Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Толкование на Пророка Иоиля.

ТОЛКОВАНИЕ НА ПРОРОКА ИОИЛЯ.

СОДЕРЖАНИЕ.

Божественный Пророк Иоиль не указал нам ясно времени, когда он пророчествовал; но в самых предречениях дал видеть, что было сие тогда, как чудный Осия сподобился прозрения в будущее. Ибо и Иоиль предсказывает то же самое, а именно: нашествие Ассириян и Вавилонян, отведение в плен и рабство Израильтян, и возвращение из плена. Предсказывает же и события по возвращении, устремление на Иерусалим со всем воинством Гога (а это — народ скифский) и конечную гибель сих врагов, постигшую их по Божию изволению. Но Пророк присовокупил и предречение о дарах, какие по вочеловечении Спасителя нашего Всесвятым Духом преподаны людям. Таким образом, из предсказаний об Ассириянах и Вавилонянах дознали мы время проро-

318

 

 

чества. И как таково главное содержание пророчества, то остается (скажем так с Богом) приступить к подробному истолкованию.

ГЛАВА 1.

(1). Слово Господне, еже бысть ко Иоилю сыну Вафуилову. Поелику, как вероятно, многие имели тоже название; то Пророк присовокупил и имя отца. Научает же, что произносимые им слова — не порождение человеческих помыслов, но что, вдохновенный Господом всяческих, и провидит, и предсказывает он будущее.

(2). Слышите сия старцы, и внушите вси живущии на земли: аще быша сицевая во днех ваших, или во днех отец ваших? Вы, говорит Пророк, жившие долгое время, приобретшие, как вероятно, во многом опытность, неоднократно слышавшие повествуемое отцами и дедами, когда услышите слова пророчества сего, рассудите сами в себе, бывало ли что подобное прежде, или при вас, или при отцах ваших; и все, обитающие в земле обетованной, со тщанием внимайте тому, что будет сказано. Потом присовокупляет: дознав опытом, не предавайте сего забвению, но передавайте сказание о сем незнающим детям, и им накажите сообщить сие детям своим, пусть последующее за ними поколение от них займет повествование о сем. Подобно сему говорит и блаженный Давид: яко да познает род ин, сынове родящиися, и возстанут и поведят я сыновом своим (Псал. 77, 6), пока-

319

 

 

зывая и причину тому: да положат на Бога упование свое (7). Посему из сказанного явствует, что одна благодать Божественного Духа вдохновляла святых Пророков. Так старцев и всех прочих возбудив к слушанию изрекаемого, Пророк изображает за сим все множество бедствий, и говорит: сперва нападут (4) гусеницы, и неповрежденное ими истребят прузи, а что спасется от них, поедят мшицы; напоследок же нападут сиплеве(а) и ничего не оставят неповрежденным. Иные разумели сие сказанным в переносном смысл о царе ассирийском и вавилонском, гусеницею именуя Феглафелассара, пругами — Салманассара, а мшицами называли Сеннахирима, и сиплевами — Навуходоносора, который, ополчившись напоследок, в конец опустошил всю Иудею, и избежавших смерти отвел пленниками. А я, хотя и сие признаю справедливым, однако же думаю, что пророчество, понимаемое и буквально, исполнилось действительно; потому что и блаженный Амос упоминает о пругах и мшицах (Ам. 7, 1), о раждежении и златенице, о смоковницах, маслинах и виноградниках, поврежденных гусеницами (4, 9), сверх этого о засухе и бездождии; ибо говорит: часть едина надождится, и часть, на нюже не надождю, изсохнет (7). О сем же ясно упомянул и божественный Иеремия. Посему сказанное принимать должно

________________________

(а) Здесь под словами: прузи и мшицы разуметь должно саранчу в двух видах, с крыльями и без крыльев, а под словом: сиплеве болезнь растений, известную под именем ржа.

320

 

 

не в переносном только смысле, когда священные Пророки согласно показали нам, что предреченное исполнилось и исторически. Чтобы в точности дознать Израильтянам, что в наказание за беззаконие и злочестие предаются они врагам, на них нападающим, справедливо подвергаемы были и наказаниям ниспосылаемым с неба, вразумляемые сим, что тем и другим наказывает их забытый ими Бог. Посему предрекши скорбное, Пророк предлагает увещание и совет.

