Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Толкование на Пророка Наума

Содержание.

Ниневитяне, убоявшись Божией угрозы, проповеданной им богомудрым Ионою, прибегли к усердному покаянию, и обрили себе спасение; вместо угрожавшей им конечной гибели сподобились Божия человеколюбия. Но, по прошествии немногого времени, забыли о сей неизреченной милости, возвратившись же к прежним порокам, совершили тысячи новых беззаконий, и осмелились идти с воинством на Израиля. Фелгафелласар и Саламанасар, поработив десять колен, отвели их в плен; а Сениахирим, ополчившись против Иудеи, иные города взял приступом, против же Иерусалима послав войско, подвиг язык на самого Бога всяческих. Но невидимо единым Ангелом многие тысячи мгновенно были преданы смерти, и сам царь их, избежав сей

1

 

 

кары, и став провозвестником от Бога постигшей казни (для сего н дал ему Бог спастись здравым), в царских своих чертогах пришлет смертельный удар от рожденных им: а в скором последствии времени, по перенесении царского престола в Вавилон, весь род царей сих угас; город Ниневия разорен и предан конечному запустению. Сию гибель Ниневии предсказывает блаженный Пророк Наум, прияв силу Божия Духа, и предвещаемым научает, что Владыка Бог не оставляет ничего без своего о том попечения и промышления, но по справедливому Своему определению у каждого требует отчета во всем, что сделано им в жизни. Посемуто нечествовавшего Израиля предал Ассириянам; Ассириян же, которые с Израилем поступали зверски и обходились жестоко, подверг также многим наказаниям чрез другие народы; потому что, не Божию служа изволению, пошли они с воинством на Израиля, но руководствуясь высокомерием и дерзостию и покушаясь на всех распространить свое владычество. Попустил же им Бог всяческих предприятие свое привести в исполнение, наказуя чрез них Израиля. Но чтобы не думали они, будто бы преуспели в этом собственною своею силою, после того, как покорили все другие города, у самых оград иерусалимских многие тысячи предал смерти. Сии предречения заключает в себе пророчество блаженного Наума. Но время уже приступить к истолкованию самых речений

2

ГЛАВА 1.

(1). Пророчество (λημμα) о Ниневии: книга видения Наума сына Елкесеева. Благодать Святого Духа, различно действуя в чудных Пророках, устрояла, что иные видели что-либо, как богомудрый Исаия, Михей, Даниил, Иезекииль, и Захария; а иным посредством гласа сообщалось, что угодно было Духу, и им представлялось, что слышат Кого-то беседующего с ними, другие пророчествовали но вдохновению, и что угодно было Духу, провещавал их языком. Ибо пророчественная благодать, внезапно объемля их ум, и отлучая их от всего человеческого, соделывала способными стать орудиями и служителями для изглаголания пророческих словес. Сие-то, а именно восхищение ума, и преставление от всего человеческого, Пророк назвал пророчеством (λημμα). Ум мой, говорит Пророк, восхищенный Божиим Духом, провидел, что будет с Ниневиею.

(2). Бог ревнив, и мстяй Господь сопостатом Своим, и потребляли Сам враги Своя. Поелику, устремившись с неистовством на Иерусалим, произносили хульные слова о Боге всяческих; то Пророк справедливо именует их сопостатами и врагами, и угрожает им гибелью. Ревностию же назвал справедливый гнев. Ибо так говорит Бог в законоположении: не сотвори себе всякого подобия, елика на небеси

3

 

 

горе и елика на земли низу, и елика в водах под землею (Исх. 20, 4.). Аз бо есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель, огнь потребляли (Втор. 4, 24.). Так н великий Илия говорит : ревнуя поревновах по Господе Вседержителе Боге Израилевом (3 Цар. 19, 10.), то есть, негодую на вечествующих пред Богом.

(3). Господь долготерпелив, и велика крепость Его, и очищали не очистит. Не вдруг и не мгновенно налагает наказания, но сохраняя великое долготерпение. Свидетели сему вы, Ниневитяне, прибегшие к покаянию и обретшие себе спасение, но снова предавшиеся еще большим порокам, и доныне не понесшие за них наказания. Но так долго переносящий беззакония человеческия умеет и наказания налагать на некающихся. Ибо сие выразил Пророк, сказав: очищаяй не очистит, то есть, чьи прегрешения достойны наказания, того не освободит от казни.

