Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 77-го

ИЗЪЯСНЕНИЕ ПСАЛМА 77-го.

РАЗУМА АСАФУ.

Бог всяческих, дав сынам Израилевым ветхий закон, повелел непрестанно поучаться в оном и учить оному детей, а также объяснять потомкам

43

 

 

причины праздников, чтобы, дознав Божии благодеяния, были они признательны к Облагодетельствовавшему их. Ибо сказано: научи сему сыны твоя и сыны сынов твоих и сохранят заповеди Господа Бога да благо им будет (Второз. 4, 40). Сие имеет в виду пророчественная благодать, и в настоящем псалме напоминает Израильтянам и потомкам их, что соделано Богом, какия блага, и с каким неблагодарным сердцем, приняты ими.

1) Внемлите людие Мои закону Моему. Предлагаю вам тщательно выслушать изрекаемое, как некий закон даю вам настоящий совет.

Приклоните ухо ваше в глаголы уст Моих. От всего сердца выслушайте, что изрекается Мною.

2) Отверзу в притчах уста Моя, провещаю ганания исперва. Поелику обвинял отцев на пользу детям; то притчею назвал таковый образ речи, как загадочный и приносящий пользу сокровенную. Прибавил же и то, что предлагает гадания древния, и, показывая где научился сему, присовокупил:

3) Елика слышахом и познахом я. — Потом указал, кто учители этому.

И отцы наша поведаша нам 4). Не утаишася от чад их в род ин, возвещающе хвалы Господни, и силы Его, и чудеса Его, яже сотвори, то есть, древле и в начале самовидцы чудес научили сему своих детей, а они учение сие предали потомкам. Поступили же так, повинуясь Божию закону. Ибо сие присовокупил Пророк.

5). И воздвиже свидение во Иакове, и закон положи во Израили. Свидением называет сооруженную в пустыне скинию, потому что имела она в себе скрижали свидения. Ибо закон, как говорили мы прежде, называет и заповедями, и свидениями, и судьбами, и оправданиями. Яснее же сказано сие нами в псалме осьмьнадцатом.

44

 

 

Елика заповеда отцем нашим, сказами я сыновом своим. Оным законоположением, говорит Пророк, Бог повелевал, чтобы повествование о· чудесах отцы передали детям, как некое наследие.

6) Яко да познает род ин, сынове родящийся, и востанут и поведять я сыновом своим. Так и дети, научившись сему у отцев, сообщали опять учение сие рожденным ими, и незабвенная сохранялась о сем память. А какой плод сего учения?

7) Да положат на Бога упование свое, и не забудут дел Божиих, и заповеди Его взыщут. Дознав Божию силу, дознав, как не трудно Богу творить всякое благо, приобретут твердое упование на Него, и будут следовать постановленным от Него законам.

8) Да не будут якоже отцы их, род строптив и преогорчеваяй. Узнав неблагодарность отцев, узнав о том, что они часто преступлением закона подвигали Бога на гнев, остерегутся подражать им.

Род иже не исправи сердца своего, и не увери с Богом духа своего. Ибо не приобрели твердой веры в Бога, не пожелав ходить путем правым, но возъимев сердце противящееся Божиим постановлениям.

9) Сынове Ефремли наляцающе и стреляще луки, возвратишася в день брани. Особенно же колено Ефремово обвиняет в том, что Ефремляне более всех служили идолам. Сие показывают нам и история Судей и третий книга Царств. Ибо Ефремляне поставили юниц, и девять колен отвлекли от служения по закону, а таким образом сделались виновниками отступничества. Сие наипаче провидя, благодать Духа обвиняет Ефремлян в грехе еще несоделанном, предлагая им приличный совет, и хотя знает, что не приимут увещания, однако же предлагает, что могло бы послужить в пользу. Но,

44

 

 

показав силу Ефремлян и их искусство стрелять из лука, обличает и их боязливость; потому что возвратишася в день брани. Высоко думая о своей опытности в военном деле, когда открылась война, они обратились в бегство.

10) Не сохраниша завета Божия, и в законе Его не восхотеша ходити. Прекрасно изобразил их своеволие. Ибо, говорит, не восхотели жит по закону, возлюбить образ жизни, согласный с законом.

11) И забыта благодеяния Его и чудеса Его, яже показа им. И показывая, когда Бог творил сии чудеса, Пророк присовокупил:

12) Пред отцы их, яже сотвори чудеса. Потом, указывает время и место.

