13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель
Феофан Затворник, свт О цене добродетели и участи ее
XIV
О цене добродетели и участи ее.
Приложу и еще одну мысль: о высоком достоинстве истинно-христианского жития, или высокой цене добродетели, и, вместе, незавидном его состоянии по внешности. Контраст сей очень поучителен. На земле нет ничего, с чем бы можно было сравнивать добродетель христианскую в достоинстве. Что Спаситель назвал единым на потребу? — ревность о спасении души. Но это и есть добродетель христианская. Что важнее достижения последней цели? Но она достигается единственно христианскою добродетелью. Что блаженнее богообщения? Но оно нераздельно с христианскою добродетелью.
Много предметов на земле, достойных уважения: искусства, науки, доброе правление, богатство, достоинства; но что все это без добродетели? Кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? (ср.: Мф. 16, 26). Все другое, кроме добродетели, походит на математический нуль и получает смысл и значение только от нее.
Стяжавший добродетель стяжал непохитимое сокровище. Все другое может быть
128
расхищаемо здесь, и все непременно оставит человека в час смерти. А добродетель безопасно проходит этот испытательный пункт и входит с человеком в небесное отечество. Но если, без такого сравнения с преходящими вещами, обратиться к порядку христианской жизни — доброй, то откроются новые ее чрезвычайные преимущества.
Живущий истинно по-христиански христианин имеет Отцом Бога, от Коего рожден и Который особенно благоволит к нему, есть брат Господа Иисуса Христа и член от плоти Его и от костей Его, есть общник и таинник Божий, жилище Бога Триипостасного, сослужебник Ангелов и святых. Он получил неоцененную милость питаться Телом Христовым и чрез слово Божие, как чрез завесу, входить во внутреннейшее, беседовать с Единым Истинным Богом лицом к лицу в чистой молитве; отечеством он имеет небо, а в нем наследие, которого языком человеческим описать нельзя. Можно всем советовать прочитать Преосвященного Тихона о преимуществах христианина, в 9-м томе его сочинений 1).
1) См.: Святитель Тихон Задонский. О истинном христианстве, Сочинения. Т. 9. С. 119—135.
129
Чаще должно христианину приводить на память такое преимущество доброго жития, чтоб чаще взывать: что ми есть на небеси?! Судя по такой высоте доброго христианского жития, надлежало бы ожидать светлой для него участи. Но слово Божие сего не обещает, и на самом деле сего почти не бывает. Начинающий жить по-христиански вступает в путь тесный и прискорбный, берет крест и с ним идет в след Христа. Сам Господь Иисус Христос был обесчещен, умален паче всех сынов человеческих и пригвожден ко Кресту. Апостолам говорил Он: в мире скорбни будете. Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир (ср.: Ин. 16, 33; 15, 19). Апостолы о себе говорили: до нынешняго часа и алчем, и жаждем, и наготуем... якоже отреби миру быхом всем попрание (cp.: 1 Кор. 4, И, 13). Вслед за ними и во всякое другое время хотящий жити благочестиво гоними бывают (ср.: 2 Тим. 3, 12). Иначе сему быть нельзя. Мир, во зле лежащий, не терпит обличителей. Сатана не терпит противников. А христианин есть ратник Божий против князя тьмы, почему и составляет цель для стрел злости мира с князем его. С самого на-
130
чала встречает он подозрения, укоры в лицемерии и ханжестве; далее одно за другим последуют личные оскорбления, лишение преимуществ, видимое преследование, озлобление отовсюду, которому никто решительно не может дать отчета из тех, кои производят его.
Но когда таким образом внешнее человека-христианина тлеет, внутреннее его обновляется по вся дни. Крест есть лествица восхождения по степеням христианского совершенства. В скудельном сосуде сем созидаются сокровища духа. В нем воображаются все совершенства частей и сил человека, то есть совершенства духа, души и тела, ума, воли и сердца; и, укрепляясь все более и более, он из младенца о Христе становится наконец мужем, созревшим и готовым в другой мир, подлинный, из сего приготовительного, желает и сам разрешиться и со Христом быть. Наконец трудничествующий странник кончает путь, безболезненно скидает странническую одежду, приемлется Ангелами, возносится к престолу беспредельного Бога и поставляется на свое место, в коем и наслаждается неизъяснимым блаженством по духу, от таинственного лицезрения Бога, пока
131
во Втором пришествии Христовом и мертвенное сие не облечется в бессмертие. Тогда, в целости существа преисполняясь Божества, будет он вечно сиять, как солнце, в Царствии Отца.
После сего вопрос о союзе счастья и блаженства с доброю жизнью решается сам собою: 1) в настоящей жизни, для совершенства в духе, не даются христианам блага здешние,— но внутренними благами духовными они одни только здесь и наслаждаются и, несмотря на все скорби, присно радуются и исполняются миром Божиим, превосходящим всяк ум, от чувства Божиих милостей; 2) в другой жизни, без скорбей, сие блаженство по духу является во всей силе и бывает только духовно до Второго пришествия; 3) по Втором же пришествии, сего блаженства соделается причастным и преобразованное тело наше, и тогда целым существом праведник будет блаженствовать бесконечные веки.
Сей конец венчает дело! О нем ревностно да ревнует душа. А что есть неприятности в жизни, что за беда? Немного... ныне, завтра конец! Сим думаю заключить речь о христианской добродетели. На большее не погневайтесь!
132
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.