(5). Утрезвитеся пиянии от вина своего, и плачитеся: рыдайте вси пиющии вино до пиянства. Невоздержность и неумеренность в наслаждении, говорит Пророк, замените плачевною песнею, потому что худо не то, если пьешь вино, но вредно то, если пьешь неумеренно. Сказав же: от вина своего, подразумевает Пророк и другое упоение, назвав сим решительную преклонность к худому и беззаконие всякого вида. А вам, говорит Пророк, надлежит плакать и рыдать; потому что вы вовсе лишены будете того, что может доставлять веселие. Потом описывает, что сделают пруги, или царь ассирийский, потому что подразумевает то и другое, и говорит:

(6). Язык взыдет на землю Мою бесчисленный и отличающийся крепостью и силою; землею же Своею называет землю Израилеву; потому что и Израиля называет Своим народом.

Зубы его зубы львовы, и членовныя его якоже львичища. Одно и тоже выразил различно, желая

321

 

 

устрашить множеством именований; ибо одного и того же называет львом и львичищем. Если же кому угодно разуметь под сим и разное нечто; то не повредит сие смыслу, потому что и за одними пругами следуют другие мелкие, как бы некие львичища, и враги вместе с воинственными и доблестными приводят и менее сильных. Описывает же Пророк, что будет от них, указывая на поврежденные виноградники, на побелевшие лозы, на оставшиеся без листьев смоковницы, что обыкновенно бывает от нападения пругов. А что сказует о сем, не как о бывшем, но как о будущем, свидетельствует о том продолжение речи. Ибо у Пророка сказано:

(8). Восплачися ко Мне паче невесты препоясанныя во вретище по мужи своем девственнем. Не сказал Пророк: плакал, но: восплачися, показывая, что по испытании бедствий предадутся сетованию, проливая слезы, как бывает с невестою, которая в юном еще возрасте, и видит жениха своего умершим.

(9). Извержеся жертва и излияние из дому Господня. Божественному писанию свойственно о будущем говорить, как о прошедшем, и не только от перевода слов с одного языка на другой происходит сие, но употребляется и для усиления речи. Это столько истинно, говорят Пророки, что видим сие как совершившееся, и пересказываем о сем, как о бывшем. И о том, что по предречению Пророка должно совершиться, именно опять как о прошедшем, повелевает он плакать жрецам; потому что оску-

322

 

 

дели жертвенники и возлияния по недостатку необходимого; оскудела и земля по неурожаю плодов земных. В стыде, говорит, остались и земледельцы, много трудившиеся над возделыванием земли, но не собравшие никаких плодов. Сие, как видим, бывает и ныне. Ибо при неплодии земли в стыде обыкновенно бывают земледельцы, не доставляя обычных доходов землевладельцам, и по недостатку необходимого будучи принуждены жить подаянием. Представляя же бедствие в обширнейшем виде, чтобы недугующих бесчувственностью возбудить к покаянию, Пророк повелевает плакать и самым (11) селам; потому что оскудели ячмень и пшеница, засохли виноградники, одним словом, и маслины, и смоковницы и другие плодовые деревья не дают никакого плода; так как не осталось в них никакой влаги. Должно же знать, что Пророк повелевает плакать земле и селам не потому, что они разумны, напротив того старается он посредством неодушевленного возбудить одаренных разумом. Показывая сие, и присовокупил он:

(12). Яко посрамиша радость сынове человечи. Причиною сего неплодия беззаконие людей; по причине оного прекратилось веселие, и вселилось уныние. Поэтому, говорит Пророк, и вы, жрецы, примите на себя плачевный вид, и не только при жертвеннике рыдайте, но, и готовясь ко сну, постилайте под себя вретище; ибо таков недостаток в необходимом, что не приносятся и обычные жертвы.

323

 

 

(14). Освятите пост, проповедите цельбу, соберите старейшины, лучше же сказать, не их только, но и вся живущыя на земли в дом Бога вашего. А собравшись, воскликните, говоря:

(15). Увы мне, увы мне в день! Из сказанного ясно научаемся, что пост есть предохранительное врачество для болезнующих душою, и может уврачевывать греховные страсти. Почему Пророк с постом соединил и цельбу: освятите, говорит, пост, проповедите цельбу. Слово: освятите употребил вместо: отделите; отделите, говорит, себя на это, свято и чисто проходите пост; постясь же взывайте: увы мне, увы мне в день! то есть, увы мне ! по причине ожидаемого дня бедствий.

Яко близ есть день Господень, и яко беда от беды приидет. (16). Яко пред очима вашима пищи взяшася, и от дому Бога вашего веселие и радость. Увидите непрерывные бедствия, одно к другому присовокупляемые. Ибо сие выразил Пророк словами: беда от беды.

(17). Вскочиша юницы у яслей своих заплесневели житницы, покрытые слоями пыли. Юницы, сказано, вскочиша; не от сытости же делают это, но, томясь голодом; распростерлись по земле и ногами бьют в землю. О житницах же говорит, что останутся в плесени, потому что давно не принимали в себя пшеницы.

