13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феодорит Кирский, блаженный
Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 74-го
ИЗЪЯСНЕНИЕ ПСАЛМА 74-го.
1) В конец, да не растлиши, псалом песни Асафу. А Симмах перевел: победный о нетлении псалом Асафу. Поелику псалом сей содержит в себе предречение о праведном суде Божием, и предвозвещает, как погибель делателям лукавства, так благия воздаяния любителям добродетели; то пророческое слово не без основания повелевает в надписании, не растлевать благочестивых помыслов, но хранить их здравыми и наследовать нетление. И сей псалом изрекается от лица пленников в Вавилоне, дающих обет песнословить Бога, если сподобятся Божией милости.
2) Исповемыся Тебе Боже, исповемыся Тебе, и призовем имя Твое. И из сего явствует, что изрекли сие, не улучив еще возвращения; дают же обет песнословить Бога и возвеличиться досточтимым именем Его. Ибо сказанное: призовем имя Твое, означает: снова будем именоваться Твоим именем, и наречемся народом Твоим.
Повем вся чудеса Твоя. (3). Егда прииму время. А Акила и Симмах переводят так: когда будет собрание; то есть, когда возвратимся и будем собираться в Твой священный храм, тогда законно станем и Тебя песнословить, и возвещать благодеяния Твои неведущим. Ибо то время дозволит нам сделать сие, а ныне взываем: како воспоем песнь Господню на земли чуждей (Псал. 136, 4)? Так пророческое слово, научив, что надлежало говорить пленникам в Вавилоне, показывает, как Бог отвещает на данные обеты и говорит:
Аз правоты возсужду, то есть, по закону воздам справедливость и вам и Вавилонянам.
4). Растаяся земля и еси живущий на ней; потому
34
что Я — Судия целой вселенной, и на всех наложу достойные наказания.
Аз утвердить столпы ея. Я — над всем властелин, как Создатель всего. Ибо Я сотворил и основал землю, как некиими столпами подпирая ее Моими уставами, повеление положих, и не мимо идет (Псал. 148. 6). Посему, и как судия не хочу наказывать, но предсказываю наказания, чтобы согрешающих угрозою соделать целомудреннейшими, и увещаваю, и советую возненавидеть всякий вид беззакония, позаботиться же о правдивом и скромном образе мыслей. Сему учит и в присовокупляемом:
5) Рех беззаконующим, не беззаконнуйте: и согрешающим, не возносите рога. Ибо из всех недугов самый жестокий — не только грешить, но и величаться этим.
6) Не воздвигайте на высоту рога вашего. Потом показывает Пророк, какую разумеет высоту.
И не глаголите на Бога неправду. Животные, у которых есть рога, слишком величаются ими. Пророческое же слово увешавает, не увеличивать беззакония высокомерием и не отверзать уст против Бога.
7) Яко ниже от исход, ниже от запад, ниже от пустых гор: (8). Яко Бог судия есть. Исходами Пророк назвал восток (так показывает и пятое издание), а пустыми горами — северные и южные страны; потому что оные по чрезмерному холоду и жару остались совершенно необитаемыми. Посему Пророк учит, что не возможно избежать суда Божия; потому что достигнет ли кто востока, покусится ли уйдти на запад, или на юг, или на север, — везде подлежит Божию приговору. Потом учит, что перемены в жизни бывают по Божию определению.
Сего смиряет, и сего возносит. (9). Яко чаша в руне Господни, вина не растворена исполнь раство-
35
рения, и уклони от сея в сию. О сей чаше учит и пророчество божественного Иеремии. Ибо повелевается ему Богом всяческих взять чашу, и напоить Иерусалим, и князей, и сопредельные народы (Иерем. 25, 15 — 28). Вином же называет Пророк наказание, потому что подобно упоению отъемлет силу, и нарушает стройность в составах. Посему пророческое слово сказует, что праведный Судия, иногда на нас, а иногда на них налагает наказание; и ныне одного возносит, а другаго смиряет, и иным опять дает высоту, и напасти пременяет, и благоденствие прелагает. Пленным в Вавилоне не просто внушалось говорить это, но предвозвещались им, и рабство Вавилонян, и собственная их свобода; потому что, по истечении не многаго времени, Кир сокрушил силу Вавилонян, и возвратил прежнюю свободу Израильтянам.
Обаче дрождие его не истощися, испиют еси грешни земли. Самое тяжкое наказание назвал дрождием. Я, говорит, испил более устоявшееся, то есть, подвергся меньшим бедствиям, а Вавилоняне испиют самые подонки, то есть, потерпят бедствия жесточайшие тех, какие причинили. Я, семдесят лет быв в рабстве, возвращен, они же преданы будут вечному рабству.
10) Аз же возрадуюся в век, воспою Богу Иаковлю. Как они издевались над нашими бедствиями, когда испивали мы их; так и мы, видя наказание их, вознесем песнопение Богу, не над ними посмеваясь, но изъявляя признательность за благодеяния.
11) И вся роги грешных сломлю, и вознесется рог праведнаго. Сими словами предвозвещалось им, что сокрушит врагов, которые ополчатся на них по возвращении. Посему-то и сказал Пророк; вся роги грешных; так как, из разных собравшись народов, предприняли против них войну. Упоминают
36
же о сем пророчества: Иезекиилево, и также Михеино и Захариино. По сокрушении сих врагов, Израильтяне соделались славны и знамениты, как одержавшие такую победу. Рогом же праведнаго Пророк назвал благочестивый образ мысли. А если кому угодно разуметь, что называемый здесь праведным есть Зоровавель, котораго употребив служителем, совершил Бог сию победу; то не погрешит он против истины.
Страница сгенерирована за 0.24 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.