮ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

ПРИЗНАКИ ЛЮБВИ К ГОСПОДУ, И КАК ПРЕУСПЕТЬ В НЕЙ?

Вняли ль вы, братие, тому что читалось в конце нынешнего Апостола? Говорит там святой Павел к коринфянам: аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет про клят, маран афа! 1)

Остановись на сем грозном приговоре мыслию, я сначала хотел пригласить вас — возблагодарить Господа от радости, что приговор сей должен миновать — не касаться — нас как христиан. Ибо мы потому христиане, что Христовы; а если Христовы, то, конечно, пребываем в любви Его, как и Он в нашей. И Апостол не предполагает отсутствия любви к Господу в христианах и этим страшным судом поражает только тех, кои остаются вне общения со Христом. Пусть страшатся потому сего приговора, думал я, язычники и неверы,— чуждые Христу и лишающие

1) Cp.: 1 Кор. 16, 22.

552

 

 

себя всех благ, даруемых нам в Господе, а не мы, призванные быть причастниками Божеского во Христе Естества. Но потом подошли мысли беспокойствия и за себя, и за других. Ну как и в нас нет любви! Она должна быть; но может и не быть,— и отсутствием своим подвергать нас осуждению, изреченному Апостолом.

Войдем же в себя, чтоб определить, есть ли в нас любовь; и если окажется, что ее нет или она слаба, позаботимся возгреть ее, чтоб не быть осужденным вместе с нелюбящими Господа.

Есть ли в нас любовь к Господу — сердце скажет. Как если любим кого из людей, теплое чувство к тому человеку дает нам знать о сей любви: так и о любви к Господу дает нам знать теплое обращение и устремление к Нему мыслей и сердца. Кто кого любит, тот того непрестанно содержит в мысли. Кто кого любит, тот старается угождать тому во всем, желание его узнавать и упреждать исполнением. Кто кого любит, тот на того во всем полагается и уверен, что не будет им оставлен. Кто кого любит, тот себя ему и его себе присвояет. Кто кого любит, тот за того стоит — и никому не позволит не только делать, но и говорить, что против него. Кто кого любит, тот о делах его радеет и всякий ущерб от них отклонить старается. Кто кого любит, тот того прославляет и радуется, когда имя его славится повсюду. Но сим действиям

553

 

 

обыкновенной между нами любви судите и о любви к Господу.

Если содержите непрестанно Господа в мыслях, то вы Его любите; а если не содержите или мало содержите — не любите или мало любите. Если ревнуете во всем угождать Господу точным исполнением воли Его, выраженной во святых заповедях Его, то вы Его любите; а если не ревнуете о сем или мало ревнуете, то не любите или мало любите. Если имеете теплое чувство к Господу, так что одно имя Его сладостью духовною исполняет сердце ваше; то вы Его любите, а если не имеете его или мало имеете, то не любите или мало любите. Если носите в сердце глубокое уверение, что Господь есть ваш Господь, и вы Его, — и что Он никогда не оставит вас, ни в сей жизни, ни в Будущей, — уверение, которое есть плод и след любви, то вы Его любите; а если нет в вас сего или мало есть, то вы Его не любите или мало любите. Если вы готовы стоять за Господа до положения живота и терпеть не можете, чтоб кто не только делал и говорил, но и думал что против Него; если радеете о делах Господа — о Святой Церкви и о всем, что в ней положено спасения ради нашего, и всякий от них ущерб отклонить стараетесь; если радуетесь умножению славы имени Христова по лицу земли, чрез распространение и утверждение истинной веры в Него, о всем же

554

 

 

противном сему сетуете, скорбите и раздираетесь душою; то вы Его любите, а если этого нет в вас или мало есть, то вы Его не любите или мало любите.