В земли египетстей, на поли Ианеосе. Все сии чудеса Божии, совершенныя в Египте, которых самовидцами были отцы их, изринули они из памяти.

13) Разверзе море, и проведе их: представи воды яко мех. Кратко излагает сказание о чудесах, и сперва упомянул о том, которое было важнее других. Ибо сверхъестественны   совершенное чудо над морем и открытый по оному путь. Водное естество, обыкновенно текущее по склону, Бог всяческих соделал неподвижным сюду и сюду, как бы в мехе каком заключив его словом. Поелику, по устройству своему, мехи могут совершенно удерживать в себе влагу; то Пророк удачно приложил сей образ к разделенному морю, показывая тем силу Божественного слова.

14) II настави я облаком во дни, и всю нощь просвещением огня. Ибо одно и тоже облако, днем останавливало мучительное действие лучей, а ночью заменяло собою потребность огня.

15) Разверзе камень в пустыни, и напои я яко в бездне мнозе; потому что извел из него не несколько капель, но источник, достаточный для мно

46

 

 

гих тысячь. И сие Пророк яснее показал в присовокупленном.

16) И изведе воду из кашне, и низведе яко реки воды; потому что истекшая вода разделилась на многие потоки, доставив жаждущим приятное и обильное наслаждение.

17) И приложиша еще согрешати Ему, преогорчиша Вышняго в безводней. 18). И искусиша Бога в сердцах своих, вопросити брашна душам своим. Однако же и сие не исторгло лукавства из сердца их, но продолжали они болеть недугом неблагодарности. И после стольких благодеяний вознамерились искусить Божию силу, и возъимев нужду в пище, не того взыскали, чтобы получить потребное, но жаловались на Бога, как на не имеющего силы.

19). И клеветаша на Бога, и реииа: еда возможет Бог уготовати трапезу в пустыни? 20). Понеже порази камень, и потекоша воды, и потоцы наводнишася: еда и хлеб может даты? или уготовати трапезу людем Своим? Легко и не трудно было дать воду; потому что сокровенное в недрах земли изведено было наружу. А как утолит мучащий нас голод, и нам внезапно даст в пищу хлеб, который сеется и растет с продолжением времени?

21) Сего ради слыша Господь и презре, и огнь возгореся во Иакове, и гнев взыде на Исраиля. Посему-то, говорит Пророк, Господь всяческих вознегодовав умедлил дать им землю, обетованную отцам, и предал их всякого рода наказаниям; но не вдруг послал на них пагубу, ожидая, когда умножится число детей их. О наказании огнем упоминают и писания блаженного Моисея. Потерпели же сию казнь, говорит Пророк.

22) Яко не вероваша Богови, ниже уповаша на спасение Его. Впрочем, хотя и таковы они были,

47

 

 

Бог дал пишу без возделывания земли. Сие показывает присовокупленное.

23). И заповеда облаком свыше, и двери небесе отверзе, 24). И одожди им манну ясти. Необычное для себя порождение произвели облака, но вместо дождя, который обыкновенно орошает ввергаемыя в землю семена, породили чудесную пищу. Отверстыми же дверями неба Пророк назвал подаяние свыше. Поелику у нас в обычае запирать двери сокровищниц, и отворяем их. намереваясь что-нибудь вынести; то пророческое слово представляет, что Бог всяческих, как бы из некиих сокровищниц, подает манну.

И хлеб небесный даде им: 25). Хлеб Ангельский яде человек. Хлебом ангельским называет Пророк, потому что подаваем был Ангелами. Ибо Ангелы, как знаем из божественного Писания, служат Божиим мановениям; говорит же так божественный Апостол; не еси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение (Евр. 1, 14)? И еще: аще бо глаголанное Ангелы слово бысть известно (2, 2.), и так далее. Хлебом же небесным называет, как ниспосланный свыше; потому что птиц, летающих по воздуху, божественное Писание именует птицами небесными (Быт. 2, 10).

Брашно посла им до сытости, то есть, до насыщения даровал им сей пиши. Потом Пророк извещает и о подаянии мяс.

26). Воздвиже юг с небесе, и наведе силою Своею Лива: 27). И одожди на ня яко прах плоти, и яко песок морский птицы пернаты. Ветрами согнав от- всюду этих птиц, повелел им летать около кущей израильских, доставляя тем добровольно отдающуюся в руки добычу.

28). И нападоша посреде стана их, отрест жи-

48

 

 

лищ их. 29). И ядоша и насытишася шло, и желание их принесе им 30). Не лишишася от желании своего. Насладились тем, чего вожделевали, и удовлетворили жадности; впрочем понесли наказание за ненасытность.

