Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Письмо 112. Епископу Антиохийскому Домну

Письмо 112. Епископу Антиохийскому Домну2).

Мы уже надеялись, что смутное состояние кончилось, так как некоторые известили нас, что неудовольствие победоносного царя прошло и он помирился с боголюбезнейшим епископом247, что уже отложено приглашение на собор и церквам возвращен прежний мир; но нынешнее письмо твоего преподобия сильно опечалило нас. Нельзя ожидать ничего доброго от провозглашаемого собора,

_______________________

2) По Мартэну (Pseudo-Synode, p. 84, note 4, et p. 85), это ответ Феодорита на письмо 110-ое, которое он (неправильно) считает посланием Домна епископу Кирскому.

3) Разумеется Флавиан Константинопольский.

128

 

 

если только человеколюбивый Владыка, по обычному Своему попечению, не разрушит козни возмущающих демонов. Ведь и на великом соборе (разумею собиравшийся в Никее) вместе с православными подали свои голоса и приверженцы Ария и подписались под изложением веры апостольской; но потом они продолжали нападать на истину, пока не растерзали тело Церкви. Тридцать лет имели общение друг с другом и те, которые приняли апостольские догматы, и те, которые страдали хулением Ария. Когда был в Антиохии последний собор, на котором утвердили на том апостольском престоле человека Божия великого Мелетия1), а потом чрез несколько дней изгнали его царскою властью, то тогда был избран Евзоий2), явно зараженный поношением Ария, почему преданные евангельским догматам тотчас же отложились, и с того момента осталось разделение.

Видя это и предвидя подобное, моя несчастная душа скорбит и стенает, не ожидая ничего хорошего: ибо представители других3) диоцезов (οἱ ἐκ τῶν ἄλλων διοικήσεων) не знают заключающегося в двенадцати «главах» яда, но в виду славы писавшего их не подозревают ничего гибельного, — и я думаю, что занявший его (Кирилла Александрийского) престол (Диоскор) сделает все, чтобы подкрепить их (12 «глав») и на втором соборе. Недавно писавший властно в этом духе и анафематствовавший нежелавших оставаться при них («главах») — чего он не сделает, председательствуя на вселенском

________________________

1) Православный епископ Антиохийский в 70-х гг. IV века (Le-Quien, Or. chr. II, col. 713).

2) Арианствующий епископ Антиохийский в 70—80-х гг. IV века (Le-Quien, Or. chr. II, col. 713—714).

3) T.e., кроме «Востока» — с Антиохиею во главе.

129

 

 

соборе1)? Да будет известно тебе, владыко, что никто из знающих заключающуюся в них («главах») ересь не допустит принять их, хотя бы они решили это дважды. И когда даже многие безрассудно подкрепили их, мы восстали в Ефесе и не прежде вошли в общение с писавшим их, как, принявши изложенное нами, он представил согласное сему учение, нисколько не упоминая о тех «главах». И твое преподобие легко может узнать это, приказав исследовать самые деяния (τά πεπραγμένα): ибо, по принятому обычаю, они, конечно, сохраняются, скрепленные подписями собора (τῆς συνόδου τὰς ὑπογραϕάς). Ведь имеется больше пятидесяти соборных актов (πλείονα ἢ πεντήκοντα συνοδικά), которые показывают осуждение двенадцати «глав». Еще прежде отправления в Ефес блаженный Иоанн писал находившимся при боголюбезнейшем Евферие Тианском, Фирме Кесарийском и Феодоте Анкирском, называя эти «главы» учением Аполлинария2). И сделанное нами в Ефесе низложение епископа Александрийского (Кирилла) и епископа Ефесского (Мемнона) было вследствие составления и утверждения этих «глав»: — об этом было писано много соборных посланий (συνοδικὰ πολλά) к победоносному царю и великим архонтам (τούς μεγάλους ἄρχοντας), равно как к народу Константинопольскому и благоговейнейшему клиру. Призванные в Константинополь, мы имели пять3) рассуждений (πέντε διαγνώσεις) в присутствии самого императора и после послали ему три формальных подтверждения (τρεῖς διαμαρτυρίας). И боголюбезней-

_____________________

1) Эти опасения вполне оправдались; см. письмо 147 и ср. у Н.Н. Глубоковского, Блаж. Феодорит I, стр. 216—217.