Вот признаки! По ним судите, есть ли в вас любовь или нет. И если есть, радуйтесь и еще сильнейшею ее соделать поревнуйте; а если нет или мало есть, поскорбите и поустрашитесь — и возгреть ее поспешите. Ибо как не любить Господа и Спасителя нашего? Он Сам пришел к нам на землю и в рабии зраке спасение наше совершил. Он Церковь Святую устроил и Духом благодати ее исполнил. Он каждого из нас призвал в общение спасительных Своих благ: каждому простил и прощает грехи; каждому дает дар Святого Духа; каждого питает Своею Пречистою Плотью и Кровью; каждого блюдет, как мать — дитя; о каждом печется и все следы жизни его назирает и устрояет; к каждому приближается и каждого носит как бы на руках Своих. Как не любить такого Господа?! Он не общий только есть Спаситель, а мой и твой и каждого лично. Душу каждого приемлет, в душу каждого влагает благие мысли, душе каждого подает силу и крепость на совершение благих дел и неуклонное течение прямым путем к Нему, как бы он тернист ни был. Как же не любить такого Господа?! Людей-благодетелей любим, Бога Всеблагодетеля как не любить? Людей-попечителей

555

 

 

любим, Бога Всепопечителя как не любить? Людей-охранителей любим, Бога Всеохранителя как не любить?.. Он прежде нас возлюбил, чтоб научить нас любви и сделать безответною нашу к Нему нелюбовь. Восприими чувством свидетельства любви Божией к тебе — и увидишь, как виновна твоя нелюбовь к Нему и как справедливо строгое осуждение за нее.

Слыша сие, иной, может быть, равнодушным останется, а другой усиленному предастся нечаянию. И равнодушие преступно, и нечаяние осуждения достойно. Недаром изречено сие грозное слово чрез Апостола Духом Святым! И оно, конечно, не прейдет. Очнись, усыпленный, и восприими страх. Но не затем, чтоб нечаянию предаться, а чтоб начать со страхом и трепетом спасение свое содевать. Вот еще Господь дает жить — зачем? Чтоб мы могли исправить неисправное. Как исправить? Сие Он в слове Своем дает нам слышать. Слышал слово? Научись, и поступи по указанию Его. Ныне слово сие учит; а по смерти оно судить будет. Так, пока есть жизнь, спеши выйти из-под грозного слова. И опять — излишнему страхованию предаваться не должно. Страх иметь надобно, но настолько, чтоб он возбуждал к богоугодной деятельности, а не подавлял силы. Кто слишком страшлив, тот из самой страшливости пусть берет уверение, что в нем есть уже зачатки спасительного настрое-

556

 

 

ния,— зачатки любви. Любовь степени свои имела, и на всякой из них она есть любовь, — и суда, нелюбию изреченного, не заслуживает, а напротив, отклоняет его.

Любовь к Господу совмещает все наши отношения к Нему. К Господу вот что мы должны иметь! Веровать, что Он есть наш Господь, и мы Его, быть уверенным, что Он не оставит нас ни в сей, ни в Будущей Жизни, и к Нему прилепленным иметь свое сердце. Тут семя и корень святой и богоугодной жизни. В этом выражается и любовь; и в какой степени есть сии расположения, в такой есть и любовь. Возгревая и возвышая их, — будешь возгревать и возвышать любовь. Стань же в них и питай их.

Скажу еще одну мысль. Рожденный рождшего естественно любит. Мы все рождены в Господе Иисусе к новой жизни. Не мысленно считаемся рожденными, а действительно возрождены в Нем. Стало, — не можем не любить Его. Если не видим сами и другие в нас не видят сей любви,— это только потому, что мы не упражняем христианских сил. Станем упражнять их разбудим любовь; возбужденная любовь начнет с своей стороны действеннее возбуждать силы христианские к деятельности — и их деятельностью сама расти и крепнуть. Христианские силы суть: боговедение и ведение вещей Божественных, ревность об исполнении заповедей и

557

 

 

молитва с благоговейным участием во всех чинах и священнодействиях Церкви. Приводи в движение силы сии, и каждая из них прямо приведет тебя в область любви к Господу. Как это — дело покажет; только начни. Скажу только, что сей деятельный путь к любви, утверждаясь на благодатном рождении, есть путь самый надежный, скорый и самооблегчительный.

Милостивый Господь да ниспошлет нам Духа Своего, чтоб Он силою Своею исполнил нас любви к Нему Единому! С своей же стороны дадим обещание, что не будем усыплять и заглушать того, что Им дается и внушается, а возгревать, упражнять, действовать по тому, — и, верно, вскоре соделаемся сосудами любви — блаженной и всеублажающей. Аминь.

6 сентября 1864 года

558


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.