И точила раскопашася, как излишние, и все прочее, что только было предназначено для таковых потреб, как излишнее, оставлено в небрежении; потому что нечего было туда положить. И

324

 

 

стада волов мычат, издавая жалобный голос; потому что не получают обычной пищи. Одно с волами делают и стада овец. Но когда будет это, я, говорит Пророк,

(19). К Тебе Господи возопию, яко огнь потреби красная пустыни, и пламень пожже вся древа польская. От Тебя только можно надеяться прекращения облежащих бедствий. А под огнем разуметь можно врагов, подобно огню опустошивших всю страну, а также могут быть разумеемы и прузи, и сиплеве, и другие бедствия того же рода; потому что ими не менее, как и врагами, истребляются земные плоды. Красными же пустыни Пророк называет места, прежде прекрасные, но теперь запустевшие от постигших бед. Ибо несколько ниже говорит: якоже рай сладости земля пред лицем его, и якоже созади его поле пагубы (2, 3.). Но когда мы недостойны, говорит Пророк, сподобиться Твоего человеколюбия, да не лишатся какой-либо пощады мычащие и блеющие животные.

(20). Яко изсхоша источницы воднии. Сказал же Пророк о скотах: воззреша к Тебе, не как о разумных, но, желая преклонить сим Владыку на милость, выразился так о мычании скотов по недостатку корма.

325

 

 

ГЛАВА 2.

Но и после молитвы, принесенной Пророком, Бог повелевает снова, по предписанному в законе, вострубить трубам на Сионе, и чрез провозвестников собрать всех на посвященную Богу гору; потому что приближается время наказания, которое, не погрешая, может иной назвать днем мглы и тьмы, облака и бури; потому что во время сие будут такие бедствия, что никто не ощутит света, но всякий будет представлять, что живет во тьме и мгле. Потом Пророк говорит и о самом роде наказания.

(2). Якоже утро разлиются по горам людие мнози и крепцы: подобни им не быша от века и по них не приложится до лет в род и род.    Подразумевает же в сих словах то и другое, и пругов и тучу врагов; потому что те и другие множеством покрыли и равнины и верхи гор. Посему и о том, что не было другого подобного нашествия, выразился неопределенно, а о том, что не будет, сказал с некоторою определенностью не приложится до лет. Показывает также, что бедствия прийдут как огонь, и все растлят: столько вреда нанесут земле, что взирающий на страну сию пока не испытала она бедствий, уподобит ее раю сладости, а по нашествии — опустошенному и вовсе ни к чему негодному полю. Ибо преданы будут такой конечной гибели, что и предавшиеся бегству не найдут себе никакого спасения.

326

 

 

(3). И спасающагося не будет им, говорит Пророк; а сим дает разуметь нападение врагов.

(4). Якоже вид, конский вид их, и якоже конницы тако проженут. (5). Якоже глас колесниц на вехи гор востекут, и яко глас пламене огненна попаляюща тростие, и яко людие мнози и крепцы воополчающиися на брань. Разумея сие об Ассириянах и Вавилонянах, речение: яко (ως) будем понимать в значении не уподобления, но усиления речи, как и в сказанном блаженным Давидом: коль (ὡς) благ, то есть, весьма благ Бог Исраилев (Псал. 72, 1); и: коль (ὡς) возлюбленна, то есть, крайне возлюбленна селения Твоя Господи сил (Псал. 83, 1); и: яко возвеличишася, то есть, весьма возвеличились дела Твоя Господи зело (Псал. 91, 5). Так и здесь, принимая сказанным сие о врагах, слова: вид конский будем разуметь так, что много будет у них коней и всадников, что придут они со множеством колесниц, а у возниц найдется столько искусства, что управят на самые вершины гор, и в местах неудобных станут разъезжать, как на равнинах. Принимая же сказанным сие о пругах, слова: якоже вид конский вид их, будем разуметь, взяв себе для этого в наставники опыт. Ибо, если кто внимательно рассмотрит голову саранчи, то найдет ее весьма похожею на голову конскую. Можно же видеть и то, что саранча, когда летит, в быстроте ничем не уступает коням; удобно перелетает горы и равнины, нападая на нивы, по-

327

 

 

добно пламени пожирает солому. Летит ли, ползет ли она, уподобляется воинству, идущему в боевом порядке; потому что все, что ни делают пруги, делают соединенными силами, представляя из себя как бы сомкнутый воинский строй.

(6). От лица их сокрушатся людие, говорит Пророк: всякое лице яко опаление горнца. В такое бедствие приведут людей, что лица их сделаются подобны горнцу, почерневшему от огня, и пагуба сия произойдет от голода и от недостатка.

