Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Благочестие и добродетель—свидетельство присутствия в нас Св. Духа

27

4.

Благочестие и добродетель-свидетельство присутствия в
нас Св. Духа.

Дух Святой, сошедши на Божественных Учеников и Апостолов, уже не взимался от них, но пребыл в них, а чрез них и во всех верующих словеси ради их. По обетованию Господа, Ему подобает пребыть с нами во веки, как Духу истины, просвещающему нас ведением, и Духу святыни, укрепляющему на всякое добро. Посему изобильно изливается Он на всякую душу верующую, чрез Божественные Таинства, и при самом вступлении в число верующих и во все время жития и действования среди них; так что одуховление и духоносность составляют отличительную черту Христиан. Вот почему Апостол Павел всех верующих называет приявшими обручение Духа (2 Кор. 1, 22), и духоносщами, говоря: или не веете, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3, 16).

Великое, бр., имеем мы в сем преимущество пред всеми, неведущими Господа,—Духа не иметь есть то же, что быть мертвым, а иметь Духа значит быть живу.— Мы из мертвых живы; ибо нас, мертвых прегрешеньми, Бог милостивый оживляет во Христе дарованием нам Духа Святого.—Слава Тебе, человеколюбче Господи!

Но, бр., возьмите, во внимание и другую сторону сего великого преимущества! — Дух жизни не может оставаться несвидетельствованным и тем паче Дух жизни, о Христе Иисусе нам даруемый, яко Дух Боже-

 

 

28

ственный. Имеем ли мы Духа, о сем не следует удостоверять словом; о сем должно говорить без слов все наше существо, наш взор, движение, дело, мысль, чувство. Объясню вам это таким подобием.— Есть-ли, напр., в колокольчике медном и серебро,— узнают по звуку, и продавцу не бывает нужды говорить о том: в сем удостоверяет сам звук. Равно как, если б звук не давал знать, что есть серебро, никто бы не поверил тому, сколько бы ни уверял в том продавец. Так и у нас. Свидетельство о нашей духовности должно быть не внешнее, а наше внутреннее, отражающееся во внешнем. Почему и заповедует Апостол: Аще живем духом, духом и да ходим — (Гал. 5, 25).

Вот смотрите, как о сем пишется: Плод духовный есть—любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание —(Гал. 5, 22. 23). Если есть в нас такие плоды Духа, то есть и Дух, в нас обитает и в нас действует. Если же нет сего, а есть, напротив, прелюбодеяние, блуд, нечистота, студодеяние, вражды, рвения, зависти, ярости, распри, пьянства, бесчинны кличи и подобная сим (Гал. 5, 19— 21); то нет места в нас Духу Святому.—Мы Его угасили. Вот первое свидетельство о нашей духовности—совокупность добрых чувств и расположений!

Апостол говорит далее: тот не Христов, кто Духа Христова не имеет (Рим. 8, 9). Христов же есть тот, кто распинает плоть свою со страстьми и похотьми. Иже Христовы суть, плоть распята со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Распинание плоти означает все подвиги самоотвержения и самоумерщвления и все труды, подъемлемые для угождения Богу.

 

 

29

Кто так стесненно живет и сим тесным и прискорбным шествует путем, тот, имеет Духа. Духом умерщвляя в себе деяния плотская —(Рим. 8, 13). Бот второе свидетельство о нашей духовности— подвиги самоумерщвления и самоотвержения!

Третье свидетельство о сем есть отрешение от всего земного и устремление к небу и небесному. Если в нас Дух с неба, то естественно нам всеми желаниями и мыслями быть на небе и в духовном, а не на земле и в плотском.—Если в вас Дух Господень, говорит Апостол, то вы не должны уже жить по плоти (Рим. 8, 12. 13).

Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас, говорит тот же Апостол, и наводит из сего в другом месте: ищите же вышних... Горняя мудрствуйте, а не земная (Кол. 3, 1. 2).

Не буду собирать новых свидетельств: сокращу указанные!—Итак, если кто, разлюбив земное и возлюбив небесное, обрекает себя на труды самоотвержения для умерщвления плоти и всего плотского, и посредством сего воспитывает в сердце все разнообразие благих чувств любви и благочестия,— тот несомненно есть духоносец. А кто живет только для земли и земного, кто не любит не только подвизаться, но и отказывать себе в чем бы то ни было, и не заботится о благоустроении своих сердечных чувств; в том есть-ли Дух, сами судите.

Сие привожу вам на память, чтоб или порадовать вас, или возбудить усыпленную заботу о себе и душе своей. Ибо что говорит Апостол: Сеяй в плот свою, от плоти пожнет нетление, а сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный (Гал. 6, 8). Изберите же себе лучшее.— Думаю и сами все сие разумеете и сами

 

 

30

себе о том проповедуете: ибо что значит пук цветов в руках наших?—Сим мы свидетельствуем другим и себе напоминаем, что Дух Божий дохнул в нас, обновил поле сердца нашего, и оно произрастило приятные цветы добрых чувств и расположений... Сделаем же так,—чтоб, как показываем, так и было.

Если есть в нашем пуке цветов незабудочка, этим показываем мы другим, что помним Бога и небесное, говоря в себе: аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя.— Смотрите же, чтоб так и было.

Если есть у нас лилия, этим показываем мы, что помним заповедь Господа о том, чтоб не заботиться о нарядах и хранить чистым сердце свое от всякой суетности и всякой нечистоты.—Смотрите же, чтоб и было так.

Если есть у нас васильки, этим мы показываем, что царствуем над плотью своею и всеми страстями своими и не попускаем, чтобы грех царствовал в мертвенной плоти нашей.—Смотрите же, чтоб и было так.

Так разумейте и о других цветах.—Всякий из них означает какую-либо добродетель. Держа сей цвет, мы показываем, что имеем ту добродетель и любим ее. Так и сделаем, как показываем, чтоб не было лицедейства в поступках наших. Поступая так, мы и пред лицом неба и земли засвидетельствуем, что живем Духом; ибо и ходим Духом.

Так да будет в нас,—и тако да славится нами Бог, в Троице поклоняемый. Аминь.

В день Сошествия Св. Духа.


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.