Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 93-го

ИЗЪЯСНЕНИЕ ПСАЛМА 93-го.

Псалом Давиду в четвертый субботы. Не надписан у Евреев. Очевидно, что надпись сия сделана кем-либо другим, а не Пророком и не переводившими псалом в начале. Содержание же псалма следующее. Многие из Иудеев, и князья, и цари, возлюбили беззаконие, и в суде произносили приговор неправедно, отваживаясь на убийства, и за подарки продавая кровь неповинных. Их осуждал блаженный Исаия, говоря, услышите, князи Содомстии (Иса. 1, 10); и еще: князи твои не покоряются, любяще дары, гоняще воздаяние, сирым не судящий, и суду вдовиц не внимающий (23); и не только осуждал, но и предлагал им увещания: судите сиру, и оправдите вдовицу (17). Тоже обвинение делал и блаженный Аввакум, и принося молитву Богу, сказал: сотвори ми человеки яко рыбы морския, и яко гады не имущия старейшины. Пооюирает нечестивый праведнаго (Аввак. 1, 13. 14). Так и чудный Иеремия, а равно и другие Пророки продолжали осуждать их неправду. Сие-то издали провидя пророческими очами, божественный Давид написал псалом сей, чтобы

126

 

 

от сладкопения, совершаемаго в божественном храме, получали пользу современники. Учит также о промысле Божием, а в следствие онаго и о наказании живущих порочно. Представляет же псалом произнесенным от лица воспитанных в благочестии, которые терпят неправду от сих властителей.

1) Бог отмщений Господь, Бог отмщений не обинулся есть. Вместо: не обинулся есть, Акила, а подобно и другие толковники перевели: явись. Умоляю Тебя, Бога всяческих, Владыку, Правителя тварей, налагающаго достойное наказание на делающих неправду, услыши и приими прошение мое, говорит Пророк.

2) Вознесися Судяй земли, воздаждь воздаяние гордым. Всем яви высоту Твоего владычества, низложи надмение кичливых, уча самым опытом, что Ты--Судия вселенной.

3) Доколе грешницы Господи, доколе грешницы восхвалятся? (4). Провещают и возглаголют неправду, возглаголют еси делающие беззаконие? Умоляет не о том, чтобы беззаконные подверглись погибели, но чтобы не владычествовали, и не имели власти, дающей им средства делать неправду.

5). Люди Твоя Господи смириша, и достояние Твое озлобиша. (6). Вдовицу и сира умориша, и пришельца убиша. Отважились они, Владыка, на всякий род неправды; величаются владычеством, произносят неправдивыя речи, а дела у них хуже слов. Лишившияся супругов и оплакивающие утрату отцевъ —  готовая для них добыча; пришедшие из язычников и пожелавшие жительствовать по Твоим законам терпят от них неправедное заклание: ибо сих Пророк означил именем пришельца.

7). И реша: не узрит Господь: ниже уразумеет Бог Иаковль. Вот высшая степень нечестия! Отважи-

127

 

 

ваются на сие, говорит Пророк, не думая, что Ты назираешь и промышляешь о делах человеческих. Не просто же прибавлено: Бог Иаковль, но к увеличению обвинения. Ибо дознав, как велик промысл Божий о народе, и в послании Пророков, и в поставлении священников, и во время войны, и во время мира, не боятся Бога всяческих, как назирающаго над нами. После сего Пророк подает им совет и увещание.

8) Разумейте же безумнии в людех, и дуги некогда умудритеся. Поздно со временем пожелаете, неразумные, уразуметь и дознать свойство вещей.

9) Насаждей ухо, не слышит ли? или создавый око, не сматряет ли? В самых строгих умозаключениях изложил учение Пророк. Ибо говорит: образовавший из персти око и даровавший ему силу зрения, а также создавший уши и одаривший их чувством слуха, ужели Сам не видит, не слышит, и Создатель сего Сам лишен той силы, какую дал другим?

10) Наказуяй языки, не обличит ли? Язычников, которые не прияли закона, не пользуются учением пророческим, подвергает Он наказаниям; ужели же не обличит ваше беззаконие?

Учай человека разуму. Он создал человеческую разумную природу, и тем, что видимо в твари, и что каждый день бывает, сообщает ей еще большее ведение.

11) Господь весть помышления человеческая, яко суть суетна. Напротив того, не только видит и слышит, но и знает помышления наши, ложно заключающия о промысле Его. Так, преподав приличное врачевание делающим неправду, Пророк и обиженным предлагает достаточное утешение; а чтобы придать сему более убедительности, разсуждает так:

128

 

 

12) Влажен человек, его же аще накажеши Господи, и от закона Твоего научиши его. Ибо многие обыкли называть несчастными возлюбивших благочестие и приобретающих пользу от закона Божия.