(7). Якоже борцы потекут, и якоже мужи храбри взыдут на ограды: кийждо в путь свой пойдет, и не совратят путей своих. (8). И кийждо от брата своего не отступит. И сие разуметь будем подобно сказанному выше, прилагая и к врагам и к пругам. Ибо можно видеть, что и саранча, подобно врагам входит на стены, и если пойдет каким путем, ничто не принудит ее рассеяться, но как бы с каким-то единодушием совершает свое шествие.

Отягощени оружии своими пойдут, и в стрелах своих падут, и не скончаются. Саранча имеет у себя естественные оружия, зубы, крылья, пилообразные члены; а враги — оружия приданные естеству искусством. Но те и другие, говорит Пророк, непрестанно будут иметь в готовности свои оружия; потому что воюющие в ожесточенных бранях имеют обычай, вкушать пищу и сон с оружием в руках, ожидая нашествия приближающихся врагов. Посему сказанное: в

328

 

 

стрелах своих падут, означает, что и отдыху предаваться будут, не оставляя оружия. А сие: и не скончаются означает, что не насытятся поражением врагов, как и саранча не знает сытости в пищи. Потом Пророк присовокупляет, что высота стен не будет достаточным препятствием их вторжению, напротив того удобно перейдут чрез ограды.

(9). Якоже татие оконцами внидут в домы. И неоднократно видали мы, что делается это не врагами только, но и саранчою, которая, не влетая только, но и вползая по стенам, окнами входит в дома.

(10). Пред лицем его смятется земля, и потрясется небо: солнце и луна померкнут, и звезды не дадут света своего. (11) И Господь даст глас Свой пред лицем силы Своея, яко мног есть зело полк Его. Это было вероятно и на самом деле. Гласом Пророк называет гром, затмения же солнца и луны и нам случалось видеть неоднократно, и звезды иногда от какой-то мглы могут делаться весьма неясными, и колеблющиеся земля дает чувствовать Божий гнев. Но можно разуметь это иначе; потому что подвергшиеся бедствиям пребывают как бы в некоей тьме, не чувствуют, в каком состоянии небо, не предполагают, чтобы земля была неподвижна, чтобы при свете был день и при соразмерном некоем мерцании была ночь, но все кажется им совершенно превратным. К сему присовокупляет Пророк:

Яко крепка дела словес Его, то есть, ни одно

329

 

 

Божие слово не остается без исполнения на деле; как скоро изрекает что Бог, немедленно приходит сие в исполнение.

Зане велик день Господень, велик и светел зело, и кто будет доволен Ему? Бог всяческих, говорит Пророк, нашлет на вас такие бедствия, что в целой вселенной сделаются они известными; ибо днем великим и светлым назвал слух о постигших бедствиях, распространяющийся у всех людей. Бедствиям же, какие посылает Бог, никто из людей не может противостоять. После таких страшных угроз, Пророк обращается к увещанию и совету, говоря от лица Божия:

(12). Обратитеся ко Мне всем сердцем вашим, не разделяя его между удовольствиями и молитвою, но пребывая в посте, и слезах.

(13). И расторгните сердца ваша, а не ризы ваша, то есть, водитесь помыслами сокрушенными, умягчите непокорное сердце, примите полезные советы, и оставив путь порочный, немедленно вступите на путь, ведущий к Богу; потому что у Него обильны источники щедрот и милости, и по долготерпению умеет Он и не приводить угроз в исполнение. Ибо сие выразил Пророк, сказав:

И раскаяваяйся о злобах, то есть, устрашает угрозами наказаний, но с переменою людей в лучшее состояние Сам переменяет грозное на благоприятное. Бог всяческих не таков, чтобы совещавать Ему иногда то, а иногда другое, и подобно нам раскаиваться в том, что сделано

330

 

 

Им; напротив того, и угрожая богат Он милостью, которую и подает раскаивающимся, в чем согрешили, и обещая блага, знает и добрых и тех, которые недостойны Его даров, и первым подает оные, а последним дает противное тому, что обетовал. И обетования и угрозы обращает в пользу людям, чтобы, убоявшись последних, и вожделев первых, возлюбили жизнь благочестивую. Потом Пророк с некоторым колебанием обещает Божие благоволение, и сим устрашая нечувствительных.