Господь, в скончании и трусе путь Его. Вам Бог всяческих не окажет более человеколюбия, но подвергнет гибели. Сие сходно с сказанным в псалме: вси путие Господни милость и истина (Псал. 21, 10,); потому что истина требует не человеколюбия только, но и справедливого наказания. Посему под словом: путь, н здесь н там, разуметь должно дела.

И облацы прах ног Его. Весьма кстати Пророк к пути присовокупил и прах: хочет же сим сказать, что ныне не окажет уже долготерпения, но подвергнет гибели, отвсюду обложив их тучею бедствий. И давая знать, как

5

 

 

удобно совершает Бог все, что угодно Ему, Пророк присовокупил:

(4). Запрещали морю, и изсушаяй е, и вся реки опустошали. Если соизволит в ничто обратить всю воду в мор и реках; то во мгновение может сделать это. И доказательством сему Пророк представил то, что совершилось уже.

Умалися Васанитида, и Кармил, и вся процветающая Ливана оскудеша. Восхотев подвергнуть наказанию обитающих в Васанитид, на Кармиле и Ливане, предал их вам; а вы, опустошив их ноля, разграбив города и поработив жителей, предали совершенному запустению.

(5). Горы потрясошася от Него, и холма поколебашася: и ужасеся земля от лица Его, вселенная и еси живущий на ней. Поелику иные полагали, что Он есть Бог Иудеев. только, Пророк не без причины научает, что Он единым мановением сотрясает горы и холмы, и всю землю с обитающими на ней. Слова же: ужасеся земля Акила перевел: оцепенела, а Симмах: подвиглась.

(6). От лица гнева Его кто постоит? И кто сопротивится во гневе ярости Его? Ярость Его растаевает власти, и камение сотрошася от Него. Если превозносящихся своею властию, и думающих о себе, что в них крепость камней, без всякого затруднения сокрушает и стирает; кто в состоянии противиться посылаемому от Него наказанию? По как легко низлагает горделивых, так

5

 

 

(7). Благ Господь терпящим Его в день скорбиния, и знаяй боящияся Его. Показав, как благорасположен к переносящим налагаемые на них наказания и не произносящим ничего богопротивного, снова ведет речь о наказании нечестивых.

(8). И в потопе пути скончание сотворит: востающие и враги Его поженет тма. Дерзающих против Господа предаст Оп конечной гибели и непреходящей тме; потому что потопом и скончанием Пророк назвал конечную гибель. Потом излагает речь в виде вопроса:

(9) Что помышляете на Господа? Какова сила Его, но вашему мнению?

Скончание Сам сотворит, не отмстит дважды купно в скорби; то есть, решительному подвергнет вас наказанию, и не будет нужды повторять удар.

(10). Понеже до основания своего оляденяют и аки блющ оплетающийся сиедены будут, и аки трость сухоты полна. Как сухую солому удобно истребляет огонь, и трава, растущая подле оград, особенно же сплетающаяся с колючими растениями, и им не дает цвести, и сама со временем вянет, так вы, разрушавшие царства других, будете и царства лишены, и преданы гибели. И показывая справедливость наказания, Пророк присовокупил:

(11). Из тебе изыдет помысл на Господа злый, совещавающий сопротивная. Потерпишь же

6

 

 

это за безумные порождения ума твоего, о которых извещают нас и четвертая книга царств и богомудрый Исаия. Ибо в книгах тех Сеннахирим изображается изрыгнувшим такую хулу на Бога всяческих: рцыте Езекии: сия глаголет царь великий, царь ассирийск (Ис. 36, 4.): да не прельщает Бог твой тебе, на Него же уповал ты (37, 10.), яко избавит Бог Иерусалима от руки моея (36, 20.), и прочее сему подобное. На сию-то гордыню его указуя, сказал Бог чрез Пророка: посещу на ум великий, на царя ассирийска (Иса. 10, 12.). Так обнаруживает горделивость его помыслов.

(12). Сия глаголет Господ: обладали водами многими, и еще разступятся. Множеством вод Пророк называет множество Вавилонян, ополчившихся против Ниневии, которые, подобно водам разделившись на отряды, приступили к осаде города. После этого, говорит Пророк,

И слух твой не услышится ктому. Предан будешь совершенному забвению.