Еще брашну сущу во устех их. 31). И гнев Божий взыде на ня, и уби множайшая их, и избранным Израилевым запят. Поелику, имев много опытов Божией силы, не веровали, что Бог может подать пищу; то явил им вразумление, научая, что может творить то и другое, и блага подавать, и налагать наказания. Впрочем тем не менее продолжали они согрешать. Ибо Пророк присовокупил следующее:

32). Во всех сих согрешиша еще, и не вероваша чудесем Его. 33). И исчезоша в суете дние их. и лета их со тщанием. Греша, впадая в ошибки, и ни мало не промышляя о том, что могло послужить в пользу, предавшись же суетным и безполезным начинаниям, и со всем тщанием приводя их в исполнение, отошли они из сей жизни.

34). Егда убиваше я, тогда взыскаху Его. и обращахуся, и утренневаху к Богу. (35). И помянута, яко Бог помощник им есть, и Бог Вышний избавитель им есть. Человеколюбивый Владыка не напрасно налагал на них узы; потому что немалую пользу получали от сего. Наслаждаясь благами, не чувствовали сего, а наказываемые, начинали испрашивать Божия человеколюбия.

36). II возлюбиша Его усты своими, и языком своим солгаша Ему: (37). Сердце же их не бе право с Ним, ниже уверишася в завете Его. Обещались же любить Его словами лживыми; потому что словам сим противоречил помысл, совещавая в себе противное божественным законам, и не хотя веровать божественным глаголам.

49

 

 

38) Той же есть щедр, и очистит грехи их, и нерастлит. Однако же Он, действуя по собственной Своей благости, не восхотел предать их совершенному растлению.

B умножит отвратити ярость Свою, и не разжжет всего гнева Своего. А Симмах перевел так: и долго отвращал гнев Свой, и не возбуждал всей ярости Своей; то есть, не налагал на них наказания, соразмерного их преступлениям.

39) И помяну, яко плоть суть, дух ходяии и необвращаяйся. Ибо знал немощь их естества, знал, что, по истечении не долгаго времени, приимут конец жизни.

40) Коль краты преогорчиша Его в пустыни, прогневаша Его в земли безводней? (41) И обратишася, и искусиша Бога, и Святаго Исраилева раздражима. Всем этим показывает Божие долготерпение. Подробнее же о каждом из сих событий можно дознать из истории, потому что Иудеи, то обоготворили тельца, то причастишася Веелфегору (Псал. 105, 28). а иногда помышляли похитить власть у великого Моисея; насыщаясь манною, оставались неблагодарными; получив повеление занять обетованную землю, отговаривались страхом; и сверх сего делали тысячи других огорчений, о которых не будем упоминать, не желая продолжить слово.

42) Не помянута руки Его, в день в оньже избави я из руки оскорбляющего. Не захотели привести себе на мысль прежния благодеяния, разсудить о силе Божией, которою освобождены были от египетской работы. Потом исчисляет Пророк бывшия там чудеса.

43) Якоже положи во Египте знамения Своя, и чудеса Своя на поли Танеосе. В Танисе был дворец Фараонов. Там великий Моисей низводил казни на Египтян.

50

 

 

44) И преложи в кровь реки их и источники их, яко да не пиют. Ибо прежде всего не только речныя воды, но и скопившияся от дождей, превратил в кровь, томя жаждою прекословящих.

45) Посла на ня песия мухи, и поядоша я, и жабы, и растли я. (46). И даде рже плоды их, и труды их пругом. Песиих мух и жаб употребив служителями гнева, причинил им жестокия мучения, а ржею и саранчею повредил земные плоды.

47) Уби градом винограды их, и черничие их сланою. Как ржею и саранчею истребил плоды, так градом и инеем умертвил самые корни дерев. Вместо: черничие иные толковники перевели: дикая смоковница.

48) И предаде граду скоты их, и имение их огню. А Симмах перевел так: предал скот их язве, и стяжания ихъ--птицам хищным; потому что. прияв внезапную кончину, соделались пищею плотоядных птиц.

49) Посла на ня гнев ярости Своея, ярость и скорбь, послание аггелы лютыми. Яростию и гневом и скорбию Пророк назвал жестокия казни. А лютыми аггелами — служителей казни, лютостию именуя не естественную и не произвольную злобу, но мучительность наказания. Так днем лютым (Псал. 40, 1) называет день наказания. То же дал разуметь и Симмах; ибо вместо: лютыми аггелы, перевел: аггелами мучащими.

