Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 83-го

ИЗЪЯСНЕНИЕ ПСАЛМА 83-го.

1) О точилех, сыном Кореовым. Пророчество псалма двоякое; ибо предвозвещает не только призвание Иудеев, но и спасение целой вселенной. Точилами же, как говорили мы уже прежде, Пророк называет церкви; потому что в них, и духовный виноград приносит плод свой, и мы приуготовляем спасительное вино, подлинно веселящее сердца верующих.

2) Коль возлюбленна селения Твоя Господи сил. (3). Желает и скончавается душа моя во дворы Господни. И живущие в Вавилоне обучаемы были говорить это, чтобы возбуждалось в них желание возвратиться и стремление совершать Богослужение по закону; сему то должны обучаться и мы, улучившие спасение и пожинающие для себя пользу в оградах Божиих. Да и преимущественно к нам относится сие пророчество; потому что предрекает многия будущия селения, именует многия точила, и упоминает также о многих жертвенниках, тогда как Иудеи имели один храм, а подобно и один жертвенник. Каждое речение в сказанном воспламеняет сердце Божественною любовию; потому что селения Божии называет возлюбленными и вожделенными, и говорит, что не только желает, но и скончавается во дворы Господни. Согласно же с этим и следующее за сим.

Сердце мое и плоть моя возрадовастася оБозе

77

 

 

живе. Не одна душа веселится и радуется, по и тело приобщилось радования, прияв надежду воскресения. Сие дает разуметь пророческое слово; а потому и назвало Бога живым, как подателя жизни. Поелику боги вавилонские и боги наших предков были не одушевленные и совершенно безчувственные; то освободившиеся от них весьма справедливо Бога истиннаго именуют живым.

4) Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя. Акила же перевел так: и птица нашла себе дом, и воробей--гнездо, где положить детей своих. Ибо как воробьи, горлицы, равно и другия птицы, не имея еще гнезда, летают с места на место, а устроив его, в нем обыкновенно проводят время и выкармливают собственных своих птенцов; так и мы древле скитались, а ныне, призванные Твоею благодатию и обретши Твои селения, при Твоих жертвенниках обучаем птенцев своих, при Тебе постоянно пребывая с детьми своими и от Тебя приемля духовную пишу.

Олтари Твоя Господи сил, Царю мой и Боже мой. Для нас и гнездо, и место воскормления птенцев, и наслаждение благ — святые алтари твой; При них, подобно птенцам, отверзтыми устами от Тебя приемлем Божественную и спасительную пищу.

5) Блажени вси живущий в дому Твоем: в веки веков восхвалят Тя. Каждое из сих речений, как образ, приличествует живущим в Вавилоне, а в самой действительности относится к нам. Ибо те, находясь вдали от Божественнаго храма, ублажают насладившихся находимою там помощию, и мы, вкусив Божественной сладости, достойными соревнования называем тех, которые непрестанно притекают к Богу, и услаждаются Божественными благами.

78

 

 

6) Блажен муж, ему же есть заступление его у Тебе: восхождения в сердце своем. Пророческое слово ублажает того, кто всегда пользуется Божиею о нем попечительностию, у кого просвещен ум Божественною благодатию, и кто всегда дает в себе место благочестивым помыслам; потому что восхождениями Божиими в сердце пророческое слово наименовало благочестивые помыслы о Боге.