(13). И ныне сокрушу жезл его от тебе, и узы твоя расторгну. Отниму у тебя власть, какую дал тебе прежде: и сокрушу твое владычество, расторгнув узы его. Ибо жезлом называет Бог власть: и сие дает ясно нам видеть чрез Пророка Исаию: горе Ассирием, жезл ярости Моея, и гнев Мой есть в руку их (Иса. 10 5.).

(14). И заповесть о тебе Господь; потому что по Моему мановению потерпишь это.

Не разсеется от и мене твоего ктому. На-

7

 

 

именование твое не будет более придаваемо подданным; потому что в обычае подначальных называть именем властвующих; так от Вавилона Вавилоняне, от Перса Кира Персы, — а в последствии от Македонян Македоняне, и ныне от Рима Римляне.

От дому бога твоего потреблю изваянная и слиянная положу гроб твой, яко нечестен еси. В погибели твоей участвовать с тобою будут и рукотворенные боги твои, которых скроешь ты в землю, и зароешь как в некие гробы, чтобы не соделались добычею врагов.

(15). Се скоры на горах ноги благовествующего, и возвещающего мир. Когда совершится это с тобою; многие потекут к живущим в Иудеи, неся благовестия мира.

Празднуй Иудо праздники твоя, воздаждь Богу обеты твоя, зане не приложат ктому еже проити во обетшание: скончася и извержеся. А вы, говорит Пророк, услышав о низложении врагов, совершите узаконенные Богом торжества, и принесите обычныя жертвы; потому что конечную потерпел гибель многократно ополчавшийся на вас, и не предпримет уже более намерения истреблять и разорять вас.

8

 

 

ГЛАВА 2.

(1). Взыде вдыхали в лице твое, отъемляй от оскорбления. Виновник же сего для тебя Бог, который мановением Своим, как бы некиим дуновением, их сокрушил, а тебя освободил от их владычества. Ибо, как в Адама вдунув дыхание жизни, сделал его в душу живу (Быт. 2, 7.): так и тебе дуновением жизни дарует спасение. Сие по воскресении и Владыка Христос дал священным Апостолам. Поелику Адам погубил приятое им с Божественным дуновением, то есть, что было в нем по образу Божию; то посему самому Владыка Христос, возобновив сей образ, паки дал оный священным Апостолам, а чрез них и всем верующим. Ибо дуну на них и рек: приимите Дух Свят (Иоан. 20, 22.). Посему, поелику ветхозаветное было образом новозаветного, то под сокрушенным царством Ассириян разумеем мучительство диавола, прекращенное Владыкою Христом, а под Тудою, который посмевается над царем ассирийским и празднует, ликующую о спасении вселенную, как приявшую в Владычнем дуновении духовную благодать, и избавленную от горького мучительства демонов. Но возвратимся к смыслу историческому.

Усмотри пут, укрепи чресла, возмужай крепостию зело: (2). Понеже отврати Господ укоризну Иаковлю, якоже укоризну Израилеву, Не

9

 

 

царю Ассириянину говорит это Бог, как думали иные, но продолжает еще речь к Иуде, и повелевает ему смотреть на пути, ожидать вестников, выслушивать приносимые ими благие вести, и вместо прежней боязни восприять мужество. Ибо сие выразил словами: укрепи чресла, то есть, отложи прежнюю боязнь. Так блаженный Илия стягне чресла своя, и тече пред колесницею Ахаава (3 Цар. 18, 46.). Так Иову говорит Бог: препояши яко муж чресла твоя (Иов. 38, 3.). И божественный Павел советует препоясать чресла истиною (Ефес. 6, 14.). Посему здесь повелевает Бог Иуде быть благонадежным: понеже отврати Господ укоризну Иаковлю, якоже укоризну Израилеву. Должно же знать что Иакову имя Иакова дано родителями, имя же Израиля—Богом, а то и другое имя приял народ, происшедший от Такова. Посему говорит Бог: за бедствия, какие потерпел ты, Иаков, от Ассириян, Я накажу их ради добродетели праотца, по которой придал Я ему и именование Израиля.

Зане отрясающий отрясоша я, и лозы их растлиша. (3). Оружия силы их от человек. Как отрясающие лозы винограда губят весь плод: так едьлавшие на ннх нашествие враги, и владычество их сокрушили, и все оружия у них отняли, а избежавших смерти принудили рабствовать. И показывая, что потерпят это не по немощи, но но приговору, Богом па ннх произнесенному, Пророк присовокупил:

Мужи силныя играющыя во огни. Ибо столько

10

 

 

имели смелости, что отваживались идти в самый огонь.