50) Путесотвори стезю гневу Своему: то есть, человеколюбие не воспрепятствовало наказанию, но дало место праведному вразумлению. Сие выразил Пророк и в присовокупляемом:

И не пощаде от смерти душ их, и скоты их е смерти заключи: (51). И порази всякое первородное в земли египетстей, начаток всякаго труда их в селениих Хамовых. Ибо, увидев упорное их серд-

51

 

 

це, нещадно наслал на них казни, предав сперва гибели скот, а потом неожиданной смерти первородных. Селениями же. Хамовыми назвал Египет; потому что сын Хамов — Месрем, а Месрем — Египет.

52) И воздвиже яко овцы люди Своя, и возведе я яко стадо в пустыни. Так, наказав Египтян, собственный народ Свой извел в пустыню, уподобляясь пастырю, ведущему стадо.

53) И настави я на упование, и не убояшася. Ибо, дав многия ручательства в собственной силе Своей, повелел твердо уповать на Него и не приходить в боязнь. Но хотя и сие соделано было Богом всяческих; однако же не захотели они положиться на Божию силу.

И враги их покры море. Самое море открыло им путь, а врагов погребло в волнах.

54) И введе я в гору святыни Своея, гору сию юэисе стяжа десница Его. Посему, освободив их из Египта, дал им землю, какую обетовал. Ибо горою Сион Пророк означил всю землю.

55) И изгна от лица их языки, и по жребию даде им ужем жребодаянгя. Ибо, освободив оную землю от древних обитателей, обладание ею, по обтованиям, передал народу Своему. Сие значит сказанное: ужем жребодаянгя. Ибо собственную свою землю обыкновенно меряют владетели. Жребии же и разделения земли подробнее показаны в писании Иисуса Навина.

И всели в селениих их колена Исраилева; потому что разделили они землю по коленам. Так Пророк, показав неверие их в пустыне, описывает нарушение ими закона в земле обетования.

56) И искусиша и преогорчиша Бога Выгиняго, и свидений Его не сохраниша. После многих и великих благодеяний продолжали нарушать закон и преступать заповеди Божии.

52

 

 

57) И отвратишася, и отвергошася, якоже и отцы их. Подражали злобе отцев, и видев наказание их, даже и тем не воспользовались.

Превратишася в лук развращен. Искусно уготованный лук пущенныя с него стрелы отправляет прямо в цель. А если лук какъ-либо искривлен; то не может дать прямаго направления пущенным стрелам. Посему и они, утратив правоту ума, не воспользовались, как должно, божественными благодеяниями, что могло служить к пользе, обратили то в повод ко вреду.

58) И прогневаша Его в холмех своих, и во ис- туканных своих раздражиша Его. Прияв блага от Бога всяческих, послужили бездушным идолам.

59) Слыша Бог и презре. То есть, молящихся не удостоил Своего промышления. Но яснее показывает это история Судей; потому что Бог предавал их, то Амоннитянам, то Моавитянам, иногда же Мадианитянам и Филистимлянам, наказывая за нечестие.

И уничижи зело Исраиля. Так пресловутый народ, чудесно освобожденный от египетского рабства, который море виде и побеже, и Иордань возвратися вспять (Поел. 113, 3), — сей самый народ легко преодолевали соседи.

60) И отрину скинию Силомскую селение Свое идеже вселися в человецех. О сем повествуется уже в начале Царств, где упоминается о первосвященнике Илии и о беззаконии сынов его.

61) И предаде в плен крепость их, и доброту их в руки врагов. Крепостию и добротою их Пророк называет кивот. Офни и Финеес, вынесши его на помощь единоплеменникам своим, понесли наказание за свои преступления. Кивот же, взяв иноплеменники, как лучшую некую часть добычи, принесли в дар Дагону. А это был идол, которому они служили.

53

 

 

62) Я затвори во оружии люди Своя, и достояние Свое презре. Предал их в руки врагов, по причине чрезмернаго беззакония. А достоянием наименовал их Пророк, потому что всегда пользовались великим попечением Божиим. Так назвал их и великий Моисей; ибо говорит: и бысть часть Господня, людие Его Иаков: уже наследия Его, Исраиль (Второз. 32, 9). Потом Пророк исчисляет виды наказания.

63) Юноши их, пояде огнь, и девы их не осетованы дыша: (64). Священницы их мечем падоша, и вдовицы их не оплаканы будут. Одних предал огню, а над другими не было обычнаго плача; потому что каждый занят был собственными своими бедствиями. А священники Офни и Финеес, несшие самый кивот, убиты, научаемые самым делом, что живущие в беззаконии не должны надеяться на Божие о них попечение.

