13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель
Феофан Затворник, свт О добродетели как добром деле
XII
О добродетели как добром деле.
О добродетели в последнем смысле, то есть о добродетели как добром деле, говорить ли? Потому что об этом уже было толковано. Разве немногое что! И то надо сказать, что лучше в памяти удержится от частого повторения. Послушайте же.
Всякое исполнение заповеди надлежащим образом, то есть с истинною целью, во славу Божию по вере в Господа, и с законными обстоятельствами, есть доброе дело; равным образом добрыми делами становятся и действия безразличные, от благой цели, которую прилагает к ним христианин. В Православном исповедании дела добрые определяются так: они состоят в исполнении заповедей Божиих, которые человек соблюдает охотно, при помощи Божией и при содействии собственного разума и воли, из любви к Богу и
110
ближним, не имея ниоткуда препятствия, собственно так называемого 1). Таким образом, добрые дела, чтоб иметь истинную соответственную себе цену, подлежат следующим условиям:
1) предмет их — заповедь, все предписанное в слове Божием и касательно чего сознает себя человек состоящим в нравственной необходимости, а не так, чтоб думал кто: сотворим злая, да приидут благая (Рим. 3, 8). Впрочем, и такие дела, кои собственно не определены законом, способны принимать нравственно-доброе качество от благих целей, с какими совершаются, хотя, очевидно, цена их не может быть велика. Потому можно прибавить: доброе дело состоит не только в исполнении заповеди, но и в совершении того, что не противно заповедям, согласно с их духом и порядком;
2) исполнение сие должно быть охотное, то есть не вынуждено обстоятельствами, не зависеть от привычки и холодного механического обычая или от природного расположения, а иметь возбудителем своим охоту, желание, любовь, ревность творить добрые дела, как сие предлежащее и сего рода, так
1) См.: Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. Ч. 3, вопр. 3.
111
и вообще все указываемые заповедями Божиими. Отсюда должно заключить, что, пока человек не возымел еще полного и решительного намерения преспевать во всех заповедях Божиих, до тех пор добрые дела его не совсем чисты и совершенны. Ибо без того быть не может, чтоб они исходили из святой ревности, и, прямее, делаются по увлечению чувств и каким-нибудь сторонним соображением; главное же: они тогда не бывают постоянны, а смешаны с грехами и страстями. Совершенного, вечного веса такие дела не имеют, однако ж не бесполезны, как приготовители и молители о благодати Божией, возгнетающей огнь ревности. Припомните сказание о булочнике, в досаде бросившем булку в бедного, чтоб отделаться только от него, и потом удостоившемся за сие видения и обратившемся от греха к благочестной жизни. Почему всякому, кто не имеет ревности, можно советовать: твори какое-либо доброе дело, особенно милостыню, и Бог подаст огнь ревности, свидетельство и источник духовной жизни;
3) всякое доброе дело добро, если творится для Бога. Всё — во славу Божию. Человек-христианин весь должен быть жертвою Богу и Господу Иисусу Христу, по-
112
жершемуся за нас. Любы Божия обдержит нас суждших сие... Христос за всех умре, да живущии не ктому себе живут, но умершему за них и воскресшему (ср.: 2 Кор. 5, 14—15). Теперь надобно предавать Богу дела, чтоб в День суда Он возвратил их и воздал христианину. Должно сказать, что вечного воздаяния и достойны только сии дела, посвящаемые Вечному Богу. И здесь такое устроение сердца сообщает делам некоторую легкость, естественность, богоприличный, привлекательный, отрешенный лик;
4) истинно доброе дело творится при содействии собственного разума и при помощи Божией. Видимо, как всякое доброе дело, от человека к Богу возносимое, есть вместе Божие и человеческое. В совершении добрых дел самонадеянность и самоуверенность вредят не только их чистоте, но и успеху и совершенству. Ибо вообще такие дела бывают поспешны, незрелы, неотерплены, а нередко и до конца не доводятся. Равно и отречение от должного употребления своих сил искажает дела и всю деятельность. Этот недостаток вошел даже в учение
113