(14). Кто весть обратится ли, и раскается, и оставит за Собою благоволение, и жертву и возлияние Господу Богу нашему? Вероятно, говорит Пророк, что, оставив угрозы неисполненными, Бог дарует нам обычное обилие благ; почему будет совершаемо обычное служение при алтаре. Ибо благословением назвал он подаяние благ. В сей-то надежде, продолжает Пророк,

(15). Вострубите трубою в Сионе, для поста и благоугождения Богу собрав весь народ, чтобы вся церковь усердно внимала покаянию. Жившие долее других да предшествуют, да предстанет же и всякий возраст, не исключая и грудных младенцев; и недавно приявшие на себя брачное иго, оставив брачные торжества, со всем народом да прольют слезы покаяния. Собор же иереев при вратах храма и пред жертвенником, который близ сих врат, сетуя и молясь, да умилостивляет Бога всяческих, и да взывает:

(17). Пощади Господи люди Твоя, и не даждь

331

 

 

достояния Твоего на укоризну, да не обладают ими языцы, да не рекут во языцых: где есть Бог их? Здесь ясно показал Пророк, что моление сие совершаемо было по причине Сеннахиримова нашествия, когда царь Езекия просил великого Пророка Исаию, принести Богу молитву за народ. Из последующих же слов видно, что и земные плоды были повреждены в следствие ниспосланных от Бога казней; потому что Владыка, прияв покаяние, обещает дать им и пшеницу и вино, и елей, и дать с величайшею щедростью. Ибо Пророк присовокупил:

(19). И насытитеся их, то есть, будете пользоваться ими в сытость.

И не дам вас ксему на поругание во языцех. Даяние соответствующее прошению. Поелику молившиеся говорили: не даждь достояния Твоего на укоризну, да не рекут во языцех: где есть Бог их? — то Бог дал и ответ согласный с сим прошением: не попущу, чтобы вы послужили посмешищем для соседей, но покажу промышление Мое о вас, чтобы из совершившегося с вами и соседи ваши дознали крепость Бога вашего.

(20). И сущаго от севера отжену от вас, и отрину его на землю безводную, и погублю лице его в мори первем; и задняя его в мори последнем, и взыдет гнилость его, и взыдет смрад его, яко возвеличи дела своя. Сущим от севера называет Бог Ассириян, которых сперва не допустил до Иерусалима, множество их поразив рукою Ангела, а потом соделал добы-

332

 

 

чею Вавилонян, и Вавилонян также предал Персам. Посему морями называет воинство: первым — воинство вавилонское, которым разорена столица Ниневия; а последним персидское; потому что Персы, под предводительством Кира, взяли Вавилон, весьма многих предали смерти, а прочих сделали рабами. Гнилостию же и смрадом назвал зловоние от них по смерти; потому что и сие последовало, когда тела, что бывает во время войны, брошены были не погребенными. Когда же совершено будет сие Мною, продолжает Бог,

(21). Дерзай земле, радуйся и веселися, яко возвеличи Господь, еже сотворити. И чтобы подробным описанием не продлить сверх меры слова, скажу, что и скотам повелевается также дерзать; потом что и дожди будут, как обычно, появится и трава, и корму будет в сытость; и виноградные лозы, и смоковницы, и другие плодовитые дерева будут обременены всякого рода плодами. Очевидно же, что к земле и к скотам обращает речь Бог не потому, что они разумны, но отовсюду заимствуя, что служило бы в утешение опечаленных. Посему, немедленно оставив неодушевленную землю и роды бессловесных, обращается к природе разумной.

(23). И чада Сионя радуйтеся, и веселитеся о Господе Бозе вашем; потому что подаст вам все нужное на потребу, и дождь даст во время, и ранний и поздный, якоже и прежде. Такое же будет обилие плодов, что на гумнах не достанет места колосьям, и (24) точила преизлиются ви-

333

 

 

ном и елеем. И ясно показывая, что не вражеское только претерпели нашествие, но наказаны были и саранчой и другими тяжкими карами, немедленно присовокупил:

(25). И воздам вам вместо лет, в няже поядоша прузи, и мшица, и сиплеве, и гусеницы, сила Моя великая, юже послах, на вы. Гусеницу назвал силою Своею великою не потому, что в ней имеет великую силу, Презираяй на землю, и Творяй ю трястися: Прикасаяйся горам и дымятся (Псал. 103, 32); Запрещаяй морю, и Изсушаяй е (Наум. 1, 4) и столько мощный, что может совершить еще тысячи больших дел; но поелику велик был вред, причиненный людям гусеницею, то наименовал её силою великою.

(26). И снесте ядуще и насытитеся, и похвалите имя Господа Бога вашего, Иже (а) сотвори с вами чудеса, Ибо это главное из благ — не до пресыщения наслаждаться благами, но песнословить Подателя благ. А тем, которые столько признательны и помнят Божии благодеяния, обещает Бог, что не посрамятся людие Его во веки. Если же ныне Иудеи в посрамлении, то не солгал в обетованиях нелживый Бог, но Иудеи сами соделали себя недостойными обетований, став неблагодарными к Благодетелю, Домовладыку назвав Веельзевулом, убив Наследника, и не только не воздав во время плодов, но покусившись похитить и наследствие (Марк. 12, 7).