65). И. воста яко спя Господь. Впрочем, подвергая их сим наказаниям, и врагам их показал причины совершившагося.

Яко силен и шумен от вина: (66). И порази враги Своя вспять, поношение вечное даде им. Как бы некий сон отложив долготерпение, нанес иноплеменникам такой удар, по которому у всех стали они достойными осмеяния. Разумеет же Пророк болезнь на седалищах, о которой повествует и история (1 Цар. 5, 9). Сие же выразило и пророчество; ибо сказано: порази враги Своя вспять, означив приличным выражением часть тела, которой нанесена язва. Сном же назвал Пророк долготерпение; а шумом от вина — негодование; так как Богу и праведно налагать наказание на прегрешающих есть нечто привходящее для Него.

67). И отрину селение Иосифово, и колено Ефремово не избра. Опять Пророк, оставив прочия колена,

54

 

 

упоминает одно Ефремово, провидя будущее похищение власти; потому что из него происшедший Иеровоам отторг десять колен от царства Давидова. Иосифом же и Ефремом называет одно и тоже колено; потому что Ефрем — сын Иосифов. Сказует же, что колено сие отринуто, потому что не осталась скиния в Силоме, но прешла благодать божественного кивота в Иерусалим, где после того Соломон воздвиг божественный храм.

68) И избра колено Иудово, гору Сгоню, гоже возлюби. Колено Иудино избрал ради жезла, который, как ожидали, должен был процвесть от Иесеея. О сей леторасли предвозвестил и Патриарх Иаков, благословляя Иуду. Упоминает же о ней и божественный Павел, говоря так: яве же, яко от колена Иудова возсия Господь наш Иисус Христос (Евр. 7, 14). Поэтому ради сея леторасли Бог предпочел прочим коленам колено Иудино. Но, поелику тайна сия для многих была некоторым образом неведома; то Пророк для большей ясности присовокупил: гору Сгоню, юже возлюби, чтобы утушить зависть в других коленах, как бы так говоря: никакого предлога к зависти не имейте для себя в этом; потому что ради горы Сиона избрал Бог колено Иудино. Сверх того Пророк хочет показывать досточтимость горы, по причине храма, какой будет создан на ней.

69) И созда яко единорога святилище Свое. Говорят, что единорог вооружен одним рогом. Единому покланяться Богу учил и закон. Посему Пророк справедливо единорогу уподобил единый храм, посвященный единому Богу.

На земли основа и в век. А Симмах перевел так: как землю, которую основал в век. И другие толковники выражают туже мысль. Посему говорит: как одну создал землю, так повелел один создать храм Иудеям.

55

 

 

70) И избра Давида раба Своего, и восприят его от стад овчих. Сим в одно и тоже время дал видеть, и добродетель Давида, наименовав его рабом Божиим, и щедрость Бога, Который пастыря овец соделал царем.

71) От доилиц поят его. А Симмах перевел так: последующим за носящими во чреве вел его. Это — особенное доказательство Божией щедрости. Ибо Давид был не совершенный пастырь, но помощник пастыря, который ходит вслед рождающих овец.

Пасти Иакова раба Своего, и Израиля достояние Свое. И сие показывает преизбыток попечительно- сти. Ибо не над каким-либо незначительным народом поставил пастыря овец, но над потомками Израиля, усвоившими себе именование праотца и пользовавшимися Божиим о них промышлением, над теми, которых Бог Себе отделил, как некий жребий 1).

72) И упасе я в незлобии сердца своего, и в разумах руку своею наставил я есть. И не был не признателен к Божиим благодеяниям, но срастворив благоразумие с простотою, руководил их по божественным законам. Сему подобно и законоположение Господне: будите мудри яко змия, и цели яко голубие (Матф. 10, 16). Ибо Господь, устранив порок того и другого, отъяв и злобу змии и неразумие голубя, срастворил достойную похвалы добродетель. В сей-то добродетели надлежит преспевать и нам, которые с блаженным Давидом призваны на тоже, или лучше сказать, на вящшее; потому что нам поручено служение в высших делах, по законоположению божественного Павла, ходити достойно звания, в неже звани быхом (Ефес. 4, 1).

________________________

1) При переводе сего места предпочтено греческое чтение, согласное с древними славянскими переводами, сохраняющимися в рукописях.

56


Страница сгенерирована за 0.16 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.