Брозды колесниц их в день уготования их, и конницы возмятутся на путех, (4). С мятутся колесницы, и сплетутся на стогнах. Ни малой пользы не принесут вам ни множество уготованных колесниц, пи сила конницы; потому что все ото при смятении, произведенном нашествием врагов, сделается безполезным, одно с другим сплетаясь на путях, и — одно другим будучи попираемо.

Вид их яко свещы огненны, и яко молния протекающая. Хотя в прежния времена имели вы мужественное сердце, в глазах своих выражали отважность, н как свещами и молниями какими приводили в страх подданных; но при нападении врагов вместо мужества овладеет вами боязнь. Сие Пророк выразил в присовокупляемых словах; ибо говорит:

(5). Помянутся старейшины их, и побегнут в день, и изнемогут в пути своем, и потщатся на забрала, и уготовят предняя стражбы своя. Высоко думавшие древле о своем владычестве употребят все средства, чтобы бежать, и не з спев в этом, снова взойдут на укреплевия, и позаботятся об охранении города; однако же при всем этом н городские ворота будут отверсты, π царские чертоги заняты врагами, и сокровища в них расхищены. Ибо сие выразил Пророк, сказав:

(6). И имение открыся, то есть, что прежде

11

 

 

хранилось в скрытности и замкнуто было многими запорами, то стало для всех открытым.

(7). Сия же восхождение. Пророк разумеет Ниневию; потому что о ней предсказывает.

И рабыни ел ведяхуся, яко голубицы воркующе в сердцах своих. Подвластные Ниневии города и селения будут разделять с нею плен, воздыхая сердцем, и подражая голосу голубиц.

(8). И Ниневиа, аки купел водная, воды ея: и тии бежаще не апаша, и не бе взирающего. При таком множеств населявших этот город, что удоблялся купили, наполненной водою и изливающей из себя избыток, все одно имели в виду — бежать, не осмеливаясь даже и оглянуться назад. Потом описывает Пророк прежние неправды Ниневитян.

(9). Расхищаху сребро, расхищаху злато, и не бяше конца имения ея. Что собираемо было худо, то предано будет другим. Ибо

Отяготишася паче всех сосудов вожделенныя ея. На сокровища их нападет множество врагов. Говорит же Пророк о будущем, как о совершившемся, по тому образу выражения, какой особенно свойствен Писанию.

(10). Истрясение, и вострясение, и воскипение, и сердца сокрушение, и разслабление колен, и болезни по всем чреслом, и лице всех, аки опадение котла. Что бывает обыкновенно при землетрясениях, когда состав земный содрагается н колеблется, тоже, говорит Пророк, будет и при нападении врагов; потому что, когда сердца поражены будут страхом, н составы колен

12

 

 

ослабнут, будут все страдать, подобно раздающей жене, лица от сгущения крови примут свинцовый цвет и уподобятся той стороне котла, которая всегда обращена к огню,

(10). Где есть виталище львов, и пажить сущая львичищем? И виталищем львов называет Пророк Ниневию, львами — царей, львичищами — сынов их, а пажитию — подвластные им города; говорит же: почему вы, подобно львам жившие древле в Ниневии, иебоязненно на всех нападавшие, и добывавшие пищу львичищам, теперь, по нашествии на вас врагов, ничего такого не делаете? И удерживая тот же образ речи, продолжает:

Камо иде лев, еже влезти? Разве был ты в отсутствии, против кого-нибудь подвигнув воинство, когда напало полчище сопротивных ? Но сего не было; ибо говорит Пророк:

Тамо скимны львов, и не бяше устрашающаго. Не только сам ты был тогда дома, но были и все военачальники, которые никого прежде не боялись, но сокрушали иныя царства, собирали с них дань, и добывали пищу детям. Сие выразил Пророк в том, что присовокупил:

(12). Лев восхити довольная львичищам своим, и удави львицам своим: и наполни ловитвы гнездо свое, и виталище свое похищения. У сих зверей в обычае удушать пойманных ими животных, и приносить в пищу детям своим. И Ассирияне, сокрушая целые царства других пародов, собирали с них дани. За сие-то беззаконие Я накажу тебя, говорит Бог.