7) Положи во юдоль плачевную, в место еже положи ибо благословение даст законополагаяй. Приявший в сердце восхождения Божии и дознавший на себе благословения Законоположника, предается не смеху и забавам, но сетованию и слезам, желая себе освобождения отсюда. Ибо слышит, что говорит Бог; блажени плачущий: яко тии утешатся (Матф. 5, 11), и блажени рыдающие; потому что возсмеются (Лук. 5, 2). Посему, вступивший в завет сей ожидает благословения от Законоположника. Юдоль же плачевная иносказательно есть место, где явившийся Ангел обличил народ в беззаконии, и все множество побудил к плачу, ибо от сего место сие получило такое именование (Суд. 2, 1 — 5). В собственном же смысле и в самой действительности юдоль плачевная есть настоящая жизнь в которой, и Адам в поте лица ест хлеб, и Ева в болезнях раждает чад, и не согрешающие только, но и Святые, воздыхают и один говорит, что опечалился до смерти (Ион. 4, 9), а другой взывает; приими душу мою от мене, яко у не ми умрети, меже жити (Ион. 4. 3). И великий проповедник истины говорит; и мы начаток духа имуще в себе воздыхаем (Рим. 8, 23). Таким образом можно видеть, что подвизающиеся Святые непрестанно употребляют в помощь слезы, и в этом находят для себя веселие. По сему, в сей юдоли плачевной приявшие восхождения, и слезы проливают, и любят жизнь

79

 

 

многотрудную, и ожидают благословения от Законоположника.

8) Пойдут от силы в силу. Ибо ежедневно- возрастают крепостию, и с приращением добродетелей приобретают великую силу. Так возлюбившие жизнь подвижническую от молитвы переходят к песнопению, от песнопения к прошению, от прошения к чтению Божественных словес, а от сего- к увещанию и снабжению советом менее совершенных; восходя же от силы в силу, с каждым днем приращают собственное свое богатство.

Явится Бог богов в Сионе. Сию же во всем перемену, говорит Пророк, произвел вочеловечившись Богъ — Слово, явившийся людям во плоти, а прежде явление Свое совершивший в Сионе.

9) Господи Боже сил услыши молитву мою: внуши Боже Иаковль. (10). Защитнице наш виждь Боже, и призри на лице Христа Твоего. О сем молится Пророк, издалека провидя спасение человеков, и умоляя. Бога всяческих, чтобы прияв прошение, сподоблял всегда собственнаго Своего попечения спасенный народ. Ибо его-то и назвал лицем Христа. Так нарек его и божественный Апостол; вы есте тело Христово и уди от части (1 Кор. 12, 27); и еще: не может око рещи руце; не требе ми еси или паки глава ногам, не требе ми есте (21).

11). Яко лучше един во дворех Твоих паче тысящ. Ибо народ твой, пользуясь Твоею о нем попечительностию, всегда притекает ко храму Твоему, приобретая от сего великую пользу. Ибо что пожнет человек здесь в один день, того не соберет в другом месте, употребив на то многие тысящи дней. Так прилично было говорить пленникам в Вавилоне, которые были принуждены жить с людьми нечестивыми, не получали оттого никакой

80

 

 

выгоды, рассуждали же о прежней пользе от Божественного храма.

Изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих. Столько достолюбезен мне дом Божий, что желательнее быть поверженным в нем на помосте и лежать при вратах его, нежели проводить время в великих и светлых домах у живущих в беззаконии. А сие равно и пленникам вавилонским полезно, и нам пригодно; потому что и их научала благодать Духа не взирать равнодушно на запустение Божия дома, и мы научаемся, всегда вожделевать домов, посвященных Богу.

12) Яко милость и истину любит Господь Бог, благодать и славу даст: Господь не лишит благих ходящих незлобием. Ибо возъимевшие сие расположение к Богу насладятся всеми сими благами; потому что из Божественных оград истекает милость, оттуда великое и обильное подаяние истины; оттуда приемлем учение благих догматов, из источников же всесвятаго Духа почерпаем Божественную благодать; там соделываемся знаменитыми и весьма славными, кратко же сказать, получаем всякое наслаждение благами, избавляясь от порока и лукавства и предпочитая жить в простоте и истине.

13) Господи Боже сил, блажен человек уповаяй на Тя. Сие заключение соответственно всему псалму; потому что ублажает и именует достойным соревнования того, кто пренебрег всякое житейское благополучие, ободряет же себя единым упованием на Бога, и пожинает произрастающее от сего спасение.

______

81


Страница сгенерирована за 0.16 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.