Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 96-го

ИЗЪЯСНЕНИЕ ПСАЛМА 96-го.

Давиду 1), егда земля его устрояшеся, не надписан у Еврей. И сие надписание приложивший признался, что не нашел онаго у Евреев, а приложил от себя. Следовательно оно не пророческое; потому что не соответствует и смыслу псалма. Пророк говорит об устроении всей земли, а не одной земли иудейской. Но, вероятно, и приложивший надписание под землею у Пророка, так как сладкопением его пользуются все люди, разумел целую вселенную. Впрочем псалмом предвозвещает и первое и второе пришествие Бога и Спасителя нашего, Богопознание у язычников, и будущий суд.

1) Господь воцарися, да радуется земля: да веселятся острови мнози. В сих словах Пророк предсказывает первое пришествие Спасителя, почему и побуждает к ликованию и веселию жителей твердой земли и островитян; так как те и другие, утешаемые надеждою будущаго, радуются. Сказал же, что Господь воцарился, не потому что тогда только приял Он царство, но потому что тогда только явил царство Свое людям. А чтобы не впадать в тождесловие, желающих точнее дознать сие просим прочесть истолкованное уже нами.

2) Облак и мрак окрест Его: правда и судба исправление престола Его. Словами: мрак и облак Пророк показал невидимость Божественнаго естества. Как не возможно видеть того, что закрыто облаком и мраком, так совершенно не возможно у- зреть и естество невидимое. Впрочем Пророк на-

________________________

1) По слав, переводу читается: Псалом Давиду.

139

 

 

поминает, что Он есть на горе Синаи явивший пришествие Свое облаком и мраком, и научает, что хотя не возможно увидеть естество Божие, однакоже есть возможность усматривать в действиях силу Его; потому что Бог обучил людей правде, и делающих все без разсуждения наставил, как вести жизнь по суду правому. Сие-то и исправили престол и царство Его.

3) Огнь пред Ним предъидет, и попалит окрест враги Его. Сие сказано о втором пришествии. Это видел и божественный Даниил. Ибо говорит: престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящь. Река огненная течаше исходящи пред Ним: тысяща тысящ служаху Ему, и тмы тем предстояху Ему: судище седе, и книги отверзошася (Дан. 7, 9. 10).

4) Осветиша молния Его вселенную. Действие огня двояко: он может не только жечь, но и освещать. Но одним насладится лик Святых, а другое испытают жившие в безаконии. Молнии и Сам Владыка уподобил пришествие Свое. Сказал же так: якоже бο молния исходит от восток и является до запад, тако будет пришествие Сына человеческаго (Матф. 24, 27).

Виде, и подвижеся земля. Ибо кто не убоится страшнаго онаго суда?

5) Горы яко воск растаяша от лица Господня: от лица Господа всея земли. Не одни подвластные, но и сами владычествующие и царствующие, подобно воску приближающемуся к огню, как бы уничтожатся от страха. Ибо чем больше дел, смотрение которых поручено им, тем большей подлежат они ответственности; и чем выше обязанность тем больше страха.

6) Возвестиша небеса правду Его: и видеша еси людие славу Его. Это и было, и будет. Ибо, когда

140

 

 

родился владыка Христос, лик Ангелов, явившись, вознес Богу песнопение о спасении человеков, и поющие взывали: слава, в вышних Богу, и на земли мир, в неловецех благоволение (Лук. 2, 14). Посему Пророк небесами назвал небесныя Силы, как и землею многократно называет обитающих на земле. Да и народы вселенной в собственном своем изменении увидели силу Бога и Спасителя нашего. Второе же пришествие ясно откроет всем людям царство Владыки; тогда все услышим и песнопения Ангелов.

7) Да постыдятся еси кланяющийся истуканным, хвалящийся о идолах своих. Поелику возсиял истинный свет; то да удалится тма, да устыдятся поработившиеся заблуждению, да сокроются служащие идолам.

Поклонитеся Ему еси Ангели Его. И сие пророчество блаженный Павел приложил к Спасителю; говорит же так в послании к Евреям: егда же паки вводит первороднаго во вселенную, глаголет: и да поклонятся Ему еси Ангели Божии (Евр. 1, 6). Благовременно же это и здесь поместил Пророк: ибо показав, что поклонники идолов постыждены и скрываются, показывает также, что безчисленныя тьмы Ангелов покланяются нашему Богу.

8) Слыша и возвеселися Сион, и возрадовашася дщери иудейския, судеб ради Твоих Господи. И здесь Пророк Сионом называет благочестивое общество, а дщерями иудейскими — Церкви во вселенной; потому что насадившие и породившие их Апостолы Спасителя от иудеев вели род. И свидетель сему божественный Павел, который в послании к Коринфянам ясно говорит: о Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих (1 Кор. 4, 15). Поелику Церковь Спасителева едина (все верующие составляют одно тело), и опять церквей много (много членов в теле): то Пророк общий состав благочестивых

141

 

 

назвал Сионом, а дщерями иудейскими именует собрания верующих в городах и селениях, и в местах уединенных. Говорит же, что и те и другие исполнены веселия о праведных судьбах Судии.

9) Яко Ты Господь вышний над всею землею, зело превознесжя еси над всеми боги. Все радуются и восторгаются, приобретши познание истиннаго Бога и Царя, и увидев обличение богов не существующих. Ибо их суетность обличена, явлена же Твоя высота. А поелику имеем нужду не в одной вере, но и в добрых делах: то Пророк по необходимости предлагает и следующий совет:

10) Любящий Господа, ненавидите злая. Если любезно вам доброе, то гнушайтесь противоположным. Ибо кое общение свету ко тме (2 Кор. 6, 14)? А в слове: злая Пророк воспретил все виды порока.

Хранит Господь души преподобных Своих, из руки грешничи избавит я. Отвращаясь порока и заботясь о житии правом и правдивом, будете иметь попечителем и хранителем Господа всяческих, и преодолеете неприязненных, которые возстают на вас.

11) Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие. Ибо не все люди захотели насладиться светом, не все прияли веселие от веры. Само Солнце правды на всех излияло лучи спасения, но есть и такие, которые смежили очи и не захотели увидеть света.

12) Веселитеся праведнии о Господе, и исповедайте память святыни Его. Поэтому все насладившиеся светом и возлюбившие достояние добродетели, возрадуйтесь и песнословьте Бога, поведая множество благодеяний. Ибо исповеданием Пророк назвал здесь благодарение.

142

 


Страница сгенерирована за 0.26 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.