13

 

 

(13). Се Аз на тя, глаголет Господь Вседержитель, и пожгу дымом множество твое, и львы твоя полет оружие: и потреблю от земли ловитву твою, и не услышатся ктому дела твоя. Поелику Пророк выше в переносном смысле упомянул о львах и львичищах, о ловитв и пажити; то сообразно с сим и истребление Ассириян предвозвещает иносказательно. И поелику ловцы, когда звери скрываются в каких-нибудь пещерах и не хотят показаться наружу, поднося дым ко входам в пещеры, принуждают их выходить, и выходящего зверя принимают на копья; то соответственно с сим сказал Бог, что все множество предаст дыму, и львов — мечу; означает же сим сожжение города и убиение царей, после чего и ловитва кончилась.

ГЛАВА 3.

Потом Пророк вместе и изображает лукавство Ниневии, говоря, что ото город (1). весь лживый, полн неправды, и описывает постигшия ее бедствия, уподобляя землетрясению стук колесниц, ржание коней, смятение всадников, н приводит в ужас перечислением оружии, говоря, что брони и мечи блистают, как молния. Предсказывает же и множество падших н истребление пародов, собравшихся на помощь; говорит, что немного будет здесь спасшихся. Ибо сие выразил, сказав:

14

 

 

(3). И изнемогут в народах своих от множества блужения. Из множества останутся немногие за идольскую прелесть и великое непотребство. Ибо то и другое Пророк называет здесь блужением, н яснее видно сие из присовокупляемого.

(4). Блудница добра и приятна, началница волхвований. Живя в нечестии и беззаконии, казалась ты славною и знаменитою для тех, кто не умеет право судить о сущности вещей, и оставив Творца и Спасителя, Который покаявшуюся тебя сподобил великаго человеколюбия, предалась волхвованию и все делала волшебством.

Продающая языки в блужении своем, и племена в чародеяниих своих. Не довольствуясь собственным своим нечестием, и подданных принуждала быть одних мнений с тобою. Посему-то

(5). Аз, Господь всяческих, открыю задняя твоя к лицу твоему, и покажу языком срамоту твою, и царствам безчестие твое: (б). Я возвергу па тя огнушение по нечистотам твоим. Сие; открыю задняя твоя к лицу твоему, сказано в смысле переносном и взято с рабов, подвергаемых великому поруганию и бичеванию. Говорит же бог: наказанием обнаружу беззаконие твое для всех, и парей и народов, н послужишь примером к пользе других. Ибо присовокуплено и сие:

И положу тя в притчу: (7). Я будет всяк видяй тя снидет с тебе, и речет: окаянная Ниневиа, кто постенет по ней ? Откуду взыщу

15

 

 

утешение ей? Такому запустению предам тебя, что негодовавшие прежде на твое владычество преклонятся на милость (сие выражено словами: сниdems с тебе), и задумаются, как достойно оплакать это запустение.

(8). Устрошити струну, уготовити часть Аммону, живущая в реках: вода окрест ея, ей же начало море, и вода забрала ея. Сие повелевает Бог Египту, потерпевшему от Ассириян бедствия и скорби. И сие дознали мы от других Пророков, предвозвещавших Израильтянам, что, предавшись бегству в Египет, не найдут спасения, но захваченные там врагами преданы будут смерти. И как в сказанном прежде повелевалось Иуде праздновать, потому что царство Ниневитян сокрушено; так н здесь повелевается ликовствовать Египту. Частию же Аммона называет его, как думаю, потому что посвящен был демону Аммону. Ибо Аммон знаменит был в древности, посему и из Еллады отправлялись туда многие ради прорицаний. И об Александре, первом царе македонском, описывавшие дела его говорят, что ходил к Аммону, и услышал там прорицания. Посему, так как обольщение это было в силе, от этого демона зависел преимущественно Египет, и Пророк, именует его частию Аммона, повелевает же ему лековствовать, потому что Ниневия подверглась гибели; а реками окрест ея называет окопы. Потом перечисляет помощников, Ефиопов, Ливиян и Апвилн западных, называемых!» ныне Афрами: пбо их-то назвал Фудом. Однако же, имея

16

 

 

столько споборников, будучи окружена морем и реками, Ниневия, говорит Пророк, не преминет испытать бедствия.

