Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 85-го

ИЗЪЯСНЕНИЕ ПСАЛМА 85-го.

Молитва Давиду. Блаженный Давид.., надп. .а- ..ию, принес молитву Владыке Богу, прося подать ему некую помощь; предвозвещает же и нападение Ассириян на Иерусалим, и упование Езекии на Бога; а вместе предрекает призвание и спасение всех народов.

1). Приклони Господи ухо Твое, и услыши мя: яко нищ и убог есмь аз. Начало молитвы показывает образ мыслей; потому что оба, и божественный Давид и чудный Езекия, обладая богатством правды, не взирали на оное, но видели только убожество естества, и умоляли Бога ущедрить сие неразлучное с нищетою естество. Выражение же: приклони Господи ухо Твое, употреблено в переносном смысле, и образ речи заимствован от больнаго, который

85

 

 

по немощи не может говорить громко, и принуждает врача приклонить слух к устам его.

2) Сохрани душу мою, яко преподобен есмь. Пророк не впал в противоречие, наименовав себя и Езекию вместе и нищим и преподобным; но поелику тот и другой имели врагами людей несправедливых и беззаконных, нимало ими необиженных и желавших им смерти несправедливо; то Пророк и себя и Езекию наименовал преподобным, так как они не подали врагам никакого повода к неприязни. Смысл же слов его таков; сам я по себе нищ есмь и убог, и не имею достатка в добродетели; но в сравнении с врагами окажусь преподобным; потому что они злочестивы и беззаконны, а я имею познание о Тебе; они утесняли меня несправедливо, а я терплю несправедливое нападение.

Спаси раба Твоего Боже мой, уповающаго на Тя. На Тебя уповал я, Владыка, спаси меня; в награду за упование воздай спасением.

3) Помилуй-мя Господи, яко к Тебе воззову весь день. Окажи мне человеколюбие Твое, Владыка; потому что непрестанно возвещаю милость Твою. Вместо; весь день, Симмах перевел: каждый день.

4) Возвесели душу раба Твоего: яко к Тебе взять душу мою. Разсей уныние в возлюбившем служение Твое, и подай бодрость душе к Тебе преклоненной.

5) Яко Ты Господи благ и кроток, и многомилостив всем призывающим Тя. Ты благ и человеколюбив, и источники милости изливаешь имеющим в том нужду. Вместо: кроток, Акила и Феодо- тион употребилй: удобопримирим; потому и слово: кротость подает мысль о долготерпении.

6) Внуши Господи молитву мою, и вонми гласу моления моего. Посему, имея столько благости, благосклонно приими моление мое.

86

 

 

7). В день скорби моея воззвать к Тебе, яко услышал мя еси. Приношу молитву сию, имея опыт Твоей благоснисходительности; потому что и прежде, когда умолял я Тебя, дал Ты мне просимое мною.

8.) Несть подобен Тебе в бозех Господи, и несть по делом Твоим. Поелику злочестивый Рапсак произнес оныя кичливыя слова: не возмогли бози языков кийждо их свою страну избавити из руки моей: избавит ли Господь Иерусалима из руки моея (4 Цар. 18, 33. 35): то пророчество представляет Езекию взывающим: несть подобен Тебе в бозех Господи, и несть по делом Твоим. Те боги имеют пустое имя, которому ничто не соответствует в действительности, и которое присвоили они себе хищнически; а Ты имеешь именование, соответствующее действительности. И Пророк весьма прилично к Божественному именованию присовокупил и дела: несть подобен Тебе в бозех Господи, и несть по делом Твоим. Те боги совершенно неодушевленны, и сами себя не могут защитить; а Твое велелепие невыразимо языком человеческим.

9). Вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою Господи. Известно, что сего вовсе не было при блаженном Давиде; при Езекии же, вероятно, некоторые, будучи изумлены избиением Ассириян, притекли к Богу. Но истину пророчества показало время, последовавшее по вочеловечении Бога и Спасителя нашего; потому что по спасительном страдании в целую вселенную послан божественный лик Апостолов. Владыка сказал им: шедше научите вся языки (Матф. 28, 19); и они научили, как было повелено, и разсеяв облако неведения, соделали, что все увидели Солнце правды, и поклонились спасшему Богу. Сие показывает и присовокупляемое.

И прославят имя Твое: (10) Яко велий еси Ты, и творяй чудеса, Ты еси Бог един. Вознесут же Те-

87

 

 

бе песнопение, дознав, что ты единый Бог; потому что величие чудес Твоих подает им сие ведение.

11) Настави мя Господи на путь Твой, и пойду во истине Твоей. Предвозвестив язычникам будущее их освобождение от заблуждения, Пророк умоляет о том, чтобы и ему самому воспользоваться сим путеуказанием, и совершить шествие путем истины.

Да возвеселится сердце мое боятися имени Твоего. Кто приобрел благоговение к Богу, тот любит жизнь согласную с законом; а таковая жизнь — матерь веселия. Посему Пророк справедливо молился о том, чтобы сердце его возвеселено было страхом Божиим. Так говорит он и в другом месте: да возвеселится сердце ищущих Господа (Псал. 104,3); и еще: помянух Бога и возвеселихся (Псал. 76, 4).

12) Исповемся Тебе Господи Боже мой всем сердцем моим: и прославлю имя Твое в век: (13) яко милость Твоя велия на мне. Знаю, говорит Пророк, что исполнишь прошение, прекратишь скорби и устроишь меня так, что буду приносить благодарственное песнопение за оказанное мне человеколюбие.

И избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго. Сим изобразил Пророк великость опасностей; ибо и божественный Давид многократно подвергался таковым опасностям, когда преследовал его войною Саул, и когда гоним он был Авессаломом; да и нападение Ассириян угрожало очевидною гибелью; посему-то таковыя опасности наименовал крайнею смертию и адом преисподнейшим.

14). Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных взыскаша душу мою. И Давидовы враги жили беззаконно, и Ассирияне были делатели злочестия и лукавства; притом те и другие имели силу, споспешествующую лукавому сердцу: а от сего для терпящих обиду происходила двоякая при-

88

 

 

чина боязни. Поэтому прибегают они к Богу, и просят Его помощи.

И не предложиша Тебе пред собою. Не привели себе на мысль Твоего промысла.

15). И Ты Господи Боже мой щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый, и истинный: (16). Призри на мя, и помилуй мя. Поелику Ты — источник человеколюбия, изливаешь токи щедрот и милости, но присуща Тебе и истина, судишь живущих в лукавстве; то пролей капли благости, и соделай меня победителем враждующих.

Даждь державу Твою отроку Твоему, и спаси сына рабы Твоея. Ибо я — раб Твой и сын рабыни Твоея; то-есть, издревле, начиная с предков, состою под Твоим владычеством; а потому, как раб у владыки, прошу спасения.

17). Сотвори со мною знамение во благо. Из знамений, одни служат наказанием, как явленныя на Египтянах, а другия — спасением, как явленныя на Евреях. Посему-то Пророк ввел в речь сие разделение, и испрашивал не просто знамения, но знамения благаго, как бы говоря; сотвори мне знамение, приносящее спасение, знамение, которое бы чудодейственно доставило мне обилие благ.

И да видят ненавидящий мя, и постыдятся, яко Ты Господи помогл ми и утешил мя еси. Ибо неприязненные, увидев промышление о мне, исполнятся стыда, и всеми будут поносимы.

 


Страница сгенерирована за 0.29 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.