(27). И уведите, яко посреде Израиля Аз есмь,

______________________

(а) В славянском переводе яже, у семидесяти .

334

 

 

и Аз Господь Бог ваш, и несть иного разве Мене. Из самого опыта дознаете, что, прилагая о вас попечение, соизволяю обитать с вами Я, Кому небо престол, земля же подножие (Пс. 66, 1); узнаете же бессилие ваших идолов, узнаете, что я единый Бог, и могу, как наказать прегрешающих, так и помиловать кающихся. Оставаясь же при сих помыслах, будете жить в совершенной небоязненности, не подвергаясь более укоризнам язычников. Так предвозвестив, что последует по возвращении, а именно избавление из рабства, богоданную свободу, благорастворение воздуха, обилие плодов, избавление от заблуждения, предрекши также и свет Боговедения, Господь возвещает и о тех многообразных дарах Божия Духа, которые по вочеловечении, спасительном страдании, воскресении и восшествии на небо Единородного, Бог всяческих преподал священным Апостолам, а чрез них всем уверовавшим в целой вселенной.

(28). И будет по сих, то есть, по возвращении из плена и познании истины.

И излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши, и дщери ваши, и старцы ваши сония узрят, и юноты ваши видения увидят. (29). Ибо на рабы Моя, и на рабыни Моя во дни оны излию от Духа Моего. Явно и во всей точности пришло сие в исполнение в день пятидесятницы, когда божественные Апостолы возглаголали иными языки, якоже Дух даяше им провещавати (Деян. 2, 4), а потом чрез них благодать уделяема была всем верующим, к

335

 

 

числу которых принадлежали Пророки в Антиохии, и Агав, взявший пояс Павлов (Деян. 21, 10. 11), и Коринфяне, которым пишет Павел: аще же вси пророчествуете, внидет же некий не верен или невежда, обличается всеми и истязуется от всех, и тако пад ниц, поклонится Богови, говоря, яко воистинну Бог с вами есть (1 Кор. 14, 24. 25). И четыре дочери Филиппа прияли дарование пророчества (Деян. 21, 9). Что же должно сказать о божественном Павле, который в Милете ефесским пресвитерам изрек: вем, яко по отшествии моем внидут волцы тяжцы в вас, не щадящии стада, и от вас самех востанут мужие, глаголющии развращенная (Деян. 20, 29. 30), а пиша к Тимофею, взывает: яко в последния дни настанут времена люта: будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы и проч. (2 Тим. 3, 1); и еще: Дух же явственне глаголет, яко в последние дни отступят нецыи от веры, внемлюще духовом лестчым и так далее (1 Тим. 4, 1). Но излишнее дело покушаться доказывать истинность дара пророчества; потому что и до нас сохранился дар сей, и есть мужи во святых, имеющие чистое око ума, которые многое будущее и предузнают, и предрекают. Так, сказав о дарах, преподанных Божественным Духом по первом пришествии Спасителя нашего, предрекает Бог и то, что будет пред вторым пришествием.

(30). И дам чудеса на небеси и на земли, кровь и огнь, и курение дыма. (31). Солнце обратится во тму, и луна в кровь, прежде неже приити

336

 

 

дню Господню великому и просвещенному. Сие предвозвестил и Господь в священном Евангелии; ибо говорит: будут знамения на небе, в солнце и луне и заездах (Лук. 21, 25). Днем же великим и просвещенным Пророк называет второе пришествие Спасителя нашего; потому что в первое пришествие Он родился от бедной Жены в вертепе, по рождении положен в яслях, и пока не начал творить чудес, многим был неизвестен; тогда же узрят Его грядущим на облацех (Матф. 24, 30), тьмы тем будут предшествовать Ему и тысячи тысяч песнословить Его, и поклонится Ему всяко колено небесных и земных и преисподних (Филипп. 2, 10). И Пророк справедливо день сей нарек просвещенным.

(32). И будет, всяк, иже призовет имя Господне, спасется. Кстати повторить здесь апостольское оное изречение: како убо призовут, в Него же не вероваша? Како уверуют, Его же не услышаша? Како же услышат без проповедающаго (Римл. 10, 14)? Посему Пророк справедливо присовокупил:

Яко в горе Сионе и во Иерусалиме будет спасаемый, якоже рече Господь, и благовествуемии, их же Господь призва. Здесь изобразил нам священных Апостолов, которые поставлены были благовествовать и возвещать: приближися царствие небесное (Матф. 10, 7). Говорит же Пророк, что в горе Сионе и во Иерусалиме будет спасаемый, означая сим, что всякий верующий в Распятого и Восприявшего там за нас страдание улучит спасение.