13) Укротити его от дней лютых. Кто и малое вразумление принял в настоящей жизни, тот будущий суд найдет для себя более кротким. Ибо днями лютыми Пророк назвал вечное мучение.

Дондеже изрыется грешному яма, потому-то возлюбившие беззаконие преданы будут непрестанно продолжающемуся наказанию. Как для упадшаго в глубокую яму не возможно выдти из нея, если никто не поможет: так нет возможности избежать вечного мучения, если не восхощет сего Божие человеколюбие.

14) Яко не отринет Господь людей Своих, и достояния Своего не оставит. Народ Божий и в настоящей жизни будет пользоваться надлежащим о нем промышлением, как именующийся достоянием Божиим и людьми Божиими.

15) Дондеже правда обратится на суд. Будет же пользоваться сим промышлением, пока не явится правда Божия, сотворить суд всем человекам. Сим пророческое слово дает разуметь воплощение Бога и Спасителя нашего и отречение Иудеев. Ибо правдою наименовало Самаго Владыку Христа, так как Он именуется и солнцем правды и о Нем сказал блаженный Павел: дан бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление (1 Кор. 1, 31). Посему Пророк, упомянув о Божественном промысле, и сказав: яко не отринет Господь людей Своих, и достояния Своего не оставит, и провидев будущее их отречение, кстати присовокупил: дондеже правда обратится на суд. Ибо, пока не станут отрицать пришествия правды, будут они пользоваться промышлением о них свыше.

129

 

 

И держащийся ея вси сердцем сердцем. Акила же и Феодотион перевели: и в след ея все правые сердцем; то-есть, за сим Источником спасения, Который у Пророка назван правдою, последуют имеющие разум, не омраченный неверием, и водящиеся правыми помыслами. Согласны с сказанным и слова Господа. Ибо, увидев Петра и Андрея, вметающих мрежи в море, сказал им: грядита по Мне, и сотворю вы ловца человеком (Матф. 4, 19); И сказавшему: повели ми прежде ити и погребсти отца моего, отвечал Господь, остави мертвых погребсти своя мертвецы; а ты гряди по Мне (Матф. 8, 21. 22). Посему Пророк говорит, что Бог будет промышлять об Иудеях до отречения их, а правые сердцем соделаются Его последователями, держащимися Его, преданными Ему и вовсе не желающими оставить Его.

16) Кто востанет ми на лукавнующия? или кто спредстанет ми на делающия беззаконие? Яснее перевел Симмах; кто возстанет за меня против злодеевъ? кто станет за меня против делающих неправды? Лишен я всякой человеческой помощи, но имею великаго Помощника, Который легко может разсыпать полчища сопротивных. Сие дал видеть Пророк в присовокупляемых словах.

17) Аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя. Если бы не пользовался я промышлением Его о мне; то, без сомнения, предали бы меня смерти.

18) Аще глаголах, подвижеся нога моя, милость Твоя Господи помогаше ми. Ибо немедленно призывая на помощь Твой промысл и открывая немощь свою, пользовался я Твоим человеколюбием.

19) По множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою. От Твоей благости получал я утешение, соответственное бо-

130

 

 

лезням. Так сказал и блаженный Павел: якоже избыточествуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше (2 Кор. 1, 5); и еще: во всем скорбяще, но не стужающеси: нечаеми, но не отчаяваеми: гоними, но не оставляема: низлагаема, но не погибающе (2 Кор. 4, 8. 9).

20) Да не прибудет Тебе престол беззакония, созидаяй труд на повеление. Яснее перевел Сим- мах: да не присоединяется к Тебе престол оскорбления, вопреки повелению устрояющий бедствие; то- есть, не соглашайся быть сообщником неправды с судящими беззаконно; произносящие приговор вопреки тому, что повелено Тобою, навлекают происходящее от сего бедствие. Ибо престолом оскорбления и беззакония Пророк назвал неправдивых судей, которые плодом неправды пожинают труд и бедствие.

21) Уловят на душу праведничу, и кровь неповинную осудят. В том и дело сих беззаконных судей, чтобы употреблять всякое ухищрение против праведных, и неповинных, ни в чем не погрешивших, осуждать на смерть.

22) И бысть мне Господь в прибежище, и Бог мой в помощь упования моего. А я пользовался промышлением о мне Владыки, и Его имел крепким оплотом.

23) И воздаст им Господь беззаконие их, и по лукавствию их погубит я Господь Бог. Они соберут плоды своих трудов, и получат достойное их лукавства воздаяние. Написано сие не для них только, но и для всех людей; потому что Бог всяческих, промышляя о всех людях, всем предлагает полезное врачевание.

131


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.