у квиетистов и квакеров, чающих на все вдохновений свыше. Нет сомнения, что в случаях чрезвычайных иным приходит вдохновение от Господа; и вообще решаться без особенного призывания на что-нибудь важное и решительное не должно, чтоб, начавши здать, не оказаться неспособным кончить здание к стыду своему и унижению добродетели. Но в таких случаях большею частью бывает так, что не только решиться на такое дело, но и задумать его не может человек без сего вдохновения. Поступать же таким образом в обыкновенных случаях опасно, ибо сим отверзается пространная дверь лености и обольщениям. Теперь человек живет под воспитанием. Ему должно очищать и исправлять свое упорное сердце, действуя против него. Если сердце никогда почти не хочет добра само, а не хотящему и не радящему Бог не пошлет помощи и вразумления, то можно, в ожидании сих небесных наитий, всю жизнь проспать для добродетели. От Господа приходит помощь, но тем, которые
114
действуют, а не тем, которые не действуют. Сделай напряжение, и придет помощь;
5) наконец, истинно доброе дело бывает без препятствий. Здесь разумеются препятствия законные, то есть если дело не может быть совершено с законными обстоятельствами, но или место, или время, или другое что не позволяет ему или совсем быть добрым, или явиться в истинном совершенстве и плодотворности. Что же касается до препятствий незаконных, то они не только не мешают делу быть добрым, а напротив, возвышают его, по мере своей силы и настойчивости. Тем многоценнее дело, чем в совершении его больше преодолено препятствий. Совершать дела добрые соответственно их доброй природе и законным требованиям обстоятельств, в противность беззаконным препонам, а между тем совершать так, чтоб отсюда выходило добро, а не зло, есть дело благоразумия, которого наука преподается Божией благодатию и многообразною опытностью в духовной жизни. Вопроси старцы, и рекут тебе (ср.: Втор. 32, 7).
Потрудитесь также заметить о сих делах следующее: тогда как ревность, как огонь внутренний, непрестанно приводит в движение наши силы, а чувство и расположение
115
пребывают в неизменном внутреннем покое, как поле, на коем растут и множатся плоды дел,— дела суть нечто перемежающееся в нас: они начинаются и престают, следуя одни за другими. Впрочем, заботливый и благоразумный труженик может установить в своей жизни непрерывную цепь доброделания. Это потому, что в доброе дело можно обращать и мысль, и слово, и движение, и поступок. Время жизни дано человеку на собрание добрых дел. Если теперь время сие течет, не останавливаясь, и есть в течении своем беспрерывно повторяющаяся точка, то должно позаботиться человеку, чтоб каждая из сих точек была занята добром. Сон мешает?! Но и он может быть обращен в добро, именно в дело самоотвержения; пища тем больше... глаз — еще больше... Учреди согласие внешнего человека с внутренним. Внутри Бог положил ревность неугасающую, а ты совне предлагай дела непрерывные... Между ними, как полюсами, будет очищаться и освящаться природа твоя. Удобное средство к тому подает то, что жизнь каждого обставлена всегда непрерываемою цепью обстоятельств, могущих рождать добро. Это сейчас увидит каждый, пересмотревши со вниманием свой
116
день, для своего, то есть, лица, в своем положении, от начала до конца.
Приходит некоторым на мысль ограничиваться одним внутренним, без внешнего дела. Это особенно касается тех случаев, в которых неизбежно приходится сильно пострадать эгоизму: например в прошении прощения и прочем. Нет, человека Бог сотворил из тела и души; хочет, чтоб и дела его были совершаемы целым его лицом, а не одною частью. Притом самое дело вполне плодотворным для добродеющего является в исполнении его, или в совершении, а не при желании только, хотя бы пламенном. Только совершенное дело есть шаг вперед по степеням нравственного совершенства. Кто однажды перенес обиду, тот стал выше, в другой раз еще выше и так далее. Между тем, кто желает только переносить, а не переносит, тот остается на прежнем месте и даже подается назад, потому что, по мере неисполнения, слабеет желание. Кто не собирает, расточает. Вот почему ревнители совершенства изыскивают случаи к добрым делам, а не только не позволяют себе пропускать их, когда они представляются. Чем больше кто творит дел истинно добрых, тем тот выше и выше.
117
Сим заключим! Богатитесь добрыми делами, но больше заботьтесь о добрых расположениях. Когда, впрочем, есть истинная о спасении ревность, то она научит всему, ибо она очень изобретательна. Помоги вам, Господи!
Страница сгенерирована за 0.17 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.