337

 

 

По предречении духовных даров Пророк обратился к пророчеству другого содержания, и предсказывает о Гоге и Магоге, о которых предвозвещал и божественный Иезекииль; предсказывает же, что Гог и Магог, по возвращении Иудеев из плена, с многочисленною ратью ополчатся на Иерусалим, вероятно, побуждаемые к тому окрестными народами. Поелику Иудеи по возвращении своем сделались весьма славны и знамениты; потому что обладавший тогда вселенною (а это был Кир, первый царь персидский) отпустил их с дарами и со всякою честью, и велел создать храм Божий; то соседние народы, одержимые завистью, собрали отовсюду несметные полчища, надеясь взять город со всеми жителями. Но обманулись в надежде, и потерпели конечную гибель у самого города, потому что поборал за него Бог всяческих, и соделал, что сами они истребили друг друга. Сие предвозвещая, Владыка устами божественного Иоиля, говорит:

338

 

 

ГЛАВА 3.

(1). Яко се Аз во дни тыя, и во время оно. Показывая же, в какое именно время, присовокупил:

Егда возвращу пленники Иудины и Иерусалимли. Не во время духовных дарований, но вскоре по возвращении из Вавилона.

(2). Соберу вся языки, то есть, попущу собраться, и не воспрепятствую первому их устремлению. Сие выражает словом: соберу; потому что, не против воли привел их, но не воспрепятствовал, когда вознамерились идти.

И сведу я на юдоль Иосафатову, и разсуждуся с ними ту о людех Моих, и о наследии Моем Израиле, иже разсеяшася во языцех: и землю Мою разделиша, (3). И на люди Моя вергоша жребия, и даша отрочища блудницам, и отроковицы продаяху на вине, и пияху. Из сего явствует, что по следам народов сопредельных шли и другие. Они-то во время пленения Иудейскую землю, так как никого на ней не было, ни кто не владел ею и не возделывал ее, делили между собою, и при разделении бросали жребий, Иудеев же избегших плена продавали, данную за них цену издерживая на распутство и роскошь. Бог говорит: разсуждуся о людех Моих, показывая, что подвергнет наказанию за беззаконные поступки с Иудеями. После сего обвиняет Тир и Галилею иноплеменников (это была страна, принадлежащая Тиру же), что и он по злопамятности поступил

339

 

 

Так же с народом Божиим, и что сделано народу, относя это к Себе, Бог изрек:

(4). Еда воздаяние вы воздаете Мне? или памятозлобствуете вы на Мя? Как за гонимых Савлом Апостолов с неба сказал Ему: Савле, Савле, что Мя гониши (Деян. 9, 4)? - собственными Своими страданиями называя то, что замышлял он против Апостолов: так здесь, обращая речь к Тиру, на Себя приял Бог лице народа, и к Себе отнес, что сделано с ним. Угрожает же им весьма скорым воздаянием, воздаянием праведным за беззаконные поступки с народом. Потом излагает самые виды неправды; ибо говорит:

(5). Взяв сребро и злато, и все прочее, Мне посвященное, внесосте в требища идолов ваших; Иудеев же, избегших нашествия Вавилонян, (6). продасте сыном еллинским, имея одну цель, удалить их от земли, Мною им данной. Но собрав их отовсюду, устрою, что снова воспримут они силу свою, чтобы по правде отмстить вам, сокрушить ваше высокомерие, сделать вас невольниками и принудить рабствовать на последних пределах вселенной. От Тира снова обращает Бог пророчество к народам скифским, и повелевает, (9). проповедать во языцех и возставить сечцы и отделить на брань (сие назвал он освящением рати). Поелику Святый устраняет Себя от вещей нечистых; то и все на что либо отделяемое называет освящаемым. Так и выше сказал: освятите пост (Иоан. 1, 14), то есть, отделите. И у Исаии о Вавилонянах говорит: освященни суть: и Аз веду их (Иса. 13, 3), то

340

 

 

есть, на это отделены они. Потом повелевает земледельческие орудия переделать в воинские, и немощному, как сильному, уготовляться на брань, и кроткому переменившись стать готовым на дела доблестные, собраться же всем на юдоль Иосафатову.

(12). Яко тамо сяду, говорит Бог, разсудите вся языки, яже окрест, то есть, народы обитающие около Иерусалима: Идумеев, Аммонитян, Моавитян, Амаликитян, Филистимлян, Тирян, Сидонян; потому что они собрали против Иерусалима и народы скифские. Потом иносказательно, выставляя на позор их истребление, называет избиение (13) объиманием винограда; копья и мечи, которыми умерщвлены, — серпами; наполненную кровью их долину — точилом и подточилием. Сказует же и причину наказания: яко умножишася злобы их. Потом изображает смятение во время избиения.

