Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт О добродетели как расположении

XI

О добродетели как расположении.

Ныне скажу вам слово-другое о добродетели во втором отношении, именно о добро-

93

 

 

детели как добром расположении. Доброе расположение есть чувство или любовь к известного рода добрым делам, лежащее в основании их. Смирение, например, называется добродетелью, но оно не есть какое-нибудь определенное дело, а есть пребывающее в сердце расположение, видное во всех смиренных делах; равным образом терпение, кротость, бескорыстие, послушание называются и суть добродетели, а между тем они не суть определенные дела, а нечто сокрытое в соответственных им делах, лежащее в основании их, нечто постоянно пребывающее в сердце, внедренное в него, именно — любовь к сим делам непрестанная. Сии добрые расположения и суть собственно добродетели. Не тот безгневен, кто не бранит своего обидчика, но тот, кто в сердце имеет к нему незлобие. Не тот имеет уважение и послушание, кто кланяется и скоро говорит: слушаю; но тот, кто питает сии добродетели в сердце и объемлет их чувством. «Сердце есть начало и корень наших деяний», говорит святитель Тихон. «Чего нет на сердце, того и в самой вещи нет. Вера не есть вера, любовь не есть любовь, когда на сердце не имеется, но есть лицемерие; смирение не есть смирение, но притворство, когда не в сердце;

94

 

 

дружба не дружба, когда вне только является, а в сердце не имеет места. Откуда Бог требует от нас сердца нашего: даждъ Ми, сыне, сердце твое (ср.: Притч. 23, 26)» 1). Благий человек от благаго сокровища сердца своего износит благое, и злый человек от злаго сокровища сердца своего износит злое: от избытка бо сердца уста глаголют (ср.: Лк. 6, 43). Почему и заповедует Апостол: облецытеся убо, якоже избранниц Божии святи и возлюбленни, во утробы щедрот, благость, смиреномудрие, кротость, долготерпение (ср.: Кол. 3, 12). Облецытеся — то есть напечатлейте в душе своей сии расположения. Или еще: конец же вси единомудрени будите, милостиви, братолюбцы, милосердии, благоутробни, мудролюбцы, смиреномудри (ср.: 1 Пет. 3, 8). Почему на сие и должно устремлять все внимание. Именно воспитывать любовь к самым добродетелям, кротости, смирению, терпению и прочему, а не ограничиваться одними внешними делами.

Сначала, когда человек воспринимает только благое иго Христово и начинает рев-

1) Святитель Тихон Задонский. О истинном христианстве, Сочинения. Т. 4. С. 290.

95

 

 

новать о христианском житии, в сердце не бывает еще добрых расположений в силе, не бывает ни кротости, ни терпения, ни смирения, ни воздержания, разве случайно, по естественному настроению. Только та зародившаяся в сердце ревность побуждает человека желать их, искать, напрягаться на них.

Ревность о доброй христианской жизни не совмещает всех добрых расположений, а есть только семя их, зачало и зародыш. Хотя без нее их нельзя вообразить в душе, однако ж, и когда она есть, не тотчас приносит их с собою в душу. Но как семя разрастается и дает по времени стебель и ветви, так и сия ревность разрастается наконец в добрые расположения. Способ, как ревнующий о спасении человек внедряет в сердце свое добрые расположения, коих в нем еще нет и коих оно на первый раз чуждается, состоит в немилосердном самопринуждении. Кто с молитвою, без саможаления, понуждает себя на всякое добро, тот больше и больше приучает к нему свою душу, сердце больше и больше прилагается к сему добру и наконец возлюбляет его. Тогда уже то доброе, к которому нудил себя человек сначала, становится внедренным в его духе и как бы природным. Так, например, у иного нет тер-

96

 

 

пения. Напрягаясь к нему, хотя с трудом и болезнью, но с желанием, он наконец приобретает его. То же надо сказать о смирении, безгневии и прочих добрых расположениях: все они, при труде и поте с молитвою, благодатию Божией напечатлеваются в душе. Так учит Макарий Великий во многих местах. Святой Диадох в одном месте изображает, как Божественная благодать, даровавши человеку в самом Крещении еже по образу, потом еже по подобию, напечатлевает в нем после, живописуя в сердце его, добродетель за добродетелью 1). Что сказать о добрых расположениях, с коими рождается человек? Они не зло, но не имеют качеств добродетели. Сие качество усвояется им, когда уже они, по образовании ревности, сознательно усвояются христианином.