2) Сохранилось только письмо к Фирму (Synodicon, cap. IV: Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 579—581).

3) См. Mansi IV, 1420 C. Деяния вселенских соборов I, стр. 850; 2-е изд. 338 стр. См. ниже № 165.

130

 

 

шим епископам Запада (разумею Медиоланского1), Аквилейского и Равенского) мы писали об этом, свидетельствуя, что они («главы») полны Аполлинариева новшества. И самого писавшего их блаженный Иоанн в своем послании, переданном чрез блаженного Павла (Емесского), упрекал за них2), точно так же и блаженной памяти Акакий3). Чтобы представить твоей святости это дело в сжатом виде, я прислал экземпляр письма блаженного Акакия (Верийского) и написанного блаженным Иоанном к блаженному Кириллу, дабы ты знал, что писавшие ему о соглашении обвиняли его за эти «главы». И сам блаженный Кирилл в письме к блаженному Акакию показал цель этих «глав», сказав, что «они написаны им против новшества того (Нестория) и что, по заключении мира, они будут разъяснены»4). Следовательно, и самая защита подтверждает обвинение. Я послал список всего писанного им во время соглашения (τῆς συμβάσεως), дабы ты, владыко, знал, что он не делал об них никакого упоминания и что отправляющимся на собор нужно взять

____________________

1) Мартин; см. Mansi, IV, 1416 D. Деяния вселенских соборов I стр. 844; 2-е изд., стр. 335.

2) Это письмо Иоанна до нас не сохранилось.

3) Сохранилось в Synodicon (cap. LIIÏ Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 658—659), где это письмо надписывается так: Propositiones quae directae sunt ab Acacio Berrhoensi episcopo per Aristolaum tribunum et notarium Cyrillo episcopo Alexandrino ex concilio episcoporum Ioannis Antiochiae, Alexandri Hierapolis, Macarii Laodiceae, Andreae Samosatae et Theodoreti Cyri, de pace facienda.

4) Cp. Synodicon cap. LVÏ (Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 661—665), где Кирилл Александрийский, между прочим, пишет (col. 664) Акакию: Саpitulorum virtus contra sola Nestorii dogmata scripta est. Quae euim ille non recte dixit ac scripsit, ipsa ejiciunt… Videbunt (i. e. qui anathematizant atque nigant ejus vesaniam) capitulorum sensa sous illius (Nestorii) contraire blasphemiis. Reddita vero communione factaque inter Ecclesias pace, quando rescribere absque suspectone licuerit, vel eis, qui illic sunt, vel nobis rursus ad eos, tunc et satisfaciemus facillime… Satisfaciemus enim, Deo favente, non jam sicut repugnantibus, sed sicut fratribus, quod omnia recte hebeant.

131

 

 

с собою писанное во время соглашения (τῆς συμβίσεως) и ясно сказать, чтó произвело разногласие и каким способом было согласовано различествующее. Призванным к борьбе за благочестие должно употребить весь труд и призывать к содействию божественную помощь, чтобы сохранить в целости достояние, оставленное нам предками нашими. Из боголюбезнейших епископов твоей святости следует выбрать единомышленников и отправиться вместе с ними, а из благоговейнейших клириков — имеющих ревность о благочестии, чтобы мы, будучи преданы даже своими, не были вынуждены делать что-либо неугодное Богу всяческих, или чтобы мы, оставшись одни, не попали в руки врагов. Я умоляю: есть вера, в которой мы имеем надежды на спасение, — и нужно употреблять всякое средство, чтобы не было внесено в нее чего-либо нечестивого и чтобы не повредить апостольское учение.

Находясь вдали, стенающий и плачущий, я пишу это и молю общего Владыку рассеять это мрачное облако и подать нам чистую радость.


Страница сгенерирована за 0.26 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.