(14). Гласи прогласишася на поли судебнем, яко близ день Господень на юдоли судебней. Юдолию судебною Пророк наименовал долину Иосафатову, так как на ней будет суд, и произнесется о них определение. Сказует же, что солнце, луна и прочие звезды лишатся света. И вероятно будет сие действительно, когда Бог всяческих подвигнет на них всю тварь. Впрочем, можно разуметь сие и иначе; потому что для оставивших жизнь и преданных смерти ни солнце, ни луна и ни одна из звезд не издают лучей света. И постигнутые неожиданными бедствиями пребывают во тьме, и день почитая за ночь.

341

 

 

(16). Господь же от Сиона воззовет, и от Иерусалима даст глас Свой: и потрясется небо и земля, Господь же пощадит люди Своя. А сим дает видеть, что и это действительно будет. Гласом же называет гром: ибо находим, что так назван гром и в книгах царств. Сказано: даде Господь гласы (а) и дождь (1 Цар. 12, 18). Посему показывает, что будет и громами поражать их и приводить в смятение землетрясениями, и в конец истребит небесными карами. Соделает же сие Господь всяческих по милосердию к народу Своему, чтобы он, как говорит Бог, воспользовавшись сим о нем промышлением, увидал,

(17). Яко Аз Господь Бог, вселяяся в горе Моей святей. После сих событий Иерусалим будет славен, как пользующийся Моим о нем попечением; нападет страх на всех иноплеменных, так что и путник иноплеменный не пройдет чрез него, боясь того же, что было с теми народами. Ибо сие выразил, сказав:

Иноплеменницы не пройдут сквозе его ктому. Но Божиим предречениям придти в исполнение не попускают совершенные ими беззакония; потому что Бог всяческих, при законоположении и при обетовании благ, изрекает слово Свое с ограничением; аще сохраниши заповеди Господа Бога твоего (Втор. 8, 6); и: аще ходити будете в путех Его (28, 9), и аще хощете, и послушае-

______________________

(а) Слово: φωνὰς, читаемое у семидесяти, по-славянски переведено гром.

342

 

 

те Мене, благая земли снесте: аще же не хощете, ниже послушаете Мене, меч вы пояст (Ис. 1, 19, 20); а потому, если и не везде находим подобные ограничения, однако же и сказанное неопределенно понимаем таким же образом.

(18). И будет в той день, искаплют горы сладость, и холми источать млеко. А сим означает земные плоды и хорошее состояние скота; потому что и молоко есть плод стад.

И вси источницы Иудины источат воды: и источник от дому Господня изыдет, и напоит водотечь ужей. Источниками Иудиными наименовал водные источники, а источником, исходящим из дому Господня, — благодать Святого Духа, о которой и выше предвозвестил, что напоила она не Иудеев только, но все народы.

(19). Египет в погибель будет, то есть, угаснет неистовая привязанность к идолам; потому что Египет — началовождь нечестия.

И Идумея в поле погибели, то есть, утратит силу и земное мудрование; потому что Едом толкуется: чермный и земляный. Но сказанное понимать можно в историческом смысле. Как Египет погиб с уничтожением царства; потому что конец Египетскому царству положил Камбиз, сын Киров; так и Идумея подверглась опустошению, о чем свидетельствует самое дело. Подпали же они сему, по сказанному, в наказание за неправды, причиненные Иудее; потому что кровию праведною Пророк назвал кровь неповинную, как бы так говоря; без всякой благовидной вины отваживались они на избиение Иудеев.

343

 

 

(20). Иудея же во веки населится, и Иерусалим, в роды родов. (21). И взыщу крови их, и не обезвиню: и Господь вселится в Сионе. Как правдивый, говорит Бог, не потерплю, чтобы обиженные оставались без попечения о них, напротив того накажу обидевших, а их удостою Моего промышления, являя присутствие Свое в Сионе. Сказанное же: во век населится разуметь будем в смысле изложенном нами выше; потому что Богу, который правдив и ненавидит неправду, несправедливо было благие обетования исполнять для недостойных. Поэтому Иудеи неистово поступив против Благодетеля, сами стали виновниками рассеяния своего. А мы, вместо них призванные быть невестою, будем с горячностью любить возлюбившего и сподобившего нас великих даров Жениха, чтобы не лишиться вечных обетований, которые да улучим все мы по благодати спасшего нас Христа. С Ним слава Отцу со Святым Духом ныне и всегда, и во веки веков! Аминь.

344


Страница сгенерирована за 0.3 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.