(10). Но в преселение пойдет пленница, и младенцы ея разбиют в началех путей ея, ц о всех славных ея вергут Жребия, и вся воеводы ея свяжутся путы. Так поступил с Египтом Навуходоносор, и в последствии Камбиз, сын Киров, сокрушив царство Египетское, принудил оставаться под его владычеством, а по прошествии многих родов Александр покорил Египет царству Македонскому4. Пророк, предсказав сие об Египте, опять обращает речь к Ниневии.

(11). И ты упиешися, и будеши презрена, и ты сама себе взыщешии помощи от враг твоих. Как упоению какому предана будешь бедствию, и устремляясь туда и сюда, станешь искать какого-либо избавления от обдержащихь зол, но не найдешь. А подобно тебе и укрепленные города твои преданы будут врагам. Сие Пророк представил под следующим образом.

(12). Вся твердела твоя яко смоквичие стражу имущее: аще поколеблются, и впадут во уста ядущего. Подобно смоковницам, колеблемым ветром, с которых легко опадают н незрелыя смоквы, будешь ты лишена жителей; мужественные твои воины, объятые страхом, ничем не будут отличаться от жен; но без усилия отворятся врата твои, когда· огонь истребит верен, и как поток вторгнутся в них сопротивные.

17

 

 

(l4). Воду одержания восхити себе сама, продолжает Пророк, и как бы в посмеяние присовокупляет: и утверди твердели своя, воспользуйся своего силою, имея у себя ограды и окопы вне оград.

Влези в брение, и поперися в плевах, утверди папе плиноа: (15). Тамо пояст тя огнь, потребит тя меч, поядят тя аки прузи, и отягчавши аки мшица. (16) Умножила еси купли твоя паче звезд небесных. Не полагайся на сии твердыни; потому что никакой не окажут тебя помощи: по подобно бревно, которое для делания ил пего плшиф топчут вместе с плевами, и ты будешь попираема наступившими на тебя врагами: город сожгут, а вас жителей поражать будут всякаго рода стрелами, как саранчу и мшицу в конец истребят всех вас; богатство же, которое собрали вы отвсюду, и которое также не легко исчислить, как и звезды небесныя, возмут неприязненные,

Мшицы устремишасл, и возлетеша: (16). Возскочи аки пруг смесник твой, аки акрида восходящая па ограду в день студеный: солнце взыде, и отлете, и не познася место ея. Как саранча и мигица и подобныя им животныя, пока лежит роса, сидят на кустам, не имея сил лететь; а как скоро падет на них солнечный лучь, поднимаются, разшпряют крылья, и переносятся па другое место: так и пришедшие па помощь к тебе, увидя нашествие врагов, позаботятся о спасении самих себя, и предавшись

18

 

 

бегству, оставят тебя одну. Потом с состраданием говорит Пророк:

Люте им. (18). Воздремашася пастуси твои, царь ассирийск у спи силныя твоя, воздвигошася люди твоя на горы, и не бяше приемлющаго. И из сего явно, что божественное Писание и царя вавилонскаго называет ассирийским. Так именуют его и писатели внешние. Пророк сказал, что пари Ниневии воздречали и уснули, а сном именует смерть. Так говорит и блаженный Давид: от запрещения Твоего, Боже Иаковл, воздремаша вседшии на копи (Псал. 75, 7.). Но сказал также Пророк, что цари сии усыплены царем ассирийским: царь ассирийск успи силныя твоя. По умерщвлении же царей воздвигошася людие твои на горы, предавался бегству, и не бяше приемлющего, то есть, человека, который был бы в силах сопротивляться. Потом в означение ней с цельности бедствий Пророк говорит:

(19). Несть цельбы сокрушению твоему. И как слова: сокрушение и цтьльба употребил в смысле переносном, в таком же смысле присовокупил:

Разгореся язва твоя. Неисцельным вы преданы бедствиям.

Вси слышащий весть твою восплещут руками о тебе: понеже на кого не найде злоба твоя всегда? Припоминая бедствия, какие терпели от тебя, обрадуются, что и ты терпишь тоже, н будут рукоплескать.

19

 

 

Посему, зная правдивость Судии, убоимся судилища, чтобы избежать произносимого там приговора па беззаконных, и сподобиться вечных благ, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа. С Ним слава Отцу, со Святым Духом, ныне и всегда, и во веки веков! Аминь.

20


Страница сгенерирована за 0.16 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.