Какие именно сии добрые расположения? На это надобно сказать, что их должно быть столько, сколько есть видов добрых дел: ибо в основании каждого из сих должно быть свое особое доброе расположение, характеризующее их. Есть, например, дела поста; в

1) См.: Блаженный Диадох Фотикийский. Словеса постническая. 89, Славянское Добротолюбие. Ч. 4.

97

 

 

основании их лежит постничество или подвижничество и прочее. Однако же между ними должно быть стройное подчинение или такая система, по коей есть у них одни начальные, другие производные; так как из источника идут сначала главные ручьи, а далее разветвляются ручей от ручья. И все вообще сии расположения состоят в необходимом взаимном союзе, как кольца одной цепи. Как в цепи, если взять одно кольцо, необходимо поднимаешь и другие, а наконец и всю цепь: так между добрыми расположениями такое соотношение, что одно влечет за собою естественно другое. Ни одно расположение не приходит в душу одиноким.

Какая именно между ними связь и какое расположение от какого происходит, на это можно найти несколько указаний и в слове Божием, и в писаниях святых Отцов. Так, апостол Петр заповедует: тщание все привнесше (тщание — это искренняя ревность), подадите в вере вашей добродетель, в добродетели разум, в разуме воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь (ср.: 2 Пет. 1, 5—7). Святой Макарий говорит: «все добродетели, наподобие некоей духовной цепи, одна от

98

 

 

другой зависят, как то: молитва от любви, любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения, смирение от покорности, покорность от надежды, надежда от веры, вера от слуха, слух от простодушия» 1).

Святой Исаак Сирианин располагает добродетели по-своему, и притом неодинаково, как это вам известно. Например: «страх вводит нас на корабль покаяния, перевозит по смрадному морю жизни и путеводствует к Божественной пристани, которая есть любовь» 2). В других местах иначе, например в Словах о трех степенях разума 3). Очень много можно находить подобных сочетаний у святого Иоанна Лествичника; тоже множество их у Феодора Едесского 4) и у других. Можно расположить их так, как они расположены в Слове на освящение храма в Сухотинском монастыре. Там сие расположение

1) Преподобный Макарий Египетский. Беседа 40, 1

2) Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. 83

3) См.: Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. 26—28.

4) Святитель Феодор Едесский. Сто весьма душеполезных глав, Христианское чтение. 1825. Ч. 17. С. 123—177; Слово умозрительное, Славянское Добротолюбие. Ч. 4.

99

 

 

применено к устройству храма. Дивиться нечему, что выходит такая разность в показаниях. Это зависит от того, кто какое избирает начало и какой путь. Если каждому из нас начать вести родословную линию, то их можно наделать очень много, ведя по отцовой или материной стороне и далее тоже, по линии их отца или матери. Лжи не будет, хотя и будет разность. Таким образом, и в разных показаниях естественного развития всех добрых расположений нет лжи, хотя есть несогласие. Хорошо бы, однако ж, указать естественнейшее их разрождение и построить их в систему! Если удосужусь, я изображу вам в порядке все религиозные чувства, те, то есть, кои образуются в сердце вследствие отношений наших к Богу. По сему образцу можете потом судить о соотношении и прочих добродетелей. А другое дело, — что об этом и заботиться много?.. Благодать Божия все сама устроит, да хранится только ревность о богоугодной жизни. Естественно добрые расположения сейчас вступят в свой порядок, а те, которых нет, начнут внедряться мало-помалу, по мере очищения страстей, им противоположных. Имейте сие в мысли, и довольно. Строгая система нейдет к христианской жизни — де-

100

 

 

ятельной. Тут все почти строится expromptu. Внимайте!

P.S. Прилагаю при сем Слово на освящение храма в Сухотинском монастыре. Вы, верно, читали его, но не мешает повторить.

 


Страница сгенерирована за 0.47 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.